56 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Zivitas» > 56. Иллюстрированный Пушкин: Пиковая дама (худ. А.Никитин)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

56. Иллюстрированный Пушкин: Пиковая дама (худ. А.Никитин)

Статья написана 29 августа 2018 г. 07:36

Ещё одна «Пиковая дама» из восьмидесятых. С прибалтийским акцентом. Издана в Риге в 1988 году.

В супере
В супере

Без супера
Без супера

Поскольку в каталог-справочник издание попасть не успело, даю собственное библиографическое описание.

Пиковая дама. На латышском и русском языках. — Рига, Лиесма, 1988. — 142 с.; 21 см.

НИКИТИН А.: Иллюстрированные тонированные суперобложка, форзацы. Тонированный фронтиспис (портрет Пушкина). Вклейка: 9 тонированных иллюстраций — 3 страничных, 6 на разворот.

Тираж 25.000 экз. Цена 1 руб. 20 коп.

A.Puškins
A.Puškins

Художник Артур Никитин (Артурс Никитинс, как он в латышском тексте обозначен). Художник есть на Фантлабе: https://fantlab.ru/art2886. Книга на Фантлабе не представлена. В Риге Никитин жил с 1948 года (с 12-летнего возраста), так что с полным основанием может именоваться прибалтийским художником. Очевидно, и его искусство носит черты прибалтийской культуры, которая в СССР серьёзно отличалась от русской и общесоюзной. В прибалтийской графике искали новейшие западные веяния, правда не всегда успешно.

По манере исполнения — иллюстрации Никитина самобытные. По содержанию — тоже видно стремление дать собственные решения, избегая избитых тем и простейшего сопровождения текста. Однако слишком много места отведено передаче атмосферы пушкинского Петербурга, а сцена с Лизой на балу (перед предполагаемым свиданием с Германном) хоть и редкая, но сразу заставляет вспомнить цикл Непринцева 1935 года (см.). Так что по концепции иллюстрации Никитина стоят в ряду бытовых трактовок «Пиковой дамы». Но это, скорее, быт Достоевского.

Развернутая суперобложка
Развернутая суперобложка

Интересно, что графиня (в старческом возрасте) изображена свежей милой старушкой. Никитин первый, кто проявил сочувствие к жертве. Интересно также, что на первых иллюстрациях (они все подряд на вклейке идут) дан парный портрет старой графини (она в зеркале отражается) и молодой Лизы (ну больше некому). Старая графиня симпатичнее молодой Лизы (на Лизе уже печать предательства).

Графиня в зеркале слева, Лиза справа
Графиня в зеркале слева, Лиза справа

А парного портрета Германна и Лизы нет. Ну действительно, Лиза с графиней всю жизнь провела, а с Германном — пару часов в общей сложности. И ничего хорошего Лиза от Германна не получила. Хоть Лиза у Пушкина и тосковала, тяготясь своим положением приживалки, но наверняка потом — за пределами повести — она графиню часто вспоминала и жалела, а Германна постаралась забыть.

Обе тоскуют, а за окном столичная жизнь
Обе тоскуют, а за окном столичная жизнь




Ну ладно, пройдёмся по узловым точкам.

1) Молодая графиня в Версале (XVIII век). Первая глава

Графиня загораживает зеркало
Графиня загораживает зеркало

2) Германн бродит по городу / караулит у дома графини. Вторая глава

Самого Германна нет, но мизансцена дана его глазами: он видит графиню и Лизу. Много странного, конечно: львы повёрнуты задом к смотрящему, значит он смотрит не со стороны улицы, а со стороны дверей. Какой-то пожилой тип с графиней и Лизой — вряд ли слуга (он в цилиндре). Ну, будем считать, что картинка примерно соответствует нашей точке.

3) Раздевание графини перед сном. Третья глава

Такой картинки у художника нет. У него графиня симпатичная, а в этой сцене она была бы безобразной.

4) Германн с пистолетом. Третья глава

Пистолета не видно, но он есть — графиня вот только-только умерла.

5) Германн и Лиза. Четвёртая глава

Эту линию художник полностью игнорирует — картинки нет.

6) Привидение (мёртвая графиня является Германну). Пятая глава

И этой сцены тоже нет: большая редкость для иллюстратора.

7) Игра Германна. Шестая (последняя) глава

Завершающий портрет Германна очень оригинален. Это как будто соединение образа Германна, который ещё играет (момент, когда он понял, что обдёрнулся) и образа Германна, зацикленного на трёх картах в сумасшедшем доме. Очень сильно!




Вот такой цикл иллюстраций получился — любопытствующий взгляд из другой культуры. Этим и интересен.





159
просмотры





  Комментарии
нет комментариев




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх