Обломовщина в русской


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Игнир» > Обломовщина в русской литературе
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Обломовщина в русской литературе

Статья написана 12 октября 2014 г. 16:09

Обломовщина в русской литературе

Всякий, хоть немного знакомый с русской литературой, слышал слово «обломовщина», ведь известный роман Гончарова и по сей день остается актуальным. Но я, в отличие от Гончарова, хочу поднять тему «обломовщины» не в обществе, а в современной литературе.  

Вспомним нашего помещика. Илья Ильич любил рассуждать о прекрасном, о смысле жизни, который он понимал по-своему, о природе и человеческих чувствах. Давайте допустим маленькую вольность и представим, что наш Обломов стал... современным писателем. Какие книги бы он писал, о чем и как? Впрочем, о чем — понятно: идиллистические утопии о замечательной сельской жизни, о растущих на деревьях булках и стадах румяных жареных поросят, о краях, где по мановению волшебной палочки или просто по движению бровей исполнялось бы любое желание.

А вот как... На этом позвольте остановиться поподробнее.

Девиз множества современных писателей, имя коим легион — «писать, чтобы продать». Литература давно стала товаром, и для многих писателей этот факт, к сожалению, стал превалирующим. Для них требования к литературе из нравственных превратились в потребительские.

Если я беру в руки книгу и вижу, что автор не утруждает себя новыми идеями, смелыми взглядами, новыми героями, когда всплывают до смерти надоевшие супермены и силиконовые красотки, когда я вижу, что писатель не желает искать и придумывать что-то новое, я понимаю, что передо мной — писатель-Обломов. И пишет он не оттого, что не может не писать, что наболело или ослепило идеей, а потому, что нашел непыльный и удобный способ заработать. Я не отрицаю у таких людей способностей (каковые были и у Обломова), но вот пустить их в ход, направить куда нужно — и лень и страшно. Проще писать о бесконечных магических войнах, суперменах-десантниках, вампирах и галактической мафии.

Если я беру в руки книгу и вижу, что лучшее, что в ней есть — это красивая обложка, я понимаю, что ее автор Обломов. Что его интересуют красивые формы и ладный слог. Что он, как тот помещик, любуется на созданный его фантазией мир и говорит себе: ах, как славно, как прекрасно все устроено! И не задается вопросом о смысле своей конструкции, как и Обломов не задавался вопросом о смысле помещичьей жизни. Чтобы сыт был, одет — и слава Богу! И всего-то! Как мило! А как там его крепостные или читатели — да пес с ними, схавают, что Бог пошлет.

Я думаю, что любой разборчивый читатель легко вычислит и определит таких Обломовых. Но беда в том, что именно Обломовы задают тон в современной литературе, ставят те рамки, за которые ни-ни, а то не купят; формируют такого же неприхотливого и довольствующегося малым читателя.

И вот варят такие Обломовы супчики-суррогаты из всем известных историй, узнаваемых героев и штампов. И супчики хавают, а что, много ли обывателю надо? Немного остренького, немножко страшненького, поменьше горькой морали, да побольше сладенького секса, а также жгучих драк и разборок.

Хавают, ориентируясь на разрекламированные имена поваров и вывески ресторанов-издательств. Бывает, высунется кто-то с новым блюдом, так в шею его! Ты кто такой с мастерами равняться, еще клиентов потравишь! Твое место посуду мыть, в крайнем случае, помогать мэтрам у плиты. И вообще, блюдо у тебя недосоленное, переперченное, неформатное, нет, пипл это есть не будет.

Да, сегодня литература — товар, а товар должен продаваться. Не спорю. Но ведь товар должен еще и совершенствоваться, развиваться, иначе — гибель. Обломов не хочет развиваться. Он и так хорош сам по себе, культурен, мил, приветлив. И так же милы его произведения.  Чего еще вам надо, искренне изумится он. Вот экшен, вот любовь, вот непредсказуемая развязка. Красиво, как призрачное обломовское имение, которое он так и не построил. Но нет ни идеи, ни души, ни стремления. Потому что лень и страшно. Лень заставить себя искать что-то новое. И страшно ошибиться, рисковать «громким» именем и репутацией. Выгоднее и легче писать под заказ бесконечные сериалы.

Не только в России, но и во всем мире писатель и поэт больше чем просто пишущий человек. «Просто взять и написать» может всякий. Не каждый может осознать последствий своего творения не только для читателей, но и для самого себя. Ибо за каждое слово нам придется ответить. Перед Богом, вечностью или людьми. Без понимания этого нельзя стать хорошим писателем, а вот очередным Обломовым — запросто.

Литература не должна служить, тем более Маммоне. Она — святой дух, поддерживающий в нас огонь духовности. Не будет его — и она превратится в кучу сомнительных произведений, написанных только для того, чтобы их продать...





1713
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 19:03
Неплохой у вас заход в тему получился. Только вот про духовность вы зря. Слишком просто, нравоучительно и нарочито.
А что касается кулинарного заговора издателей, то пусть. Не такое уж это непреодолимое препятствие. Скорее «воспитывающее», выявляющее по вашему определению «обломовцев» на ранних стадиях. Лучшие прорвутся.


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 19:29

цитата isaev

Только вот про духовность вы зря.

Про духовность никогда не зря. 8-) Это лучшее, что есть в хорошей литературе. Даже развлекательной.
Писать, чтобы продать — это ремесленичество. Я ничего не имею против, но ремесленник никогда не станет классиком, не поднимется выше, потому что качество, увы, идет, как правило, вразрез с коммерцией.
Таким образом, писательство только ради денег не даст нам новых Пушкиных, Гоголей и Достоевских. И это меня удручает.
Вот к чему я веду.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 19:47

цитата Игнир

писательство только ради денег не даст нам новых Пушкиных, Гоголей и Достоевских

Ээээ... ну как бэ Достоевский писал ради денег — покрывать карточные долги надо было чем-то...
 


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 20:52
Достоевский писал в том числе ради денег. Почувствуйте разницу?
PS. Да, к сожалению, я забыл с кем разговариваю.
 


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 21:01
Не-а, не чувствую.
 


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 21:21
Меня умиляют люди, любящие приводить в пример Достоевского... :-)
А много ли вы знаете мастеров, равных Достоевскому из тех, кто пишет ради денег?
Думаю, ни одного не знаете. Потому что их нет. Потому что ФМД уникален. И ссылаться на него глупо, даже если он и писал ради денег. Это исключение, лишь подтверждающее правило.
Я уже не говорю, что писал он ради денег потому, что хотел выжить. У нас же писатели непрофессиональны, ни перед кем из них не стоит задача выживать... Это отчасти причина уникальности ФМД. Он судьбой был поставлен на грань, и уж кого-кого, но не его можно упрекать, что писал он ради денег.
Попробуйте ТАК написать ради денег, а я посмотрю...
 


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 22:06
Да послушайте вы... Фуфло ваш Достоевский, ну серьезно. Сплошная рефлексия и страдания, как у обиженных православными активистами терпил всех мастей. Сравнивать его с тем же «Големом» Майринка — просто несерьезно, выглядит то же «Преступление и наказание» детским лепетом начписа про попаданцев рядом с монолитом Майринка.

цитата Игнир

Он судьбой был поставлен на грань

Бедняжка! Это такая суровая судьба — проиграться в карты, Его прямо насильно заставляли играть в карты, силком тащили «игра в карты или смерть!».


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 23:14

цитата Ghost of smile

Сравнивать его с тем же «Големом» Майринка — просто несерьезно

Сравнивать ФМД с кем-то — еще более несерьезно. Так что спор этот никуда не ведет.
Майринка читал что-то, не «Голема». Впечатления: скучная муть. И вы хотите сказать, что ваш Майринк писал исключительно ради денег? Он сам об этом говорил?

цитата Ghost of smile

Это такая суровая судьба — проиграться в карты

Почитайте, что ли, биографию ФМД. Похоже, что, кроме игры в карты, ничего о нем не знаете. Вас послушать, так он только и делал, что играл, проигрывал, а потом романы писал, чтобы расплатиться. Так и жизнь прошла... :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 23:27

цитата Игнир

так он только и делал, что играл, проигрывал, а потом романы писал

Ну почему. Он еще малолеточек потрахивал, даже Невзоров об этом рассказывал, вот послушайте (или почитайте):
http://nevzorov.tv/2013/11/pedofi...
Бездна духовности, фиг ли! Скрепа прямо!
 


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 23:47
Вы на сайте человек новый, поэтому позвольте ввести Вас в курс дела. У Ghost of smile здесь сложилась определённая репутация: с ним не спорят, себе дороже.
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 00:19
О да. Я — единственный сатанист на форуме. Why so serious?
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 19:48

цитата Ghost of smile

даже Невзоров об этом рассказывал

Ну, тоже, нашли авторитета...

цитата Ghost of smile

Бездна духовности, фиг ли! Скрепа прямо!

Какое отношение имеет его личная жизнь к его произведениям? Зависимость, конечно, есть, но непрямая. Мы обсуждали роман, а вы скатились на личности. Это не комильфо.

цитата Славич

У Ghost of smile здесь сложилась определённая репутация: с ним не спорят, себе дороже.

Я не спорю с теми, кто не желает хотя бы понять точку зрения собеседника. Это бессмысленно и непродуктивно. И переход на личности меня настораживает. Пусть даже эта личность не моя.
 


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 00:32

цитата Игнир

Ну, тоже, нашли авторитета...

А чем Невзоров не авторитет? Просветите меня, глупого.

цитата Игнир

Мы обсуждали роман

Если вы не заметили, я обсуждал с самого начала «духовность», о которой кричит весь ваш пост. Так вот, как сочетается духовность и педофилия?


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 15:32

цитата Игнир

Литература не должна служить, тем более Маммоне. Она — святой дух, поддерживающий в нас огонь духовности. Не будет его — и она превратится в кучу сомнительных произведений, написанных только для того, чтобы их продать...


В гробу я видел эту духовность и служение. Именно они и ведут к Маммоне. Так как давно стали лишь элементами бренда.

Честный ремесленник — намного лучше чем стяжатель с горящими глазами надрачивающий на прикрытый лозунгами о духовности сифилитический провал на месте таланта писателя.


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 19:55

цитата Ghost of smile

А чем Невзоров не авторитет? Просветите меня, глупого.

Почему я должен верить какому-то телевизионщику, заведомому любителю жареного, известному цинику, считающему, что все люди дерьмо, а духовности не существует, это все поповские выдумки?
Короче: он со свечкой над Достоевским стоял? Нет? Ну, о чем еще говорить...
Пнуть мертвого льва любая шавка может, ей за это ничего не будет.

цитата Ghost of smile

Так вот, как сочетается духовность и педофилия?

Я ответил выше.

цитата Цефтриаксон

Честный ремесленник — намного лучше чем стяжатель с горящими глазами надрачивающий на прикрытый лозунгами о духовности сифилитический провал на месте таланта писателя.

Вы бросаетесь в крайности.
Если духовный писатель — то сразу врун и стяжатель... А если ремесленник — то обязательно честный? :-))) Ахаха, насмешили. Как будто не может быть вариантов.
Много ли вы видели у нас честных ремесленников? А что для вас честность? Прежде чем спорить, давайте сойдемся на самих понятиях, дабы спор был предметным.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 20:35

цитата Игнир

Если духовный писатель — то сразу врун и стяжатель... А если ремесленник — то обязательно честный? :-))) Ахаха, насмешили. Как будто не может быть вариантов.

Нет, я не о обязательности. А о честности присущей самому подходу. Ремесленнику не надо лгать ни себе ни другим насчёт своего стремления заработать.

И кстати. в моих словах речь о честных ремесленниках. нечестные там просто не упоминаются ;)
 


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 21:04

цитата Цефтриаксон

Ремесленнику не надо лгать ни себе ни другим насчёт своего стремления заработать.

Ах, вот оно что! Вот я что-то не встречал таких честных писателей, которые говорили бы: я просто ремесленник и своими книгами просто хочу срубить бабла... А вы встречали? Назовёте? То-то и оно. А говорите: честные... Перед собой — еще может быть, и то не каждый... А послушать, так все исключительно идейные книги пишут о борьбе бобра с козлом... А по сути — именно рубят бабло. Извините, я таких авторов честными назвать не могу.
И ремесленники разные бывают. Одни стремятся сделать свой товар лучше и лучше, и становятся Мастерами, другим хватает своего среднего уровня — они и составляют большинство, которое пишет ради денег. Но ни хорошей книги, ни хорошего горшка от таких ремесленников не дождешься. Для шедевра мало быть ремесленником, надо быть творцом.
 


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 22:45

цитата Игнир

А вы встречали? Назовёте?

Кинг? )
Тот же Достоевский. Пушкин итп. Светчами словесности их уже потом делают.

Ну раньше так было. Сейчас же хотят сразу в классики.

Или например не за бабло пишет а потому что интересно писать или славы хочется.
Или аудитория нужна. итп. А не потому что у них духовность до колен.

цитата Игнир

Для шедевра мало быть ремесленником, надо быть творцом.

Ща каждый писака фанфиков по Наруто — творец :)
А нормальных книг ни ради денег ни ради идеи — столько же сколько и раньше. Считанные проценты.

Просо вони вокруг этого неизменного факта — на порядок больше, благодаря информационной революции.


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 23:00

цитата Цефтриаксон

А не потому что у них духовность до колен.

У кого она до колен, тот об этом не говорит. ;-)

цитата Цефтриаксон

Ща каждый писака фанфиков по Наруто — творец :)

Об этом не им судить.

цитата Цефтриаксон

А нормальных книг ни ради денег ни ради идеи — столько же сколько и раньше. Считанные проценты.

Закон Старджона? 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 октября 2014 г. 10:37

цитата Игнир

У кого она до колен, тот об этом не говорит. ;-)

говорят те у кого до колен, но не стоит.

цитата Игнир

Об этом не им судить.

Им им... ИХ сейчас больше. И будет ещё больше. А высоколобые с духовностью — собирают бутылки. Как реально, так и фигурально.

цитата Игнир

Закон Старджона? 8-)

Он самый )

PS: кстати. лучше отвечать непосредственно на сообщение. тогда уведомление о ответе приходит.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2014 г. 19:48

цитата Цефтриаксон

ИХ сейчас больше. И будет ещё больше. А высоколобые с духовностью — собирают бутылки. Как реально, так и фигурально.

Все это было, и еще будет. Будет и противоположное. :-) Рим был разграблен варварами... но инквизицию сменял Ренессанс. Понимаете?

цитата Цефтриаксон

лучше отвечать непосредственно на сообщение. тогда уведомление о ответе приходит.

Спасибо. А смысл? Все равно я нечасто захожу. Да и тема, вроде как, исчерпана? :-)
 


Ссылка на сообщение15 октября 2014 г. 21:05

цитата Игнир

Да и тема, вроде как, исчерпана?

Тоже вариант )


⇑ Наверх