Теорема Белла Мистика в

Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «chispa1707» > Теорема Белла. Мистика в квантовой механике

Теорема Белла. Мистика в квантовой механике

Статья написана 26 июня 2018 г. 22:59

В 1965 году доктор Джон С. Белл опубликовал работу, которую физики кратко называют «теоремой Белла».

ГЛАВНОЕ СЛЕДСТВИЕ ТЕОРЕМЫ БЕЛЛА

Из теоремы Белла следует, что если некоторая объективная вселенная в некотором смысле существует, и если уравнения квантовой механики структурно подобны (изоморфны) этой вселенной, то некоторый вид нелокальной связи существует между любыми двумя частицами, когда-либо входившими в контакт.

Серия тестов выводы Белла подтвердила. Бывшие в контакте элементарные частицы ведут себя, как единый объект. Причем, взаимное влияние этих частиц распространяется не только через известные науке физические взаимодействия, имеющие конечную скорость, но и происходит мгновенно. Вне всякой зависимости от расстояния, частица «узнает» об экспериментах над парной частицей и, вопреки законам ньютоновской физики, но в полном согласии с положениями квантовой механики, одновременно с ней меняет свои свойства.

Эти эксперименты в какой-то мере объясняют феномен корреляции действий разделенных близнецов и широко распространенную в народе уверенность в том, что многие чувствуют, когда с близкими родственниками случается беда.

НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНОЕ СЛЕДСТВИЕ ТЕОРЕМЫ БЕЛЛА

«Чистое» от помех измерение невозможно. Как только мы измеряем объект, его характеристики мгновенно изменяются. Наблюдатель и объект наблюдения начинают работать, как единая система.

НАИМЕНЕЕ ПОПУЛЯРНОЕ СЛЕДСТВИЕ ТЕОРЕМЫ БЕЛЛА

Наблюдаемая нелинейная корреляция частиц происходит не только в пространстве, но и во времени. Это означает, что избранные для контакта частицы всегда «знали» о предстоящей встрече и еще до того, как вошли в контакт, представляли собой неделимое целое. Впрочем, есть вариант: прошлое этих частиц меняется ровно в тот момент, когда их отобрали для эксперимента.

Это указывает на отсутствие причинно-следственных отношений в природе. Следствие точно так же воздействует на причину, как и причина на следствие.

Похоже, причинность – не закономерность природы, а способ человеческого мышления, увы, требующего определенности. Любопытно, что еще Эйнштейн отметил, что «пока математические законы описывают действительность, они неопределенны, когда они перестают быть неопределенными, они теряют связь с действительностью».

Скорее всего, наблюдаемый нами причинно-следственный мир с водопадами, лужайками и шаловливыми пастушками – мизерная часть полной версии тех же пастушек и лужаек, как вся ньютоновская физика – частный случай квантовой механики, крошечная «вершина айсберга». А вот что там… под поверхностью, в толще непричинного бытия?

ЛОГИЧЕСКИЙ ВЫВОД ИЗ ТЕОРЕМЫ БЕЛЛА

Все мы состоим из пепла сгоревших звезд, и это не метафора, а факт. А если заглянуть еще глубже, то весь мир до «Большого взрыва» был сжат, и все контактировало со всем. Следовательно, мир представляет собой неделимое целое, плотно связанное нелинейными временными и пространственными корреляциями. То есть, каждая клетка и каждый электрон Вашего тела имеет мириады нелокальных корреляций с каждым моментом времени, каждым участком пространства и каждым куском материи Вселенной. И когда вы меняетесь, вместе с вами меняется вся Вселенная (самонастраивающаяся «тюрьма» или приспосабливающаяся к нам «утроба»?).

ВНУТРИ МАГИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЗИКИ

Казалось бы, признание теоремы Белла означает научную легитимность магических методов. Народная «симпатическая магия», использует волосы и ногти для воздействия на их владельца уже несколько тысяч лет. Однако известно, что сами по себе, вне особого дарования манипулятора, эти манипуляции неэффективны. Вопрос, почему.

Возможно, потому, что одновременно с магическими манипуляциями над волосами и ногтями на их владельца воздействуют мириады других факторов. Живущие в канализации бактерии поедают центнеры кала «объекта» (желая здравствовать его производителю и впредь). Родственники требуют, чтобы «объект» вел себя, как человек, сосед грозится наябедничать в ЖЭК, начальник приказывает повысить эффективность труда, а девушка намекает на свадьбу.

Каждый субъект тянет «объекта» в свою сторону, искажая траекторию его движения, и вопрос, куда его занесет, остается открытым. Даже средствами современной науки невозможно составить достоверную математическую модель соударения даже трех конкретных бильярдных шаров на столе. А здесь этих «шаров» без числа.

Вообще, живое существо многократно сложнее бильярдного шара. Более 90 % всех статистических данных, снимаемых с биологических объектов, не имеют нормального распределения. То есть, о точном прогнозе поведения объекта после «симпатического» магического воздействия не может быть и речи.

И, тем не менее, иногда магическое воздействие поразительно эффективно.

СОБСТВЕННО МАГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Во второй половине ХХ столетия в ряде эзотерических и психотехнических школ (Шакти Гавайн, Саентология, Симорон) пришли к выводу, что главным, а порой и единственным эффективным элементом в нелокальной корреляции окружения является качественная визуализация желаемого эффекта.

Хочу подчеркнуть: речь не идет о локальной корреляции, естественным образом происходящей, например, после курса психотерапии, когда пациент осознает свои проблемы и вследствие этого изменяет характер общения с окружающими. Указанными школами был обнаружен стойкий эффект именно нелокальной корреляции. Человек исполняет упражнение, и внешний мир одновременно с этим изменяется: родственник выздоравливает, а начальник подписывает приказ о надбавке к зарплате. Иногда спустя время, но довольно часто – ровно в момент исполнения упражнения.

Пара «хищник-жертва» при выпадении жертвы из своего состояния распадается. Как и было обещано.