33 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Zivitas» > 33. Иллюстрированный Пушкин. Евгений Онегин (юбилейные издания 1949 года)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

33. Иллюстрированный Пушкин. Евгений Онегин (юбилейные издания 1949 года)

Статья написана 30 марта 2018 г. 17:11

В 1949 году в СССР праздновали второй (после 1937 года) юбилей Пушкина (на сей раз — со дня рождения, а не со дня смерти как в первый раз). Считается, что этот второй юбилей был более казённым, но и более спокойным, чем юбилей 1937 года. По моим прикидкам, юбилейных (т.е. подарочных, пышных, но не обязательно иллюстрированных) изданий было выпущено больше, чем в преддверии юбилея 1937 года, но художественный уровень иллюстраций оказался невысоким. Скучновато получилось.

В связи с цветными иллюстрациями Рудакова, я упоминал об огромном томе «Поэзия» — см. https://fantlab.ru/blogarticle54122.

В моей коллекции есть ещё два юбилейных сборника с иллюстрациями к «Онегину».




Сначала — однотомник избранного под названием «Сочинения», чуть-чуть поменьше по формату, чем томище «Поэзии».

Дополнения к библиографическому описанию. Тираж не указан — странно. Цена (на задней крышке) — 30 руб.

В этом томе «Сочинений» картинок мало и их подбор не впечатляет. Но, может быть, получится сделать какие-то выводы о характере эпохи, если попытаться понять принципы подбора иллюстраций.

Во-первых...

Во-первых, в подборке есть дореволюционные картинки разных художников.

Художник Микешин
Художник Микешин
Репин
Репин
Кардовский
Кардовский

Интересно, по какому принципу были подобраны художники? Они все добились признания до революции — это общее. Но эти художники очень разные по своим анкетным данным — и умерший до 1917 г. (Микешин), и эмигрировавший (Репин), и перешедший на сторону советской власти (Кардовский).

Тут важно то, что именно иллюстрации сделаны до революции, а что было дальше — ну, что ж... Возможно, так демонстрировалась преемственность или даже примирение СССР и Российской Империи — в 1937 году этого, понятно, не было.

Единственное, что надо добавить: Репина могли бы и цветную репродукцию дать. Хотя у Репина к «Онегину» и нет цикла иллюстраций, а кое-что вообще только в виде живописи маслом существует, но часто издатели используют фрагменты этих полотен для обложек своих изданий «Онегина» — бренд (за рубежом покруче Пушкина), да к тому же и бесплатный!

Во-вторых...

Во-вторых, имеется силуэт работы художника Ильина, чьё творчество целиком укладывается в советское время.

Понятно, этот силуэт отнесён к началу последней главы: «В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал...». Подходит, конечно, но дело в том, что у Ильина это иллюстрация из цикла, специально созданного к пушкинской лирике (издан этот потрясающий цикл в том же 1949 году).

Так что редактор, воткнувший этот силуэт в «Онегина» проявил эмоциональную тупость. Но если предположить, что подбор иллюстраций для тома — это смотр достижений, то надо признать, что на фоне дореволюционных художников Ильин смотрится очень достойно (а по моему мнению, так и вовсе всех затмил). Тогда получается, что выбор для презентации был удачным.

И, в-третьих...

В-третьих, Кузьмин.

Его иллюстрации из этого издания я уже показывал — с грустью, как пример вынужденного упрощения: https://fantlab.ru/blogarticle53273. Но если поверить, что была какая-то концепция в подборе иллюстраций — то эти картинки Кузьмина можно рассматривать как смирение художника и, тем самым, как его примирение с классической русской графикой.

Все встретились под одним переплётом, всех одинаково ценит в 1949 году издатель такой политически важной литературы как «Сочинения» Александра Пушкина. Концепцию эту я сейчас только придумал — иначе было бы совсем скучно. Да, много у коллекционера барахла в коллекции. Но ведь за рамками коллекции вообще никто не поинтересуется...




Теперь — трехтомник «Избранные произведения».

Добавления к библиографическому описанию: Тираж каждого тома — 50.000 экз. Цена каждого тома — 10 руб.

Полиграфически издание поскромнее, чем однотомник. В каталоге-справочнике его хвалят за подбор иллюстраций. Ну да, почти всё — новенькое; из Интернета образца 1949 года ничего не тырили. Но к «Онегину» иллюстрации очень скромные, страничных всего две, да плюс заставка и концовка. Есть заставка к «разделу» — она за рамками иллюстраций, принадлежит известному ксилографу М.Пикову.

Пиков
Пиков

Некоторой интригой лично для меня было угадывание авторства страничных иллюстраций (в каталоге-справочнике однозначно идентифицируются только заставка-концовка). Потом сверился с данными, которые приведены в конце тома. Не угадал. Много думал. Решил вину свалить на художников.

Итак, два художника. Дехтерёв (есть на Фантлабе: https://fantlab.ru/art1585) — художник очень известный; кроме того, о нём вспоминают как об умном руководителе детской иллюстрацией (с 1945 года — главный художник Детгиза). В моём детстве — в 1970-е — выходило очень много дешёвых детских книг с его картинками. Меня он как художник оставил равнодушным.

В этом трёхтомнике ему принадлежат заставка и концовка к «Онегину», а также сцена дуэли. Кто бы мог подумать!

Заставка (Дехтерёв)
Заставка (Дехтерёв)
Концовка (Дехтерёв)
Концовка (Дехтерёв)
Дуэль (Дехтерёв)
Дуэль (Дехтерёв)

Художник Ладягин. Я о нём ничего не слышал. Ему принадлежит сцена с Татьяной и няней. Именно эту иллюстрацию я Дехтерёву и приписал со стопроцентной уверенностью (скошенный подбородок Татьяны мне показался очень знакомым из дехтерёвских картинок к пушкинским сказкам).

Художник Ладягин
Художник Ладягин

Ладягин тоже есть на Фантлабе: https://fantlab.ru/art2323. Ознакомился: некоторые книги он вместе с Дехтерёвым иллюстрировал. Может, поэтому такое сходство?





267
просмотры





  Комментарии
нет комментариев




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх