Мария Штейнман Техану у


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «DeMorte» > Мария Штейнман. ""Техану" у Ле Гуин: концепт инаковости и его трансформация" (аудио)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Мария Штейнман. ««Техану» у Ле Гуин: концепт инаковости и его трансформация» (аудио)

Статья написана 21 июня 2018 г. 18:21

#ИМЛИРАН #Москва #ЛеГуин #литература #семинары #филология #фэнтези #доклад

19 июня 2018. Заседание семинара отдела теории литературы ИМЛИ «Фэнтези: литература, игра и реальность». Доклад Марии Штейнман, к.ф.н. (РГГУ, НИУ ВШЭ) "«Техану» у Ле Гуин: концепт инаковости и его трансформация в тетралогии о Земноморье». Москва. #Аудиозапись.

Источник

Ранее:

Мария Штейнман. ««Техану» у Ле Гуин: концепт инаковости и его трансформация» (анонс)





1161
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение30 июня 2018 г. 11:20
Хочу сказать спасибо De Morte за предоставленный доклад, и Марии Штейнман за сам доклад. Не знаю, есть ли Мария Штейнман на ФантЛабе, но хочется верить, что есть. Ниже собираюсь выложить некоторые соображения по поводу доклада.


Ссылка на сообщение30 июня 2018 г. 11:35
1.
Сравнение с Толкиным — зачем? Явных параллелей, заимствований и аллюзий нет. Всё равно что всех и каждого сравнивать с Пушкиным. Толкин — христианин и в литературе, Ле Гуин тяготеет к Востоку (даосизму, буддизму, инь-яну). Если Гэндальфа можно представить Христом, а хоббитов — маленькими простыми людьми, воцарение Арагорна — становлением Царства Божьего на земле, то с Гэдом, Тенар и Техану всё гораздо, гораздо сложнее, в том числе, они сложнее и как персонажи, полнее и противоречивей, живее толкиновских.


Ссылка на сообщение30 июня 2018 г. 11:42
2.
Урсула Ле Гуин не настолько увлечена радикальным феминизмом, чтобы так подчёркивать его в докладе. Простите, но в мире Земноморья (и всём творчестве) Ле Гуин мужики посуду моют. Ещё раз простите, но женского и мужского «шовинизма» у Ле Гуин нет, есть проблемы пола (естество, психология, физиология) и роли (социум, общество, место, самоопределение, самореализация).


Ссылка на сообщение30 июня 2018 г. 11:53
3.
Инаковость ли в принципе? Если инаковость — просто быть женщиной в мире мужчин, то да. Если принципиальная инаковость, то не согласен. По-моему, Урсула Л. Г. показывает ложную инаковость, мешающую жить. Помните стену в царстве смерти? Вот та ложь и инаковость, которую надо преодолеть. Такое посмертие — ложь, необходимость целибата — ложь, магами могут быть только мужчины — ложь. Я-иной — ложь. Не инаковость, а принятие себя-истинного через преодоление ложного и лжи.


Ссылка на сообщение30 июня 2018 г. 12:00
4.
Предлагаю взглянуть на, гм, травмирование Техану как на обряд инициации. Её шрамы — не только инаковость и части тела в другом мире, но и ритуальное шрамирование, одновременно испытание и наделение силой, приобщение к истине. Истина опаляет. Истина выжигает всё неистинное.


Ссылка на сообщение30 июня 2018 г. 12:06
5.
Артурана, позвольте так выразиться, первична по отношению к Толкину, сравнение с артуровским циклом естественнее сравнения с Толкиным. Гэд — Мерлин, почему бы и нет? Те же проблемы с женщинами, потеря магической силы, наставничество будущего короля.


Ссылка на сообщение30 июня 2018 г. 12:21
6.
Мужское — женское, порядок — хаос, мать-земля. Хтонизм! Не просто земля, а под-земля. Тут и чудовища, и загробный мир, и предки, и титаны. Тут Вам и изнасилованное Стеной лоно земли-мира-основы-жизни-мироустройства. Стена как, гм, приспособление для непроникновения сперматозоидов в матку. Миропорядок в излишке (избыточное упорядочивание) становится противником мироустройства, вредителем. Поэтому исчезает магия, иссякает сама жизнь. Река живёт, пруд заболачивается.


Ссылка на сообщение30 июня 2018 г. 12:32
7.
Магия в мире Урсулы Ле Гуин — это магия истинных имён, воздействие на природу вещей, язык драконов, взаимодействие с первоосновами, сущностями предметов, явлений и существ (средневековыми эйдосами-архетипами, если хотите). Магия иллюзий указана отдельно, как доходная кафедра для неодарённых, услаждать царьков картинками. Ошибочно называть магию истинных имён мужской магией и иллюзиями, иллюзорной магией и противопоставлять её истинной-драконьей-женской магии.


Ссылка на сообщение30 июня 2018 г. 12:44
8.
Драконы! Мне запомнилось, что в мире Ле Гуин драконы не упоминаются как мужские и женские существа, как, допустим, в «Саге о Копье» есть самки и самцы драконов. Они не бесполы и не двуполы, а до-полы. Скорее изначальные сущности, чем создания. Вспомните Восток. Ошибочно утверждать, что драконы — это женщины. Дракон — это то, что рассыпалось на людей, мужчину и женщину, на два пола. Рассыпалось, погрязнув в материальном и бытовом, в суетном и преходящем, воплотившись на более грубом уровне. Драконы после выделения своей части в людей стали неполными и неполноценными (выбор двух новых рас). Техану, возможно, дракон полный и полноценный, времён изначальных, появившийся — вернувшийся — в эпоху кризиса-катастрофы, затронувшей мироустройство так, что люди стали терять магию, а неполные драконы — дар речи (истинного языка, магии).


Ссылка на сообщение30 июня 2018 г. 12:56
9.
Некролизация инаковости — полностью согласен. Инаковость умертвляет. Доказывая инаковость, не занимаешься делом и не живёшь. Техану научают ткать. Ткать — творить, но шаблонно. Пауки — не творцы и не художники. Муха в паутине сохнет, паук ограничен паутиной, паутиной, которую сплёл сам, упорядочивая пространство вокруг себя. Техану не научить магии, ведь она дракон. Ей не надо доказывать, ей надо быть. Ей надо начать говорить на истинном — драконьем — языке. Техану — не детёныш дракона, а спелёнутая паутиной условностей сущность. Курице не научить утёнка плавать («я-же-мать!»), он умеет сам. Техану — не сохлая муха в паутине, а куколка дракона (привет, Робин Хобб и её корабли!).
Страницы: 12

⇑ Наверх