О Конан Дойле


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «тессилуч» > О Конан-Дойле
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О Конан-Дойле

Статья написана 6 ноября 07:05
Размещена в рубрике «Как издавали фантастику» и в авторской колонке тессилуч

В студенческие годы купил книгу Кирилла Андреева "На пороге новой эры" (1971 г.) со статьей о Конан Дойле, где было сообщено: 4 романа и 56 рассказов о Ш Холмсе, а  фантастических произведений -6 романов и повестей и 10 рассказов.

В семейной библиотеке находилось 8-ми томное С/С и несколько книг и журналов с рассказами АКД.

Оказалось, что в С/С только 3 романа и 51 рассказ о ШХ и только 4 фантастических романа и 5 рассказов.

Я занялся поиском других произведений о ШХ и фантастики АКД.

Часть недостающих рассказов нашлось в журналах и сборниках: о Ш Холмсе- "Загадка Торского моста" (ВС №8-1967г) и "Побелевший воин" (НиЖ №8 1965 г) и фантастические рассказы- "Ужас высот" (И №4 1970г), "Дизентегратор Немора" (И №5 1966г), "Кольцо Тота"(НС и НМ 1972 г), "Когда Земля вскрикнула" и "Тайна Клумбера" (Звезда Востока №№8-10 1968г). И всё равно все произведения так и не нашел.

Оказалось, что у АКД множество произведений с мистическим уклоном, которые в СССР не печатали. Только в перестройку они появились в журналах: о ШХ в Уральском следопыте- "Происшествие в Старом Шосткоме" (№9 1986г), "Влиятельный клиент" (№10 1987г) и в Смене "Долина Ужаса" (1986г). Фантастика: "Владыка темной стороны" (УС №10-1990 г) и "Двигатель Брауна-Перикорда" (РЗК в-2 1989г).

Но оказалось, что рассказы "Необычный эксперимент в Кайнплатце", "Сквозь пелену" и "Тайна Клумбера" это мистика.

Пришлось продолжить поиски и только в 90-е годы я определился с фантастикой Конан Дойла.

Шесть романов и повестей:  "Открытие Ралфза Хоу", "Затерянный мир", "Отравленный пояс", "Маракотова бездна", "Страна Тумана" и "Владыка Темной стороны".

Десять рассказов: "Ужас расщелины "Голубого Джона", "Ужас высот", "Когда земля вскрикнула", Дизентегратор Немора", "Кольцо Тота", "Номер 249", "Фиаско в Лос Амигос", "Двигатель Брауна -Перикорда", "Опасность!" и "Рассказ американца".

Об этом я прочел доклад в нашем КЛФ "Пятое измерение".

Вроде бы всё ясно, но в 2000 годы перевели рассказы "Смертный рейд" и "Глас науки" — рассказов стало 12. Хотя многие рассказ "Номер 249" относят к мистике.

В рассказах о Ш Холмсе два рассказа также относят к фантастике "Человек на четвереньках и "Дьяволова нога"

Поэтому издательства "Престиж Бук" и "Миллиорк" издающие сборники фантастики АКД в своих изданиях смешивают фантастические и мистические рассказы, т.к. у Конан Дойла эта грань легко передвигается в зависимости от вкуса редактора.

Приложение: https://fantlab.ru/edition211203





818
просмотры





  Комментарии
Тиань 


Ссылка на сообщение6 ноября 09:54 цитировать
Спасибо за ёмкий и познавательный обзор. Очень интересно.
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение6 ноября 16:45 цитировать
Со студенческих лет увлекся фантастикой Конан Дойла
 
Тиань 


Ссылка на сообщение6 ноября 16:47 цитировать
Видно, что вы много знаете об этом авторе и его творчестве и вложили много сил и времени в сбор и систематизацию информации.
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение6 ноября 16:52 цитировать
До 90-х годов это было трудновато. Малоизвестные произведения публиковались в переферийных журналах и газете «Литературная Россия».
 
Тиань 


Ссылка на сообщение6 ноября 16:56 цитировать
Тем больше впечатляет результат работы. Спасибо вам.
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение6 ноября 17:00 цитировать
Например рассказ «Лисий король» считался фантастическим, а я смог его найти только в «Литературной России» по библиографии Омского КЛФ. Оказалось мистика.
 
Тиань 


Ссылка на сообщение6 ноября 17:15 цитировать
Такого рода ошибок никак не избежать, к сожалению.
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение6 ноября 17:21 цитировать
В начале 20 века много было подобных рассказов непонятного жанра.
 
Тиань 


Ссылка на сообщение6 ноября 17:22 цитировать
да, вы правы
Фалкон 


Ссылка на сообщение6 ноября 12:18 цитировать
Что характерно, из Шерлока Холмса вычеркнули часть рассказов и Долину ужаса не в силу мистичности, а по не вполне понятным причинам. Утверждается, что по идеологическим. Но если про Долину ужаса с большой натяжкой это можно признать, то рассказов и это не касается.

Другой вариант — поздние рассказы менее художественны. Я готов с этим согласиться (именно только менее). Однако такой критерий подходит для сборников, а никак не для собрания сочинений.

И, вообще, Конан Дойл был известный мистик; из него вычеркивать мистические произведения как-то дико.
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение6 ноября 12:24 цитировать
Мистика в переводах времен СССР не приветствовалась. Почему 5 рассказов о ШХ не вошли в С/С я не знаю.
 
Фалкон 


Ссылка на сообщение6 ноября 13:39 цитировать
Чуковский в своей статье, которая многократно издавалась в различных сборниках, пишет, что поздние рассказы «схематичны, бесцветны, лишены остроумия...».

Более того, ссылаясь на свое знакомство с Конан Дойлем, он утверждает, что и сам Конан Дойл придерживался такого же мнения (вынужден был писать, исходя из требований читателей).

Кроме того, автор по крайней мере дважды составлял списки своих лучших рассказов о Холмсе; ни один из поздних рассказов в эти списки не попадал.

Я до некоторой степени согласен с обоими; мой посыл в том, что:
а. Рассказы о Холмсе лишены мистики.
б. Рассказы о Холмсе лишены чуждой идеологии.
в. Исключение 5 рассказов из общего массива, когда публикуется не сборник, а собрание сочинений — это сплошной волюнтаризм, абсолютно беспричинный.

Я сам изумлялся этому факту, а последние рассказы так вообще прочитал очень поздно.
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение6 ноября 17:04 цитировать
Да я уже написал, что насчет пяти рассказов неудачно выразился
 
ЯэтоЯ 


Ссылка на сообщение14 ноября 20:16 цитировать

цитата Фалкон

такой критерий подходит для сборников, а никак не для собрания сочинений.

цитата Фалкон

Исключение 5 рассказов из общего массива, когда публикуется не сборник, а собрание сочинений — это сплошной волюнтаризм, абсолютно беспричинный.

ПСС — т.е. Полных Собраний Сочинений в Союзе вообще не было. Главное слово Полных. То же относится и к изданию циклов полностью.
Вот для примера — Джек Лондон: 8-томник и 14-томник:
Цикл Джерри и Майкл — в 8-томнике только один роман Майкл, брат Джерри.
Цикл Сын солнца о Дэвиде Грифе — в 8-томнике только 5 рассказов из 8-ми.
А Лунная долина есть в 8-томнике — но не вошла в 14-томник.
Жюль Верн — 12 томов — тоже многого не было. Майн Рид — 6.
 
Фалкон 


Ссылка на сообщение17 ноября 11:59 цитировать
Возразить сложно, хотя употребление слова «собрание» к чему-то обязывает.
 
ЯэтоЯ 


Ссылка на сообщение17 ноября 14:37 цитировать

цитата Фалкон

употребление слова «собрание» к чему-то обязывает.

Только со словом Полное.
В первое Собрание Сочинений Стругацких https://fantlab.ru/seri... не вошла Страна багровых туч — её дали в дополнительном томе. А Полное Собрание делается только сейчас.
Казанцев — Собрание сочинений в трех томах https://fantlab.ru/seri... и к нему потом ещё 6 дополнительных. И оно явно не полное:

цитата

Скорее всего по желанию автора трилогия «Полярное противостояние» была напечатана без второй части «Арктический мост», которая первый раз печаталась в 1943 года, а из романа «Внуки Марса» в собрании была издана только одна часть.
 
laapooder 


Ссылка на сообщение7 ноября 17:03 цитировать

цитата Фалкон

Что характерно, из Шерлока Холмса вычеркнули часть рассказов и Долину ужаса не в силу мистичности, а по не вполне понятным причинам. Утверждается, что по идеологическим.


ДУ исключили ввиду того, что она наполовину про Пинкертона, коего Корнейчук вельми не любил.
Собственно, перевод был уже подготовлен и тут же вышел в «Звезде Востока».
 
Фалкон 


Ссылка на сообщение7 ноября 17:22 цитировать
Если остальной Пинкертон по качеству такой же, как в книговековском сборнике, который я читал, то я с Чуковским согласен — относительно Пинкертона, и не согласен, относительно ДУ, т.к. — небо и земля.

И, вообще, если решал один человек — это и есть волюнтаризм.
 
laapooder 


Ссылка на сообщение7 ноября 17:27 цитировать
Вот именно. Повесть «не пошла» именно потому, что в ней действовал агент Пинкертона — и хорошо действовал.
Пустить такое в СССР для Корнейчука, чей путь в литературу «начался» с ругательной статьи о Пинкертоне...
 
Фалкон 


Ссылка на сообщение7 ноября 17:43 цитировать
Да, неудобно, когда характеризуешь Пинкертона, как вольнонаемного шпиона, обслуживающего фабрикантов в их борьбе с рабочими, а потом оказывается, что АКД сам про него писал.:-D

Хотя Пинкертон действительно размахивал кулаками, точно цепами, стрелял с двух рук и даже взрывал злодеев. Интеллигентности и интеллекта ему точно не достает.
 
laapooder 


Ссылка на сообщение7 ноября 17:56 цитировать
Ага. Беда лишь в том, что это были разные Пинкертоны...
АКДойл про Ната Пинкертона и не слышал.
lena_m 


Ссылка на сообщение6 ноября 18:37 цитировать
Из фантастики АКД очень высоко ценю Открытие Ралфза Хоу, но не за фантастичность, а за реалистичность — весьма точно показано, к чему приводит социальная халява...
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение6 ноября 19:00 цитировать
Я думаю в молодости АКД стремился писать социальные произведения, а затем стал писать ради развлечения читателей.
Сколько он с Ш Холмсом боролся, но тот все-таки победил.;-)
 
lena_m 


Ссылка на сообщение6 ноября 19:48 цитировать

цитата тессилуч

Я думаю в молодости АКД стремился писать социальные произведения, а затем стал писать ради развлечения читателей
Трудно согласиться, даже просто глянув на самые ранние романы АКД:
— Этюд в багровых тонах (1887)
— Знак четырёх (1890)
— Торговый дом Гердлстон (1890)
— Белый отряд (1891)
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение6 ноября 21:10 цитировать
Ну 2 и 3 явно социальные романы.
 
laapooder 


Ссылка на сообщение7 ноября 17:10 цитировать

цитата тессилуч

Я думаю в молодости АКД стремился писать социальные произведения, а затем стал писать ради развлечения читателей.

Ага. Щаз.
Какие у него первые рассказы были?
1. Подлинная история о привидениях Горсторпской усадьбы — мистика.
2. Тайна долины Сэсасса — приключения с разоблачением мистики.
3. Рассказ американца — приключения с фант-натяжкой.
4. Блюмендайкский каньон — вестерн.
5. Квадратный ящичек — с подозрением на преступление.

Вот историческим романистом он таки быть хотел. И не скрывал этого.
laapooder 


Ссылка на сообщение7 ноября 17:05 цитировать

цитата тессилуч

И всё равно все произведения так и не нашел.

Плохо искали. Странно, что не нашли «Долину Ужаса» в той же «Звезде Востока».
А рассказы были изданы ещё до войны. В том же «Вокруг Света», к примеру.
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение7 ноября 18:04 цитировать
Ну вот не нашел. Узнал только в 1991 году приобретя  библиографию «Зарубежный детектив ХХ века». А довоенные журналы вообще были не достижимы.
Макс41 


Ссылка на сообщение8 ноября 17:39 цитировать
Очень интересно. С удовольствием прочитал!!!
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение8 ноября 18:53 цитировать
В 70-е годы рылся в журналах Институтской библиотеки и Публички в Н Тагиле.
SAG 


Ссылка на сообщение8 ноября 22:06 цитировать
Я не знаю, кто прав. Но читая две биографии сэра Артура, у него главный приоритет в творчестве были исторические романы и его любимый В. Скотт. Ш. Холмса, он считал, как путь для поддержания финансового благополучия. Мистические рассказы, это отдельная ветвь творчества, при его увлечении оккультизмом.
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение17 ноября 03:53 цитировать

цитата SAG

Мистические рассказы, это отдельная ветвь творчества,

Фантастика у него тоже с налетом мистики. С какого возраста он оккультизмом увлекся?




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх