Генрик Сенкевич Камо


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Edred» > Генрик Сенкевич «Камо грядеши» («Иностранная литература. Большие книги»)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Генрик Сенкевич «Камо грядеши» («Иностранная литература. Большие книги»)

Статья написана 19 мая 2018 г. 22:18

В мае 2018 года в серии «Иностранная литература. Большие книги» выйдет книга классика польской литературы, почетного академика Петербургской академии наук, лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича «Камо грядеши». Этот роман был переведен более чем на 50 языков, именно он принес писателю мировую славу, и открыл Сенкевичу путь к Нобелевской премии по литературе.





Действие «Камо грядеши» развивается на протяжении четырех последних лет безжалостного и блистательного правления императора Нерона (64–68 гг. н. э.), во времена становления христианства и первых деяний апостолов. Это времена жесточайших гонений первых христиан, их религия была объявлена вне закона, но несмотря на притеснения она завоёвывала души и сердца, предлагая нечто новое: идеи равенства, милосердия, всепрощения. И на фоне этих исторических событий, навсегда изменивших облик западной цивилизации, Сенкевич рассказывает трагическую историю любви молодого патриция Марка Виниция к прекрасной варварке Лигии. Среди действующих лиц романа — апостолы Петр и Павел, писатель Петроний Арбитр, фаворитка Нерона Акта, императрица Поппея Сабина, политические деятели Вителлий и Тигеллин.

На обложку этой книги помещен фрагмент картины Генриха Семирадского «Христианская Дирцея в цирке Нерона». И этот выбор неслучаен — судьба этой картины во многом связана с романом. Сенкевич был дружен с Генрихом Семирадским, он неоднократно бывал в Риме, где в те годы жил Семирадский, и последний показывал писателю местные достопримечательности (в том числе церковь Domine quo vadis) и свои работы. Картины этого художника, изображающие времена преследований первых христиан, произвели на писателя неизгладимое впечатление. Одна из работ Семирадского, «Светочи христианства», вообще считается отправной точкой и источником вдохновения для написания «Камо грядеши». Во время этих встреч Семирадский показывал Сенкевичу и первые варианты картины «Христианская Дирцея». И писатель, конечно, использовал образы Семирадского при написании своего романа. По иронии судьбы, через годы после публикации «Камо грядеши», «Христианскую Дирцею» стали называть иллюстрацией к роману, хотя первые варианты картины были написаны гораздо раньше.

И, конечно, надо сказать кое-что об иллюстрациях к книге. Как и в издании предыдущей книги Генриха Сенкевича — романа «Крестоносцы» — в книге «Камо грядеши» вы найдете прекрасные иллюстрации замечательного чешского художника Венцеслава Черны, эти иллюстрации до сих пор в России никогда не публиковались. Я уже рассказывал об этом художнике в предыдущем обзоре, и вот теперь вы сможете познакомиться с еще одним великолепным образцом творчества этого непревзойденного мастера.



Также в книге вы найдете карту Рима времен императора Нерона, а также послесловие и примечания к роману Александра Столярова.







608 страниц. Составитель книги Александр Лютиков. Перевод с польского Евгении Лысенко. Послесловие и примечания Александра Столярова. Оформление обложки Валерия Гореликова. Иллюстрации Венцеслава Черны. Тираж 4000 экз.





3191
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 22:23
В школе я ее не смог осилить, в отличие от Крестоносцев и Трилогии. Надо попробовать сейчас
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 22:37
А я первый раз прочитал как раз будучи в школе. Потом перечитывал несколько раз. До сих пор считаю «Камо грядеши» пиком творчества автора. «Крестоносцы» и Трилогия, как по мне, послабже будут. «Крестоносцы» — вообще беллетристика а ля «Айвенго». Прочитал один раз, и больше не тянет.
 


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 22:44
Вальтера Скотта не обижайте пожалуйста!:-[
Тем более что с точки зрения исторической достоверности «Камо грядеши» в общем-то очень спорная книга... 8:-0
 


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 22:56

цитата georgkorg

Вальтера Скотта не обижайте пожалуйста!

Разве я обижал Вальтера нашего Скотта? Очень хороший автор. Под «беллетристикой» я имел в виду всего лишь жанр романа. Можно назвать его «рыцарским», если вам не нравится слово «беллетристика».

цитата georgkorg

Тем более что с точки зрения исторической достоверности «Камо грядеши» в общем-то очень спорная книга...

А что в ней спорного?
И потом, это — все же художественное, а не научное произведение.
 


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 23:21

цитата avsergeev71

А что в ней спорного?
И потом, это — все же художественное, а не научное произведение.

Да, именно так и есть. По сути как и у Скотта.
 


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 23:39

цитата georgkorg

По сути как и у Скотта.

Ну, «Война и мир» — тоже художественное произведение. Но по сути — не как у Скотта. :-)))
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 06:21
К слову — Толстой отнёс действие «Войны и мир» примерно на 60 лет назад, именно в честь Скотта и его «Уэверли» и под его непосредственным влиянием. Это исторический факт.
А о разного рода достоинствах лучше давайте не будем спорить — это вопрос более субьективный.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 08:46

цитата georgkorg

А о разного рода достоинствах лучше давайте не будем спорить — это вопрос более субьективный.

Полностью согласен. :beer:
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 09:04
Кстати в порядке размышлений на тему.
И Скотт и Сенкевич грешили сильным искажением исторических личностей. И оба создали устойчивые образы. У Скотта это конечно в первую очередь Ричард Львиное Сердце, который из достаточно жестокого монарха, помешанного на крестовых походах, превратился практически в народного героя. И этот образ сейчас твёрдо укрепился в массовом сознании. А у Сенкевича — Нерон из реформатора и кстати народного любимца превратился в совершенного безумца и мракобеса. И опять же образ укрепился в массовом сознании.
Если тут есть знатоки истории, пусть поправят или дополнят.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 09:36

цитата georgkorg

А у Сенкевича — Нерон из реформатора и кстати народного любимца превратился в совершенного безумца и мракобеса.

Сенкевич тут не при чем. Просто Нерон очень быстро прошел этот путь: от народного любимца — до безумца. А помнят, как правило, по последним поступкам.
Таких примеров в истории — масса. Из ближайших к нам аналогий — образ Ивана Грозного.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 09:52
Так в том и дело, что безумство Нерона вообще весьма спорное явление. Скорее всего оно является лишь порождением римских писателей — его противников. Но Сенкевич его сделал можно сказать брендом. Эта идея Сенкевичем была видимо подчерпнута из такой же беллетристики, но только римской. Это как образ Ричарда у Скотта был создан на основе народных баллад.
Художественно интересно и красиво, но исторически не правдоподобно.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 10:15

цитата georgkorg

Скорее всего оно является лишь порождением римских писателей — его противников. Но Сенкевич его сделал можно сказать брендом.

Ну, положим, «брендом» это сделали задолго до Сенкевича. Лет эдак за 1800. Он всего лишь этот «бренд» использовал, потому что другого просто не было.
А так-то — да, история — вещь чрезвычайно субъективная. Тут уже ничего не поделаешь. А авторы этим усиленно пользуются. Не будем их осуждать за это.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 10:28
Говоря «бренд» я имею в виду именно влияние на массовое сознание в XX веке, а этому способствовали как раз многочисленные экранизации книги Сенкевича. Ведь про какого-нибудь Светония массовый читатель даже и не слышал... Тем более что почти в течение двух тысяч лет наряду с таким взглядом на Нерона были ведь и другие источники, но по сути массовому сознанию в течение этих двух тысяч лет было не до Нерона... Но Сенкевич выбрал именно этот взгляд видимо исходя из художественных нужд. Я не знаток биографии Сенкевича, но не думаю, что ему были недоступны разные источники.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 10:42

цитата georgkorg

Но Сенкевич выбрал именно этот взгляд видимо исходя из художественных нужд. Я не знаток биографии Сенкевича, но не думаю, что ему были недоступны разные источники.

А в каких источниках образ Нерона преподносится по-другому?
И потом, вы уж слишком преувеличиваете влияние одной книги. Тем более на академическую науку.
Заметьте, никто ведь не отменяет заслуг Нерона. Речь идет всего лишь о том, что вторая половина его правления сильно отличается от первой, и не в лучшую сторону: заброшены государственные дела, начинаются массовые казни и совершенно безумный культ искусства.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 21:45

цитата avsergeev71

А в каких источниках образ Нерона преподносится по-другому?

Тот образ что у Сенкевича в основном пошёл от Светония. У него была очень популярная книга «Жизнеописание двенадцати цезарей». Книга, скажем так, скорее художественная, чем научная. Но в целом многие историки того времени были в первую очередь писателями. А значит и точка зрения у них далека от объективности. Книга у меня не под рукой, но насколько я помню из биографии самого Светония — он был сенатор, а следовательно по определению он против Нерона должен был быть настроен. Но книга его была очень популярна и в Риме в более позднее время и потом в средние века. На русском книга доступна в нескольких изданиях.

Разумеется, был еще Сенека. Фигура сама по себе достаточно одиозная. Но его оценка Нерона сильно отличается от той, что даёт Светоний.
У Тацита тоже слегка отличаются трактовки.
Иосиф Флавий еще больше отличается.
И это только самые известные. Так что источников весьма много, можно читать, сравнивать, делать выводы. Опять же, я не спец в истории, мой список наверняка весьма узок...
Но идея в том, что уже вскоре после смерти Нерона его образ хотели намеренно очернить. Сенкевич просто подхватил эту эстафету.

цитата avsergeev71

И потом, вы уж слишком преувеличиваете влияние одной книги. Тем более на академическую науку.

Я не про академическую науку — с ней всё в порядке. А именно на массовое сознание. Оно в основном как раз определяется произведениями искусства, особенно массовыми, а не наукой.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 10:37
Вы не подумайте, я не с позиции осуждения Сенкевича или кого-то другого. 8:-0
Мне просто интересен в данном случае ход видоизменения исторической личности в массовом сознании. Историю пишут победители — это известно. Надо было бы наверно почитать про самого Сенкевича, и возможно, его политические взгляды дадут на всё ответы. Ведь большинство римских авторов — противников Нерона — ненавидели его в первую очередь за то что тот не очень-то признавал демократию в целом и сенат в частности.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 10:47

цитата georgkorg

Историю пишут победители — это известно.

Совершенно верно. А так как в итоге победило христианство, то Нерон в истории запомнился прежде всего как император, при котором началось первое массовое гонение на христиан. До этого христиане чувствовали себя в Риме достаточно комфортно. Конечно, Сенкевич, как убежденный христанин-католик, не мог пройти мимо такого факта.
Собственно, в этом, на мой взгляд, основное достоинство книги: автор сумел показать конфликт мировоззрений, и повествование вышло далеко за рамки приключенческого (да даже и исторического) жанра. Чего нет в тех же «Крестоносцах». Я не говорю, что «Крестоносцы» — плохая книга, нет. Просто для меня лично «Камо грядеши» на голову выше «Крестоносцев».
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 21:53

цитата avsergeev71

Совершенно верно. А так как в итоге победило христианство, то Нерон в истории запомнился прежде всего как император, при котором началось первое массовое гонение на христиан. До этого христиане чувствовали себя в Риме достаточно комфортно. Конечно, Сенкевич, как убежденный христанин-католик, не мог пройти мимо такого факта.


Да, думаю в христианстве как раз и кроется основная причина. Тем более, что Нерон же вообще был последователем сирийского культа, он даже для римлян был несколько инороден по своим религиозным убеждениям, даже при всей их религиозной толерантности...
Кстати ведь многие другие императоры также славились своими нападками на христиан, но их подвиги либо не привлекают такого внимания, либо были вообще забыты. Во всяком случае не вызывают такой негативной реакции как на Нерона.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 23:00

цитата georgkorg

Кстати ведь многие другие императоры также славились своими нападками на христиан, но их подвиги либо не привлекают такого внимания, либо были вообще забыты. Во всяком случае не вызывают такой негативной реакции как на Нерона.

Совершенно верно. Самый вопиющий пример — император Марк Аврелий (по совместительству философ), образ которого в истории в высшей степени положителен. При нем началось одно из самых массовых и кровавых гонений на христиан в Римской империи.
С другой стороны можно вспомнить Калигулу, которому, подобно Нерону, очень не повезло с историческим образом, но при этом никакого отношения к христианам не имевшего.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 23:02

цитата avsergeev71

Совершенно верно. Самый вопиющий пример — император Марк Аврелий (по совместительству философ), образ которого в истории в высшей степени положителен.


Да, я как раз его в первую очередь и имел в виду. Зато благодаря фильму «Гладиатор» и подобным произведениям его образ очень облагорожен. А тот же Коммод там показан как ужасный персонаж, в то время как на самом деле он был по крайней мере в отношении к христианам очень терпим.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 23:03

цитата avsergeev71

С другой стороны можно вспомнить Калигулу, которому, подобно Нерону, очень не повезло с историческим образом, но при этом никакого отношения к христианам не имевшего.


Вот собственно да. Калигула такой же не везучий в этом плане, как и Нерон. Но опять же Калигула активно действовал против сената. А большинство римских историков были либо связаны с сенатом, либо были непосредственно сенаторами.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 23:10
Вообще мне тут пришла мысль, что было бы здорово, если бы например Фёдор Михайлович написал книгу о Нероне. Вот как он описывал душевные страдание и метания того же Раскольникова. Только о Нероне, Агриппине и так далее. Думаю, Нерон заслуживает такой книги, где бы не было всё настолько чёрно-белым... Ведь по сути это фигура трагическая. Я бы даже сказал, классически трагическая. Будь жив Эсхил, а не Сенека, может быть он бы не про Ореста писал, а про Нерона...8:-0
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 03:23
avsergeev71
Не могу не согласиться в отношении «Крестоносцев». Если мне не изменяет с утра память, то именно там на медведя охотились с мечом.


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 22:25
Иллюстрации гениальны. Интересно, почему я ранее работ Черны не замечал....
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 22:58
так а где ж вы их могли заметить-то?
если только на чешском не читаете
Спасибо Лютикову
 


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 23:16
Значит, ранее не было его работ в русскоязычных изданиях... тогда ясно.
Лютикову да, Спасибо снова и снова :beer:
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 12:06

цитата MarchingCat

Значит, ранее не было его работ в русскоязычных изданиях...


Почему не было... Были. Один раз, сорок лет назад:
https://www.ozon.ru/conte...


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 22:41
Спасибо за анонс!
В МП видимо эта книга не будет выпускаться? Жанр же немного иной, да?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 22:45
На этот вопрос пока не могу ответить, попозже уточню.
 


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 23:22
Было бы здорово конечно в МП, тем более что Крестоносцы же уже там заявлены...
 


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 23:53
«Крестоносцы» в «Мире приключений» уже печатаются, макет ушел в типографию на прошедшей неделе. В начале следующей недели напишу об этом кратенько в своей колонке.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 06:22
Здорово!


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 22:48
кол-во иллюстраций укажите пожалуйста
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 22:50
12. Столько же, сколько и в «Крестоносцах».


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 06:17
хороший роман . читал его как раз в старших классах (а вот тех же Крестоносцев — ещё в средней).
ну и Вальтер Скотт... это тоже классика. сейчас как раз вернулся к нему и Дюма. Читаю и наслаждаюсь. чищу перышки души.
молодцы что издают.


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 17:01
georgkorg Сенкевич по-любому охарактеризовал Нерона правильно. Этот негодяй заставил умереть своего наставника, величайшего философа — Сенеку, убил свою мать... Как его можно характеризовать положительно?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 22:00

цитата epikur

Сенкевич по-любому охарактеризовал Нерона правильно. Этот негодяй заставил умереть своего наставника, величайшего философа — Сенеку, убил свою мать... Как его можно характеризовать положительно?


Насчёт матери Нерона не всё так просто. Вы знаете все подробности их взаимоотношений? Вообще что за фигурой была мать Нерона? Это та еще Клитемнестра...
Да и с Сенекой не всё так просто и однозначно.


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 17:07

цитата Edred

Крестоносцы» в «Мире приключений» уже печатаются, макет ушел в типографию на прошедшей неделе. В начале следующей недели напишу об этом кратенько в своей колонке.


Повторюсь, что недоумеваю по поводу того, что Крестоносцы в МП. Экшена как такогого нет вообще, первую половину книгу вообще следишь исключительно за любовными переживаниями героя, а это 350 страниц! Пишет Сенкевич классно, да, но где приключения?
Хотя, быть может, я слишком формально подхожу к этому вопросу...
Попал же Шерлок Холмс в МП... Хотя и там больше приключений, чем в Крестоносцах.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 21:50
Это лишь ваше мнение. Но вас ведь никто силком и не заставляет покупать «Крестоносцев» в «Мире приключений». Как раз наоборот — вы можете выбрать из двух изданий то, которое вам больше по душе.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2018 г. 22:01
Вот это хорошо. Мне больше по душе МП, так что это хорошо, что есть выбор.


Ссылка на сообщение21 мая 2018 г. 08:08
Иллюстрации приятные, но мало их очень. Жаль.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2018 г. 11:32
Сколько художник нарисовал, столько и поместили в нашу книгу. Так сложилось, что я собрал у себя практически все издания этого романа на чешском языке с иллюстрациями Венцеслава Черны.

Я сделал это потому, что надеялся вытащить цветные картинки с обложек в качестве, пригодном для печати — к сожалению, это оказалось невозможно.
 


Ссылка на сообщение21 мая 2018 г. 12:12
Жаль-жаль


Ссылка на сообщение21 мая 2018 г. 11:24
Небольшая опечатка в статье:

цитата

и вот теперь вы сможете познакомиться с еще одним великолепный образцом творчества этого непревзойденного мастера.


И хочу сказать вам спасибо за столь интересную колонку. Начал читать ещё с обзора первого тома Жюля Верна, в итоге прочёл все обзоры книг, вышедшие ранее него. =) Удачи вам в творческих поисках, и конечно же, больше новых великолепных изданий. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2018 г. 11:35
Спасибо. Ошибку исправил.


⇑ Наверх