Александер Лэмб


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Green_Bear» > Александер Лэмб «Роботер»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Александер Лэмб «Роботер»

Статья написана 9 августа 17:52
Размещена в рубрике «Рецензии» и в авторской колонке Green_Bear

Аннотация:

Когда космические колонии Земли потеряли связь с родной планетой, им пришлось выживать без всякой поддержки. Процесс терраформирования оказался слишком труден и длителен, и люди изменились сами с помощью киборгизации и генетических модификаций. Когда же потомки первых колонистов, наконец, установили хрупкое равновесие с окружающими их враждебными мирами, оказалось, что Земля не погибла. И теперь возродившаяся из руин цивилизация хочет вернуть колонии себе, попутно истребив всех «мутантов». Так начинается первая межзвездная война, грязная, опасная и чудовищно дорогая.

В разгар войны люди сталкиваются с иным и чуждым разумом, бесстрастным и всесильным, чьи мотивы непознаваемы, а возможности бесконечны. Только первым на контакт с ним случайно выходит роботер, человек, специально выведенный для управления сложнейшими техническими системами, а его психология и образ мыслей порой сильно отличаются от привычных. Вскоре люди поймут, что о подлинных тайнах космоса они не знают ничего, и за некоторые секреты придется заплатить очень высокую цену.




Завязка романа "Роботер" Александера Лэмба во многом напоминает расклад сил у Пола Макоули в "Тихой войне". После того, как климат и экономика Земли пришли в упадок, связи между материнской планетой и колониями оказались разорваны. Со временем колонисты сосредоточили усилия на развитии науки и техники, проводя терраформирование и практикуя генные модификации. На Земле же после гражданских войн образовалось единое Королевство, фактически управляемое Церковью Истинности, которую возглавляет Пророк Петр Санчес. Когда-то он сумел остановить множество войн, раздиравших планету, объединить секты и религии под своей рукой, а затем объявил крестовый поход против Колоний, обвинив капиталистов и демократов во всех бедах, что постигли Землю. Используя передовые научные достижения, чтобы компенсировать подавляющее численное превосходство противника, жители Галатеи смогли временно достичь шаткого равновесия на фронте, однако внезапно у землян появляется мощное оружие. И теперь лишь отчаянный рейд корабля "Ариэль", софт-диверсанта и разведчика, может спасти галатеан от сокрушительного поражения и бегства на эвакуационных ковчегах.

Если пропустить через креативную "мясорубку" творчество Брина, Рейнольдса и Макоули, а затем отобрать самые яркие фрагменты, то получится антураж "Роботера". Первые главы поражают читателя пестрым фейерверком технических терминов и понятий. Само-осознающие программные комплексы (СОП), гексагональный строй, гравитационные щиты и маяки-прерыватели, антивещество в магнитных ловушках и полеты с использованием варпа, а венцом всей этой квазинауки и машинерии являются роботеры, люди с модифицированным для лучшей совместимости с программными комплексами мозгом. Одновременно закладывается и социальная подложка для НФ-схемы. На Земле тоталитарная секта, называемая Церковью Истинности, в которую на условиях подчинения и коррекции догматов вошли все остальные религиозные течения. Галатеанцы, которым земляне повесили кличку "генетические фашисты", разделены по стоимости и сложности генетических модификаций. Чем дороже личные изменения, тем высокомернее ведет себя человек. На столь многообещающей платформе автор запускает моделирование космической войны, но справиться с задачей в полной мере, увы, ему не удалось.

Начнем с того, что научно-фантастическая составляющая теряет "твердость" еще в начале разведывательного рейда "Ариэля". Лэмб быстро скатывается лишь в подражание научности, пуская пыль в глаза выдуманными обозначениями, а затем и вовсе доходит до классических штампов космооперы — к примеру, любые двигатели непременно ухают, визжат или ревут, проталкивая корабль сквозь вакуум; или от взрыва космической станции идет ходуном мостик на удаленном от нее звездолете. Но это лишь полбеды. Автор постоянно мечется между взрослой серьезной драмой и подростковым приключенческим чтивом, то углубляясь в психологические нюансы, то упрощая и уплощая мотивации, характеры персонажей.

Ключевой и главный герой романа — роботер Уилл. Чрезвычайно талантливый, инициативный и смелый, успевший за пять лет войны с землянами трижды сменить корабль из-за излишнего упрямства. Созданный, чтобы напрямую взаимодействовать с многочисленными программными комплексами, но не страдающий от аутизма, как большинство роботеров. На "Ариэле" ему предстоит обрести друзей и сохранить дружбу, когда инопланетная Реликвия, найденная сперва торговцами-Первопроходцами, а затем и землянами, выберет именно Уилла для того, чтобы определить судьбу всего человечества. Либо уничтожение за деструктивность нашего вида, укрепление рабства и невежества, либо развитие ради совершенствования, мирного поиска себя и своего места в мире.

В целом, "Роботер" представляет собой неровную и разнородную историю, в которой приключенческая космоопера успевает и зайти в пределы социальной фантастики, и подарить читателям шикарный атмосферный экскурс в мертвую звездную систему, чьи обитатели были некогда признаны деструктивным видом и приговорены к смерти, и полноценное погружение в виртуальное пространство. Однако здравый смысл и интрига ближе к завершению отступают на задний план, а вперед выходит его величество "мегаоружие" и воля автора.

Итог: космические приключения диверсионного корабля в играх сверхцивилизации.

Моя оценка: 7/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Пола Макоули «Тихая война».





1035
просмотры





  Комментарии
Еркфтвгшд 


Ссылка на сообщение9 августа 17:56 цитировать
Как раз читаю в параллель «Тихую  войну» и «Роботера» + «Черного человека» Головачева.
И с подавляющим количеством высказываний в рецензии совершенно согласна :beer:
свернуть ветку
 
Green_Bear 


Ссылка на сообщение9 августа 17:59 цитировать

цитата Еркфтвгшд

И в подавляющем количестве высказываний в рецензии совершенно согласна

:beer:
Причем у Макоули как раз с научностью все отлично, ему бы немного темпа. А у Лэмба строго наоборот.
Но если ставить их рядом, то Макоули лучше, ИМХО.

цитата Еркфтвгшд

«Черного человека» Головачева.

Я вот до «Черного человека» Моргана хочу еще добраться...
 
eos 


Ссылка на сообщение9 августа 19:58 цитировать
Если понравился Углерод, ЧЧ тоже зайдет. По крайней мере, романы во многом схожи.

Роботер зашел достаточно хорошо, но роман, конечно, проходной. Типичная приключенческая, авантюрная атмосфера, разбавленная войной, рефлексией и любовью, местами увидел схожесть с игрой Эндера. В остальном же, хоть и читал недавно, уже мало что помню.
 
Green_Bear 


Ссылка на сообщение9 августа 20:52 цитировать

цитата eos

Если понравился Углерод, ЧЧ тоже зайдет. По крайней мере, романы во многом схожи.

«Углерод» показался слишком простым, поэтому где-то 50 на 50.
Но от «Черного человека» по отзывам жду большего.

цитата eos

Роботер зашел достаточно хорошо, но роман, конечно, проходной. Типичная приключенческая, авантюрная атмосфера, разбавленная войной, рефлексией и любовью, местами увидел схожесть с игрой Эндера. В остальном же, хоть и читал недавно, уже мало что помню.

Ну он бодрый, да.
Мне врезались в память сцены с кораблей Плодовитых. Чем-то напомнило эпизод из «Бытия» Брина, когда экспедиция землян нашла корабль-ковчег-астероид, оставшийся в Солнечной системе.
 
Slon74 


Ссылка на сообщение10 августа 14:26 цитировать

цитата Green_Bear

«Углерод» показался слишком простым, поэтому где-то 50 на 50.
Но от «Черного человека» по отзывам жду большего.

ЧЧ однозначно лучше Углерода. Жаль, что его не взяли первым на экранизацию — но, видимо, брали в расчете на следующие романы о Такеси
 
Green_Bear 


Ссылка на сообщение12 августа 15:39 цитировать

цитата Slon74

видимо, брали в расчете на следующие романы о Такеси

Вполне вероятно. Киношникам-телевизионщикам часто удобнее работать с обширной вселенной.
 
moonwalker72 


Ссылка на сообщение10 августа 16:19 цитировать
В ЧЧ есть антураж, чуть более реалистичный, чем в Углероде (суборбитальные коммерческие самолёты — это например почти что и не НФ уже). К тому же нарисованное в Углероде унылое киберпанковое общества оно...ну как-то уже ненатурально выглядит, словно Морган с романом опоздал лет на пятнадцать.
 
Dickens 


Ссылка на сообщение10 августа 17:47 цитировать
Вы же знаете, что «Видоизмененный углерод» — это роман, которому уже 16 лет? Он в 2002 году вышел
 
moonwalker72 


Ссылка на сообщение10 августа 18:52 цитировать
Знаю. Я его еще три года назад прочел в оригинале. Ну просто выходит, эта книга свое время не пережила. В отличие от Трилогии Моста Гибсона — тоже вроде киберпанк, хотя написано даже чуть раньше Углерода, но вполне читаемо даже сейчас.
 
Green_Bear 


Ссылка на сообщение12 августа 15:40 цитировать

цитата moonwalker72

К тому же нарисованное в Углероде унылое киберпанковое общества оно...ну как-то уже ненатурально выглядит, словно Морган с романом опоздал лет на пятнадцать.

Угу, тогда точно за «Черного человека» смело возьмусь.
 
Еркфтвгшд 


Ссылка на сообщение9 августа 20:18 цитировать
И он у меня тоже есть, но вызывает отторжение некоторое... Зато цикл о Коваче я считаю очень удачным.
 
Green_Bear 


Ссылка на сообщение9 августа 20:53 цитировать
После «Углерода» я решил пока переключиться на «Черного человека», а уже потом решать, как относиться к автору:)
Славич 


Ссылка на сообщение9 августа 21:27 цитировать
Спасибо, так и думал. Книгу брать не буду.
свернуть ветку
 
Green_Bear 


Ссылка на сообщение10 августа 08:52 цитировать
Пожалуйста :beer:
Кроме пары-тройки глав ничего особого не потеряете.
Seidhe 


Ссылка на сообщение9 августа 22:31 цитировать
Спасибо за рецензию! :beer:
В голове сразу по прочтению аннотации прочно засели ассоциации с Макоули, но последнего я — большой поклонник, поэтому читать сразу кинулся, а Лэмба повременю пока с прочтением.
Вот если бы был редкий в наше время зверь под названием «одиночный роман»... 8:-08:-0
свернуть ветку
 
Green_Bear 


Ссылка на сообщение10 августа 08:54 цитировать
Всегда рад доставить)

цитата Seidhe

В голове сразу по прочтению аннотации прочно засели ассоциации с Макоули, но последнего я — большой поклонник, поэтому читать сразу кинулся, а Лэмба повременю пока с прочтением.

Вычтите научность из Макоули, добавьте высокий темп событий = Лэмб:)

цитата Seidhe

Вот если бы был редкий в наше время зверь под названием «одиночный роман»

По большому счету, «Роботер» полностью законченная история. Пока не зашел на ФЛ, даже не подозревал, что там аж трилогия.
Johann_Wolden 


Ссылка на сообщение10 августа 09:25 цитировать
«Роботер» у меня вызвал впечатление книги приятной, увлекательной и необязательной.
Честный роман — он не пытается притворяться тем, чем не является. Традиционная космоопера с годным сюжетом, парой приглянувшихся персонажей, интересным взглядом на два человеческих общества и с терминами, очевидным образом накиданными для антуража.
С оценкой согласен, но я был добр и поставил 8.

К тексту перевода заметно больше вопросов, чем к «Чёрным крыльям» от того же переводчика, но в целом прочиталось хорошо.
свернуть ветку
 
Green_Bear 


Ссылка на сообщение12 августа 15:38 цитировать

цитата Johann_Wolden

К тексту перевода заметно больше вопросов, чем к «Чёрным крыльям» от того же переводчика, но в целом прочиталось хорошо.

Забавно, что кроме «шконок» и пары-тройки косноязычных фраз меня перевод «Роботера» почти не раздражал. Такое ощущение, что Могилевцев не может не выбрать какой-нибудь «экстравагантный» перевод для одного слова на книгу. Вспоминаем «наверное же» в «Черных крыльях». В «Роботере» кстати было «однако же» раз или два:)

цитата Johann_Wolden

Традиционная космоопера с годным сюжетом, парой приглянувшихся персонажей, интересным взглядом на два человеческих общества и с терминами, очевидным образом накиданными для антуража.

Скажем так, чем дальше, тем сильнее роман смахивал на агитку из галатеанской медиа-программы. При том, что в начале было именно что два адекватных взгляда, если брать первую и вторую главы. Из-за этого контраста перекос в авторских симпатиях раздражал еще сильнее. Эффект обманутых ожиданий от начала книги в полный рост.

цитата Johann_Wolden

и необязательной.

Да, по одной из моих шкал 7-ка соответствует — «фанатам жанра/антуража/темы можно прочесть, остальным не обязательно»)
 
Johann_Wolden 


Ссылка на сообщение12 августа 15:47 цитировать
Видимо, автор посчитал достаточным показать со стороны землян ровно одного вменяемого Густава.

Вот продолжение, если будет у нас издано, то всё же прочитаю. Благо, и текст идёт влёт (шконки шконки шконки шконки...), и автор может написать поинтереснее и с уходом в социальный конфликт.

Жду Марко Клооса теперь и надеюсь на более сочную и мрачную отработку боевика.
 
Green_Bear 


Ссылка на сообщение12 августа 15:50 цитировать

цитата Johann_Wolden

Жду Марко Клооса теперь и надеюсь на более сочную и мрачную отработку боевика.

Его очень хвалил Евгений Белаш, блогер-историк, так что я уже в предвкушении. угу.

цитата Johann_Wolden

Вот продолжение, если будет у нас издано, то всё же прочитаю. Благо, и текст идёт влёт (шконки шконки шконки шконки...), и автор может написать поинтереснее и с уходом в социальный конфликт.

Подозреваю, что там будет сюжет в новых звездных системах и даже с новыми героями. Не знаю, будет время и желание космооперы — тогда может быть... В конце концов, уж если я второго Дэнкера добил и вторую Дженнифер Уэллс осилил даже...




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх