Кричит наш дух изнемогает


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > «Кричит наш дух, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства» (Н. Гумилёв).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Кричит наш дух, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства» (Н. Гумилёв).

Статья написана 12 ноября 08:40
Размещена в рубрике «КИНОрецензии» и в авторской колонке ХельгиИнгварссон

Я – начало (I Origins), США, 2014.

«Я — начало», начало «Я». Как возникает человек? Личность появляется из ничего и уходит в никуда — или меняет лишь тела в цикле перерождений? Человеческое «Я» неизменно – или человек постоянно меняется, становясь собой? Редкий случай, когда название фильма одновременно служит и эпиграфом к нему.

«Глаза — зеркало души». Старое и странное высказывание. Чудаковатый аспирант Грэй, действительно серость во плоти, исследует органы зрения у разных видов животных, пытаясь выстроить полную схему их развития от простейшего к сложнейшему. Он не ставит перед собой каких-либо конкретных научных задач, а «всего лишь» (!) пытается завершить «глазной» спор креационистов с эволюционистами, найти недостающее звено, зафиксировать появление первого глаза. Суть спора в следующем: орган зрения настолько совершенен и неизменен, что теряет суть и функцию при малейшем изменении структуры, и потому одним своим существованием опровергает теорию Дарвина. Теолог Уильям Пели писал, что если человек найдёт карманные часы, это означает не то, что они возникли сами собой на дороге, а то, что их кто-то уронил. Проведя аналогию, он утверждал, что такие сложные организмы, каким является и человек, могут быть лишь творением рук Божьих. Грэй как дятел годами долбит бесперспективную тему и преуспевает пока лишь в систематической потере ассистентов. Из развлечений — фотографирование и последующее коллекционирование фотографий глаз знакомых, продолжающееся с детства. Даже на вечеринку он приходит в рабочем халате, даже во время секса думает о своём и задаёт не относящиеся к процессу вопросы. Человек, который везде и всюду не к месту. Безликий «рыцарь в серой фланели», безответно и втайне даже от себя одержимый в душе жаждой романтики.

Одиннадцать. Навязчивое число Грэя: название магазина, стоимость покупки, дата и время на чеке, номер лотерейного билета и маршрута автобуса. Необъяснимое для учёного-дарвиниста желание следовать за ним, как за болотными огоньками. Указующий лай собаки-поводыря, как проблеск нездешнего света для зрячего, но слепого человека. Рекламный плакат в городе, как найденная иголка в стоге сена. «Имеющий глаза да увидит». Одиннадцать — «счастливое число» Грэя — знак греховности в христианстве, число вольного мышления, символ удачи для авантюристов, счастливое предзнаменование в нумерологии, предвестник выбора пути, порог просветления или безумия. Падение Алисы в нору Белого Кролика.

Грэй считает себя атеистом, но с удивительной осторожностью и тактом выбирает выражения в разговоре с Софи, придерживающейся противоположных взглядов на жизнь. «Физики и лирики»… У него образцы плоти в пробирках и подопытные звери в клетках, у неё убеждённость в том, что в прошлой жизни они были знакомы, и фотография кладбищенского каменного ангела с живыми глазами. Грэй ищет факты, но находит лишь тревожащие совпадения. Знаки, знамения ли это? Случайная любовница и взбалмошная девчонка неожиданно заполнила болезненную пустоту внутри. Одиннадцать – две единицы, двое, которые суть одно. «В конце концов, чтобы ощущать божественное начало, вовсе не обязательно верить в Бога», как писал Робер Мерль.

Перекрестье путей, мерцание возможностей. Двойственность и невозможность самостоятельно сделать выбор. Две женщины, две любви, две судьбы. Одиннадцать, одна и ещё одна. Разум или чувства. Соратница или милый ребёнок. Страсть или дружба. Любовь или брак. Боль утраты при любом исходе. Вместо волевого решения — нелепая и трагическая случайность вне причин и следствий. В жизни ты можешь лишь бросать игральные кости... Остаться с одной без возможности проститься с другой. Успешная, спокойная, сытая семейная жизнь, теряющая всю свою значимость от одного только запаха её духов. Безумная мечта, для осуществления которой можно пожертвовать всем. Сумасшествие, счастливо объединившее обе возможности. Сумасшествие ли? Вера, как и любовь, не требует разумных доказательств. Но как же мучительно больно, когда «кричит наш дух, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства» (Николай Гумилёв).





929
просмотры





  Комментарии
Shybzd 


Ссылка на сообщение13 ноября 01:38 цитировать
Когда смотрел, был весьма разочарован тем что он ищет «переходное звено» для глаз. Чего искать-то? И этот аргумент про «малейшее повреждение» глаза...
Сразу понятно что режиссер будет «о духовном» вещать.%-\
свернуть ветку
 
ХельгиИнгварссон 


Ссылка на сообщение13 ноября 17:23 цитировать
Shybzd
Как ни удивительно, спор креационистов с эволюционистами продолжается и сейчас, и аргумент про «малейшее повреждение» взят оттуда. Да, есть до сих пор такие люди. Фильм хорош, но был бы лучше, живи Грэй в одном веке с Дарвином. Сейчас он и его искания выглядят ещё более странно, чем в то время.

Вам в целом фильм понравился? Мне очень.
 
Shybzd 


Ссылка на сообщение13 ноября 18:05 цитировать
Дело не в Грее, а в режиссере. Ведь это же он придумывает что как и почему в фильме должно происходить.
Собственно странна сама постановка вопроса. Современные креационисты (католики) вполне признают эволюцию это и не мешает им верить.
Фильм больше не понравился чем понравился наверное из-за нечеткости высказывания, неопределенности.
Первая любовь героя «духовно богатая дева» с кредо «не все так однозначно», «есть что-то большее чем то что мы видим» и прочее пустое по сути своей философствование.
Ну и финал фильма так же пусто многозначен. То что

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

девочка боится лифтов
ничего не объясняет и не доказывает.
 
ХельгиИнгварссон 


Ссылка на сообщение13 ноября 19:27 цитировать
Shybzd
Произведение, в данном случае фильм, я стараюсь не столько оценить, сколько понять. «Я — начало» не рассчитан на сугубо материалистический или идеалистический подход, он пытается их соединить, найти хоть одну какую-то точку соприкосновения (не найти так выдумать). Своего рода современный дуалистический пантеизм. Ещё здесь заметны веяния предположений, что всё сверхъестественное на деле ещё не изученное с точки зрения современной науки естественное. Сам художественный мир произведения не предполагает чёткости и определённости, он призван тревожить, вызывать сомнения, пересматривать знакомое, смотреть с других углов зрения. Безусловно, фильм рассчитан на романтиков обоего пола. Больше мистика, чем что-то другое, следом мелодрама. Никак не фантастика, да и не триллер. Но, опять же, это моё мнение.
 
Shybzd 


Ссылка на сообщение15 ноября 02:26 цитировать
Согласен, фильм про СПГС :-)))
Этим как раз и не нравится
 
ХельгиИнгварссон 


Ссылка на сообщение15 ноября 14:09 цитировать
Shybzd
Что такое СПГС?

Кстати, Вы оценили, что фильм не даёт однозначного ответа и понимания? Он не навязывает свою точку зрения. Зритель сам волен решить, чем кончилась история. Решение Грэя — лишь его решение и выход только для него.
 
Shybzd 


Ссылка на сообщение15 ноября 16:13 цитировать
 
ХельгиИнгварссон 


Ссылка на сообщение15 ноября 16:22 цитировать
Shybzd
Спасибо, конечно, но Луркмор и прочие подобные «олбанцы» — всего лишь одна из прослоек так называемой субкультуры, культурой не являющейся. Никогда не поднимаются выше уровня стёба. Опошлить можно всё, только зачем? Та же бритва Оккама куда полезней, но к себе любимому применять её мало кто решается.

Вот, ознакомьтесь в свою очередь: http://anthropologie.k...
 
Green_Bear 


Ссылка на сообщение15 ноября 18:28 цитировать

цитата ХельгиИнгварссон

Спасибо, конечно, но Луркмор и прочие подобные «олбанцы» — всего лишь одна из прослоек так называемой субкультуры, культурой не являющейся. Никогда не поднимаются выше уровня стёба. Опошлить можно всё, только зачем? Та же бритва Оккама куда полезней, но к себе любимому применять её мало кто решается.

Вы как-то излишне нервно реагируете на любое несогласие или просто иное мнение.
СПГС — это аббревиатура, которая вышла за пределы «албанского» слэнга и давно вошла в вокабуляр обсуждений фильмов и книг.
http://posmotre.li/%D0...
 
ХельгиИнгварссон 


Ссылка на сообщение15 ноября 18:52 цитировать
Green_Bear

цитата

Вы как-то излишне нервно реагируете на любое несогласие или просто иное мнение.

Извините, но я не приветствую переход на личности. Обсуждение должно быть посвящено только фильму или эссе.

Всё же отвечая на Ваш вопрос, хочу отметить , что ничего «нервного» в моей реакции нет. С чего Вы взяли это? Моё отношение к «олбанскому» не переносится на Shybzd.
 
Green_Bear 


Ссылка на сообщение15 ноября 18:54 цитировать

цитата ХельгиИнгварссон

С чего Вы взяли это?

Извините, я не могу ответить, поскольку:

цитата ХельгиИнгварссон

Извините, но я не приветствую переход на личности. Обсуждение должно быть посвящено только фильму или эссе.
 
ХельгиИнгварссон 


Ссылка на сообщение15 ноября 19:41 цитировать
Green_Bear
Спасибо, что понимаете. Если хотите, можете написать в личку.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх