Лампа Мафусаила или Крайняя


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «osipdark» > "Лампа Мафусаила, или Крайняя битва масонов и чекистов", Виктор Пелевин
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Лампа Мафусаила, или Крайняя битва масонов и чекистов», Виктор Пелевин

Статья написана 12 октября 2017 г. 17:33

*реклама клипа «Голос Омерики» непреднамеренна*

У России две проблемы,

или Величайшее Противостояние в Истории

Начну, наверное, с очередной анекдотичной крылатой пелевинской фразы, позаимствованной мной из романа «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов и масонов»:

"— Что такое феминизм?

— Читали «Капитал» Маркса? Если проституция — это прибыль из п*зды, то феминизм — сверхприбыль оттуда же.»

Не связанная эвфемизмами и цензурой, в своей откровенной, пусть и пошлой в критерии откровенности, цитата-то глубже и шире, чем кажется. Не упрек в борьбу за права женщин, гендерное равноправие, которое, безусловно, необходимо отстаивать в странах с феодальными пережитками, а намек на то, к чему пришло данное движение, даже скатилось. Инструмент манипуляции в политических игрищах и отличный бренд истинных демократий, с помощью которого можно отлично наживаться. К сожалению, даже передав контекст, один мой либеральный... нет, не чекист, а просто друг, правда, друг отличный, братан... нет, не масон, в смысле, а просто братик, таки увидел здесь лишь сортирную пошлятинку необразованного писаки, который глумится над бедными представительницами крайне древней жреческой профессии.

Возвращаясь конкретно к комментированию данного произведения Виктора Пелевина, должен сказать, что это что-то великолепное, настолько же масштабное, во истину постмодернистское, искусное и интересное, как и такие его вещи, вроде «S.N.U.F.F.» с «Чапаев и Пустота». И, самое главное, лучше «Т», который пусть и был, как и любая другая работа автора, с оригинальными концепциями (каббалистика для попадания в рукописные миры; души писателей, перерожденные в литературных персонажей; человеческая душа и мир в целом как сменяющие друг друга актеры на сцене, которые есть античные и иные боги), долей юмора, цитатами в народ и т.д., и т.д. *прочие не оспоримые плюсы пелевенщины*, был все же книгой чересчур занудной и монотонной, с крайне тягомотным развитием сюжета. И, по сути, дублированием «Чапаева и Пустоты», только, в отличие от того же «S.N.U.F.F.», плюсов у данного апгрейда аля модернизации самой известной и сильной работы Пелевина, в сравнении, конечно, не было. В этом смысле, как и в других, «Лампа Мафусаила...» — явное, бесспорное движение, даже мощнейший толчок вперед. И в плане концептов, и в плане персонажей, и в плане формы.

Перед нами четыре повести, четыре эпизода чуть ли не эсхатологического противостояния двух сверхсил человеческой истории — альянса масонских лож и светлого ордена чекистов, которое разворачивается во времени, в пространстве, в Пустоте, в экономике, голове, подсознании, политике, оккультизме и т.д., и т.д. *пелевенщина*. Четыре повести, которые умело как все вместе, так и по отдельности (особенно «космическая драма», где есть место политической сатире, исторической прозе, русской повести примерно так 19 века, хроноопере, научной фантастике и т.д, и т.д.) комбинируют и образуют отменные пастиши. Четыре повести, каждая из которых гладко и неожиданно нетривиально переходит в другую, образуя метапрозаический роман, а обращая внимание на многочисленные отсылки к предыдущим произведениям Виктора Пелевина («Т», «Чапаев и Пустота» — и это как минимум, самое что на поверхности), так и вообще его межпроизведеченский, общетворческий метароман. Метароман, в котором понимание реальности в очень обобщенном виде уже давно потерялось в постоянно изменяющихся даже не картинах на расстановку сил в мировой шахматной доске Человечества, не исторических вариаций тех или иных событий, а в сменяющих друг друга устройств мироздания made in the Pelevin's mind, где реальности лишь иллюзии в море Пустоты, где миры лишь взгляд Великого Ока на само себя, где все написано либо каким-то писателем, либо его творением, где реальность лишь сон кокаинового наркомана времен Гражданской войны, где реальность лишь книга бытия вневселенской сверхцивилизации, где реальность лишь одна из возможного бесконечного квантового множества возможностей, где реальность очередное изменение в темпоральных войнах, где реальность продукт войны древнейших цивилизаций галактики, и т.д., и т.д. *пелевинщина ж*. Не счесть числа этим потенциям, которые рождаются и занимают свое законное место в литературном Универсуме Виктора Олеговича по его душевному настрою. Или настрою коллектива авторов, которые пишут за тенью придуманного ими же лейбла-проекта (хорошо над этим поиронизировал сам Пелевин, кем или чем б он не был, в «Т»).

Как бы там не обстояли дела творческие на самом деле, перед нами четыре классных и мощных, безусловно, по всем критериям, постмодерновых законченных произведений, сводящих все, кроме пародирования и разрушения собственных жанров (как, for example, «исторический очерк» «Храмлаг», второй по крутости у меня после «Самолета Можайского», который деконструирует (пост)советскую архивно-историографическую документалистику; а как он объясняет корни зоновского российского блатняка — это так и вовсе сказка) и прочих чисто постмодернистских задач, говорят о главном. Через черно-юмористические и иронические, не скрыто сатирические, моменты, «Лампа Мафусаила» доносит до нас размышления, в не очень-то и законспирированном облике, из второй части названия романа. Да-да, не последняя, а лишь крайняя битва нас, бравых чекистов, и их, лицемерных масонов. Восток и Запад, Россию и прочую Европу + Америку, нашу и их(нюю) цивилизации. Вечное, действительно глупое, непрогрессивное историческое противоборство*, где амбиции обеих сторон, кои стоит обозвать ненаучно, как говорит один мой знакомый профессор, понтами, заставляют нас повторять одни и те же матрицы-программы, лезть, возвращаясь и скатываясь, в одни и те же отхожие ямы и анналы истории, более похожие для нашей исстрадавшейся Родины именно что на аналы. И, как по мне, тут Пелевин не за какую-то одну сторону, пусть он и человек антисоветский, в том числе и в некоторых изречениях конкретно в данной книге, а за пагубность и откровенную глобального масштаба глупость обоих субъектов конфликта. Показать эту неизбежную данность у Виктора Олеговича вышло блестяще. Все аллюзии на современные политические коллизии и происшествия, исторические и прочие вещи видны, так сказать, не вооруженным глазом под всей этой эмалью из иронии и порой порнографической сатиры. Ведь, как ни крути, а масонам «по*бать на русский космизм».

Для меня «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами» — яркая, новая и довольно неожиданная ступень в творчестве автора, явная эволюция по восходящей через несколько падений в неудачное самокопирование. Книгу надо читать, обязательно, ибо где еще без всяких там политкорректностей и фальсификаций исторической науки можно узнать неподдельную и искреннюю, наполненную отвагой и доблестью, цепь схваток чекистов с масонами?

Итог: наивысшая оценка

* — противоборство, как мы видим, продолжается не только в политике и экономике. То есть, конечно, в последнем мало вероятно, что оно вообще имело место быть и начиналось хоть в какой-то из реальностей, но что оно перешло вновь в культурную сферу, точнее в подкультурную, подземную, точнее андеграундную, это точно. Да, я про «битву рэп-сверхдержав», про баттл Oxxxymiron'а** и Dizaster'а, которая скоро состоится на исконно масонских землях.

** — настоящий участник «холодной» рэп***-войны, который скоро станет воителем в «горячей», также сыграет роль Митру в новой, второй, российской экранизации Пелевина. Так как для меня это будет первый российский фильм в этом году, в который я направлюсь на просмотр именно в кинотеатр, думаю, и на кинематографическом поле скоро состоится очередная крайняя битва. Разумеется, оная есть часть военных действий, объявленных Министерством культуры англосаксонским масонским ложам против продвижения на наши территории их информационных орудий массово пропагандистского поражения.

*** — «И мы родились не в тот век, В холодной державе, не на том полушарии». Хм, возможно, рано мы товарища Мирона Яновича записали в чекистские первые ряды. Нужно вновь проверить на наличие связей с вольными каменщиками, только на этот раз не через вай-фай и розетку. Видимо, и авторскую литературу стоило пролистать. Под носом ведь все оставил, экий масон хитрож...





1872
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 октября 2017 г. 22:03
Спасибо за рецензию!
«Лампа» — великолепный текст! Пелевин одним словом — типа «ма(с)аны» или checkисты — передаёт смысл концептуального явления. (Прежде был и такая жемчужина как «церковно-английский»))). И этих слов в 4-х частях этого романа немало...
А главное: разрушение мифов, чьей бы политической капитализацией они не были, подводит читателя не к тусклому выводу, что «нигде нет правды», но к пониманию, что истинную картину мира надо составлять не по предложенным координатам наводчиков цифровых войн, а по собственному рассуждению.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 октября 2017 г. 22:11
Пожалуйста)
Помним, помним «церковно-английский», да и средне-сибирский)


Ссылка на сообщение13 октября 2017 г. 09:35
Да, веселая книжка. Про феминизм забавно конечно в исторической перспективе получилось: движение начиналось за права женщин, а привело к совершенно неожиданному: предложение на рынке труда резко увеличился в два раза и упала зарплата, причем во всех странах, независимо от того капиталистическими их считали или социалистическими.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 октября 2017 г. 22:48
Это да, согласен. Вообще многое, начатое в самом рубеже двадцатого века вышло под конец несколько забавно, а иногда и почти абсурдно.)
 


Ссылка на сообщение16 октября 2017 г. 14:41

цитата С.Соболев

а привело к совершенно неожиданному: предложение на рынке труда резко увеличился в два раза и упала зарплата, причем во всех странах

«Если у соседа была на ужин курица, а я лёг спать голодным, то с точки зрения статистики мы оба имели на ужин полкурицы». В смысле, здесь происходит то же самое — зарплата не «падает», а уравнивается, просто при поверхностном подсчёте этого не заметно, т.к. не принимались в расчёт те, кто зарплаты не мог получить вовсе.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2017 г. 15:36
Шпалоукладчицы — вот истинный результат равноправия.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2017 г. 20:55
Вы хоть немножко подумали, прежде чем написать эту реплику?
 


Ссылка на сообщение16 октября 2017 г. 21:08
Умений мало, а работать система заставляет — куда податься женщине? В низкооплачиваемый неквалифицированный, порой опасный физический труд. Феминистки этого добивались в 19 веке думаете? Пара женщин в парламенте, одна на миллион — ученая. Достижение конечно, оно того стоило чтоб остальные миллионы шпалы таскали. Ну или бегать весь световой день в магазине на побегушках, шикарное такое достижение эмансипации.
 


Ссылка на сообщение18 октября 2017 г. 19:47
Угу.
Но не все это понимают.


Ссылка на сообщение17 октября 2017 г. 16:37
Интересно, спасибо!

Да, «Голос Омерики» мне тоже нравится. ;)
А вот Oxxxymiron не очень )
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 октября 2017 г. 19:40
И вновь пожалуйста)
Хах, кому как — на вкус и цвет ж. Но, коль решитесь чего-нибудь из последнего послушать, можете всегда обратиться за советом к своему покорному слуге.
ПС. Таки биполярная рэп-дуэль состоялась. И пусть третейских и прочих судей там не было, но чекисты в проигравших не остались. Как и арабо-американские масонские глобалисты.)
 


Ссылка на сообщение17 октября 2017 г. 20:22
Из последнего чего? )

Батл без судей — это просто погоня за хайпом. Прав был Гнойный.
 


Ссылка на сообщение18 октября 2017 г. 00:12
Но он был все же очень не плох.


⇑ Наверх