21 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 21. Иллюстрированный Пушкин. Евгений Онегин (худ. А.Самохвалов)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

21. Иллюстрированный Пушкин. Евгений Онегин (худ. А.Самохвалов)

Статья написана 9 февраля 2018 г. 17:46

Продолжим тему "Онегиных" времен "оттепели".

Сегодня книга 1963 года. Полагалась суперобложка. У меня, понятно, без супера (справа). Слева — библиографическое описание из каталога-справочника. Добавления: Тираж 30.000 экз. Цена 2 руб. 25 коп.

Издание на Фантлабе не представлено.

Художник А.Самохвалов представлен: https://fantlab.ru/art6705.

Эта книга вышла всего через четыре года после цикла иллюстраций Игнатьева (https://fantlab.ru/blogarticle53591).

Много общего с книгой Игнатьева: такое же улучшенное оформление с хорошей бумагой (формат чуть побольше). Цветные иллюстрации. Манера — такой же реализм. Художник — хороший, признанный мастер. Тираж поменьше, чем у Игнатьева, а цена повыше. Очень похожие книги и иллюстрации, но этот, сегодняшний, "Онегин" знаковым для времён "оттепели" не стал.

Самохвалов — знаменитый художник старшего поколения, причём совсем не кондовый передвижник. Ещё в середине 1930-х гг. успел сделать для издательства "Академия" вполне авангардную сюиту к "Истории одного города" (переиздали недавно в приличном виде: https://www.labirint.ru/books/620409/). В 1952 году нарисовал "Анну Каренину" (тоже переиздали: https://www.labirint.ru/books/588501/) — народу нравится, а на мой взгляд вымученные плоские картинки, нарядные только. Не верилось, что после такой "Карениной" художник сможет как-то реабилитироваться. Но через 10 лет в "Онегине" Самохвалов сумел показать класс.

Слава к Самохвалову пришла не как к книжному графику, а как к живописцу в 1930-е гг. Его женские образы — настоящие иконы предвоенного времени (в смысле, "красные мадонны" на картинах, ну или "архетип женщины поры первых пятилеток").

Легендарная "Девушка в футболке"

"Девушка в футболке" — это, понятно, соцреализм. Тут Самохвалов стоит в одном ряду с Герасимовым, хотя ближе, конечно, к Дейнеке. Несколько лет назад, поджидая, когда придёт по почте заказанный томик, я предвкушал, как буду сравнивать двух титанов соцреализма: Герасимова и Самохвалова. Не вышло сравнения. Не в соцреализме дело. Да и титанами не все оказались.

"Онегина" Герасимова мы уже неоднократно поминали: https://fantlab.ru/blogarticle53348. Вот почему-то всем ясно, что "Девушка в футболке" — это искусство, а герасимовские балерины вызывают зевоту (у некоторых — тошноту). Так же и иллюстрации к "Онегину" — нет ни малейших намёков на то, что Самохвалов с Герасимовым к одному поколению и направлению принадлежат.

Если и сравнивать мэтра Самохвалова, то только со студентом Игнатьевым. Ну, так и попробуем.




Женские образы — конёк Самохвалова. Татьяна в его иллюстрациях к "Онегину", конечно, хороша. Она центр сюиты. Татьяной, значит, могут быть объяснены и особенности всего цикла.

Что мы видим? Татьяна — хоть и поизящнее девушек в футболках ("белая кость" всё же), но вполне себе в духе "советских мадонн": энергичная прямая девушка, прошла большой трудовой путь от помещичьей дочки до боевой подруги славного военачальника.

Вот в этом-то всё дело. Осовременивание (не только Татьяны, там и Онегин — из фильмов 1960-х гг.) оказало Самохвалову плохую услугу. Вроде бы чего такого — перекинуть мостик в наши дни. Но ведь это означает какое-то поучение, мораль... А вдобавок ещё — комсомольская прямолинейность, даже бравурность этакая... В общем, Самохвалов в "шестидесятничество" не вписался. А студент Игнатьев никого не поучал. Этим и пришёлся ко двору.




Что ещё могло раздражать у Самохвалова? В иллюстрациях много так называемых "народных" сцен. Эта такая дань официозной трактовке пушкинского романа. Но у Самохвалова "народ" уж слишком назойливо выпирает по поводу и без. А то, что художник искренен, так это как раз и указывает на его старомодность. Да ещё картинки в тексте, и ни одна с текстом не совпадает...

Усталые лакеи на шубах у подъезда спят.
Усталые лакеи на шубах у подъезда спят.
Не, ну а чо? Про деревню же.
Не, ну а чо? Про деревню же.
В избушке, распевая, дева прядет.
В избушке, распевая, дева прядет.
Крестьянин, торжествуя.
Крестьянин, торжествуя.
Гадания упоминали? Ну и всё...
Гадания упоминали? Ну и всё...
"Постели стелют..." А кто стелет? Правильно.
"Постели стелют..." А кто стелет? Правильно.
"Осмотрен, вновь обит, упрочен забвенью брошенный возок" А кто осматривал, обивал, упрочивал? То-то же.
"Осмотрен, вновь обит, упрочен забвенью брошенный возок" А кто осматривал, обивал, упрочивал? То-то же.




А картинки у Самохвалова славные. Чуть-чуть разминулись с эпохой. Немного бы раньше — года для 1956 это было очень свежо. Ну или позднее — когда началась естественная ностальгия по пятидесятым (фильм 1978-го года "Пять вечеров" Никиты Михалкова).

1) Онегин.

Онегин в начале
Онегин в начале
Онегин перерождается
Онегин перерождается

2) Сон Татьяны отсутствует.

3) Дуэль.

Нетрадиционная композиция
Нетрадиционная композиция

4) Онегин с Татьяной.

Первая встреча
Первая встреча
Последняя встреча
Последняя встреча




Напоследок: Онегин и Пушкин.





917
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх