Отзывы на финал


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Отзывы на финал «ФантЛабораторной Работы»-15
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Отзывы на финал «ФантЛабораторной Работы»-15

Статья написана 14 августа 2018 г. 13:37

Карточка финала ФЛР-15 в базе ФЛ.

«Love is»

Нарочито сгущенные свинцовые мерзости неблагополучного бытия, от которых отсечено все, что отвлекало бы читателя от задумки автора.

Хорошо выстроенная композиция с четким делением на осколки-эпизоды. Аккуратно закольцованная притча.

Фантастическое допущение минимально на фоне психологической прозы, три прямых влияния на жизнь и несколько расплывчатых предсказаний.

«Коля Чернов» — так Воронов или Чернов?

«Затолкала ствол в ярко накрашенный рот. Зажмурилась. Скулила. Потом вытащила, навела на зеркало.» — «скулила» резко выбивается из ряда остальных глаголов. Процесс среди действий. В напряженной сцене-кульминации это сразу же режет глаз.

Проблема рассказа в том, что автор ощутимо давит слезу, выбирая жалостливые варианты сюжета. С другой стороны, будь это реализм, обращения в полицию девочка могла бы и не пережить, к примеру. Тема раскрыта отчетливо, поэтому в топ, но только на последнее место.

Оценка: 7

«А может, завтра?»

Еще одна слезодавилка, бездарно притворяющаяся НФ. Пожалуй, худший рассказ в финале. Реакторы, которые «сдерживают» энергетические «выплески»? Вездеход, у которого батарея моментально разряжается — и уже молчу про многократное дублирование ключевых систем. Связь при бурях всегда может быть нестабильной, даже на Земле — дублировать связь между основными постами проводом или оптоволокном, конечно, нельзя. И главный вопрос — если это далекое будущее — почему они просто не опустили жилые модули под землю? Ах да, тогда пропадет «траХедия», высосанная из пальца.

Эмоции героев поданы в лоб и наигранно. Вообще весь рассказ производит впечатление стандартного упражнения по готовому шаблону — драма, любовь, мораль. Как промежуточное задание для начинающего писателя на курсах — сделано на удовлетворительно с минусом. Самостоятельной художественной ценности не имеет.

«Слева лежало большой белый ком» — несогласованность глагола.

Спасти рассказ могла бы либо реальная проработка матчасти, либо акцент на космофэнтези — с духами-хранителями, Древними, то есть воссозданием некоей мифологии к загадочным кристаллам.

Оценка: 4

«Андроид Рублёв»

У рассказа есть одно весомое достоинство — он маленький. «Андроид»-«андрюша», окей, удачная игра слов засчитана. А что еще-то? Идея с таинственной работой-картиной — неплохо. Перевертыш? Слит без всякой пользы для кульминации. Шуточки про пенсию не особо сочетаются с остальным текстом.

Для притчи или шарады — не хватило развития придуманной «андроидом» философии. Символов, аллегорий, оригинальных мыслей. Тогда бы и пустота развязки не зияла равнодушной бездной. В нее любую клишейную версию можно вписывать — от «равнодушного божества, которое вдруг проснулось» до «божеством был сам Рублев».

И я не вижу, не чувствую веры за убеждениями Рублева. Игра — да. Веры — нет. Тема крайне условна — скорее на «перевоплощениях» держится.

Оценка: 5

«Во всю стену»

Камерная история, смахивающая на наскоро развернутую зарисовку. Были у автора в голове наброски характеров и концепции, быстро сложил, а потом протянул их по сюжету. Единственный конфликт разворачивается лишь перед финалом и скороспело. А вот ключевой момент, когда «отраженцы» принимают и опекают младшую девочку, подчеркнуть бы немного. Однако тема раскрыта честно, предельно исчерпывающе, пусть и в лоб. Единственно — опять же чернуха ведь, нарочитая.

Оценка: 6

«Возвращение»

Сюрреалистично, атмосферно, живо. Тема, конечно, подана условно — «метафизическое зеркало», тем не менее, можно засчитать. Очень напомнило мистику Грина, приятно было улавливать отдаленное сходство стиля. Диалоговое подражание — да, нарочитое. Но укладывается в этот абсурдный мир. Не хватает либо более взвешенно-продуманной «мистической» части рассказа, либо протягивания сюжетной нитки от «выборов енаралов». Нужно какое-то объяснение или намек на него. А вот сами образы — луна, пропасть — хороши.

Оценка: 6

«Всем, кто слышит»

Хороший стиль, удачно проставленные флэшбеки... но концовка — просто веселый анекдот. И это после достаточно острых моментов во флэшбеках. Озорное хулиганство? Окей. Тема вроде бы есть, но искин — скорее не отражение, а копия, продолжение, клон. Поэтому вне финала и конкурса — рассказ хороший. В контексте условий уступает конкурентам.

Оценка: 7

«Карго-культ»

Чудовищно предсказуемо уже по названию, но написано с душой — этого не отнять. Немного наивно, местами простовато, этакая подростковая проза. Становление-взросление, выбор будущего, конфликт между ожиданиями отца и давлением среды. С появлением «богов» стало интереснее, было любопытно, к какому финалу сведет все автор. Прозрение «диспетчера» — не самый худший вариант. И без лишних слез обошлись, хех.

Оценка: 7

«Катись, яблочко наливное...»

Громоздкие обороты и предложения. Зеркало не в центре происходящего, но для формального соблюдения темы сойдет. Но в целом неожиданно симпатично и живо после длинного ряда душещипалок воспринимается, как глоток свежего воздуха.

Отсутствие конфликта уже отмечали. Добавлю, что в моей практике уже было, когда подобная сказка оказалась первой главой «женского фэнтези». Здесь схожие ощущения. Ждать эпопею про ведьму Ветку?)

«донеслось разочарованное и диалог оборвался» — запятая перед «и».

«Голова на секунду закружилась и она закрыла глаза» — аналогично, причем весь оборот неряшлив.

Оценка: 5

«Марево теней»

Городское фэнтези+капелька сюрреализма с фантазией. Отличные образы Океана — я сразу влюбился в историю. Сестра, ее друг, побег из дома — все, ты уже с головой окунаешься в этот странный и манящий мир. Друзья — Крыса, Ворон и Пес — тоже очень хорошо. Сцена с куклами на поле. Единственное, я бы прокинул связь между событиями в «зазеркалье» и реальности. Новости о загадочном маньяке, например. Или попытка переезда в другой город. Не хватает якоря-отражения в реальности для произошедшего с героем.

Оценка: 8

«Паладины»

Военно-психологическая история. Без батальных деталей, а жаль, они могли бы прибавить объема и фактуры. Прямые ассоциации с Корейской войной, где схожим образом сражения катились из одной стороны в другую, в зависимости от того, кому приходило подкрепление.

Определенная натяжка в тексте есть, конечно. Почему нельзя было хотя бы поставить чипы с датчиками слежения клонам? И командой на самоуничтожение. Тогда не надо присылать капсулы и морочиться с беглецами. Отражение — в принципе есть, переход инструкторов на новую сторону и повтор событий в обратном направлении.

Название отлично подходит, поскольку подчеркивает, что инструктора начинали уже сражаться за идею и новых друзей, а не только за деньги — потому и требовалось убить текущих клонов. Сами бы они не поменяли сторону, добровольно.

Оценка: 7

«Песня о море»

Крайне атмосферная история, которая начинается как деревенская+психологическая проза, а затем мигрирует поближе к фэнтези.

Тема условна, но зачет. Отражение героя из одного мира в другой. Или Альва (кто сказал «эльфы»?!) как отражение героя-дурачка в морском мире.

Оценка: 8

«Хорошей смерти, братья»

Неплохо. Очень бойко, зримо, увлекательно. Вот нужное слово — драйвово. Митинги, повстанцы, политика, грязные игры. Зе героиню действительно переживаешь. Композиция четко отмерена.

Из минусов — исключительная везучесть героини — нигде вот ее не могут заметить и засечь. Опять же финальный момент с диверсией — верфи для ремонта проще бы сделать на Луне. А билет с посадкой — где там контроль, простите?! Тема — увы, но «незачет». Для «отражения Анны» нужно было больше показать матери. А она лишь на снимках и в новостях.

То есть опять же, сам себе рассказ в чем-то хорош, но в финале конкурса в мой ТОП не попадает из-за условий.

Девиз удачный, да. Если это отсылка к «работайте, братья», то я даже не удивлюсь.

«Никки снилось девственно-черное ничего» — может быть, все же «ничто»?

Оценка: 7

«Хрустальный лабиринт»

Космоопера, немного авантюры и психологизма. Текст на грани удачи и провала. Артефакты Древних, наемники — антураж собран из стандартных элементов, но с Ольмом и кристаллами выглядит достаточно самобытным. Ударные сцены — хорошие, а вот связки между ними провисают, автор откровенно натягивает промежуточные описания. Как-то наемники догадались и успел похитить сына до перехвата. Как-то герой выбрался. Как-то его нашли. Финал, несмотря на отсутствие прямого хэппи-энда, удовлетворителен. А вот Ольма убили походя и зря, на мой взгляд.

Оценка: 7

«Цветочная ведьма»

Плюс балл за герберы и «я им соврал». Попытка более или менее адекватно описать противостояние ведьмы vs инквизиторы. Ройсер — честный, способный на жертвенность и самоотверженность во имя своих идей профессионал. Загадочная ведьма — почти откровенная Мэри Сью, но тем и хороша — когда автор заставляет ее посмотреться в зеркало. Многих читателей рассказ явно поймал на стилистике. Цепочки ассоциативно подобранных эпитетов и однородных членов. Несколько удачных моментов — с освобожденной старухой, например, когда та лезет обратно на столб. Проблема, на самом деле, с затянутой экспозицией. Показать, что это все наказание для самонадеянной дурочки с огромными силам — надо было раньше и более развернуто. А так получилась приключенческая история об ответственности и стойкости, но не о зеркалах и отражениях.

Оценка: 7




Уже третий год я участвую в судействе на традиционном конкурсе «ФантЛабораторная Работа» и теперь могу, наверное, сравнивать, как меняется уровень работ.

Пожалуй, самым сильным на мой вкус был прошлый зимний, 14-ый заход с «играми». Текущий же, такое ощущение, что немного сбавил темп. Больше средних работ, чем на 13-ом, «космическом», когда оценки у меня разлетались — либо 4/5, либо 7/8. Здесь же почти все попали в среднюю зону 6-7. Но реально зацепить меня смогли только две работы, «Песни о море» и «Марево теней». Вот за них — особое спасибо авторам, было весьма приятно погрузиться в ваши истории.

Такое ощущение, что окончательно сформировался круг участников, в том числе издающихся авторов, которые стабильно выдают весьма качественный результат, а остальные будто каждый раз пробуют заново себя или изредка выдают хороший уровень. Кокоулин, Максютов, Венгловский, Гелприн — кого-то я узнаю просто по тексту, а с кем-то пост-фактум хлопаю себя по лбу, что — точно же! — именно он мог и должен был так написать. Технически, по стилю — к их текстам реже всего возникают вопросы или претензии.

Спасибо Оргкомитету и участникам конкурса за разнообразное чтение, ведь даже из неровной работы можно почерпнуть интересный образ, удачную формулировку или красивую идею. Иначе зачем вообще читать рассказы?)





822
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх