Чистота и жанровый синтез


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Gleboff» > "Чистота" и жанровый синтез: мистический исторический детектив – нужен ли он русскому хоррору?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Чистота» и жанровый синтез: мистический исторический детектив – нужен ли он русскому хоррору?

Статья написана 16 марта 2018 г. 21:28

Давно уже в Интернете, даже на самых престижных площадках, ведутся споры вокруг так называемой чистоты русского хоррора. Мол, хоррор должен быть крепкий, как вискарь. Шаг в сторону – расстрел!

Звучит оно, конечно, красиво, вот только по факту — на практике-то, обычно всё выливается в обычную крипоту: чудище, которое всех сжирает; злая сила, которая вселяется в героя; проклятие, настигающее персонажей, несмотря на все их усилия. Ну, и так далее – что я буду перечислять?

Я думаю, тесно людям становится в рамках «чистого» хоррора – тесно не только у нас, в России, а во всём мире, причём уже давно. Так что я согласен с точкой зрения, например, создателей «Самой страшной книги» — русский хоррор, как и любой другой, должен быть разнообразным, и да найдёт в нём каждый то, что ему по душе.

Руководствуясь этой идеей, я не так давно написал вышедший в АСТ роман «Фаталист», вызвавший поначалу немалый скепсис, но по факту не получивший ни одной отрицательной рецензии. И я знаю, что многие авторы стремятся к жанровому синтезу и с удовольствием работают в нём уже сейчас. Постепенно проявляются разные направления – и тот же сплаттерпанк не менее интересен русскому читателю, чем «чистяк», тем более что и последний состоит из, допустим, бодихоррора, слэшера и так далее. Так что, как по мне, «чистота» – не более чем миф. Люди вообще любят создавать мифы, причём на ровном месте. Не так давно видел где-то рассуждения о том, что в России, мол, нет своей школы русского хоррора – в отличие от запада. Уж не знаю, как кто-то там себе представляет западную школу хоррора. В виде онлайн-чата, где вечерами собираются англичане, американцы, французы, испанцы, итальянцы и немцы и хором разбирают романы Кинга? Обсуждают тенденции? По-моему, это миф, не имеющий под собой никакой основы, кроме красивой и пустой фразы «школа хоррора». Есть писатели, одни из которых более талантливы и усидчивы, другие – менее.

К чему я это, собственно, веду? Все мы знаем, где искать «чистый» хоррор – как зарубежные образчики, так и отечественные. Но есть ли у нас примеры жанрового синтеза? После публикации «Фаталиста» я стал думать, как внедрить в русский хоррор мистический детектив – жанр, популярный и востребованный хоть в той же Англии (Ким Ньюман, например), и пришла мне в голову идея запустить межавторский проект. Так родился литературный проект «Инсаров: мистический хоррор-детектив». Думаю, многим интересно будет посмотреть, как разные авторы – каждый со своими литературными предпочтениями – справятся с непростой на поверку задачей – написать серию рассказов об одном герое, следователе петербургского уголовного сыска Петре Дмитриевиче Инсарове. Время действия – конец 19 века, локации никак не ограничены, временные рамки – в пределах разумного (ну, ГГ не бессмертный же). Пётр Дмитриевич расследует загадочные, мрачные и опасные дела, рискуя жизнью и открывая для себя и читателей тайны окружающей и привычной на вид действительности.





352
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 марта 2018 г. 21:05
«Чистота» хоррора существенно сужает его аудиторию, особенно, в конкуренции со «страшным» кино...

Я вот совсем равнодушна к хоррору, но Ваш цикл про Валерия Самсонова прочла с немалым интересом...

И, на мой взгляд, зло самое страшное (и потому самое притягающее), когда оно реалистично-рационально...

Яркий тому пример — Ведьма из Блер...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 марта 2018 г. 00:36
Спасибо). Ну, для кого-то, напротив, самое страшное зло — именно иррациональное, потому что оно не оставляет шансов на спасение. Нельзя же победить то, что необъяснимо и не подчиняется привычным законам


⇑ Наверх