Александр Сергеевич Пушкин и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Alterlimbus» > Александр Сергеевич Пушкин и его "Сказка о попе и о работнике его Балде"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Александр Сергеевич Пушкин и его «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Статья написана 17 сентября 2018 г. 10:23

Александр Сергеевич Пушкин — излишне что-то говорить о нём

А вот что с его сказками?

Сейчас будем разбираться

Итак, в Болдине 13 сентября 1830 года она была написана. При жизни поэта не печаталась. Интересно, почему?

Итак, по моему скромному мнению, данная сказка — глубоко языческая, причём в ней язычество древних славян и пра-славян напрямую противопоставляется Христианству, причём язычество показано с лучшей стороны, и в сказке побеждает.

Гоголь сказал — «без размера». Сказал он так потому, что пушкинская сказка написана акцентным стихом с парными рифмами, стилизованным под раёшник.

Раёк — народный театр, такая будка на телеге, передвижной кукольный театр. Название своё получил потому, что сценки, разыгрываемые в нём, были преимущественно религиозного содержания. Да — это уже прямой намёк.

Перейдём к тексту.


Жил-был поп,

Толоконный лоб.


Происхождение слова. Раньше зерно можно было молоть на мельнице – это дороже; либо толочь самому в ступе – дешевле. Получалось толокно – от «толкушка», «толочь». Пока толчёшь, потный лоб утирать будешь и мукой замажешь. Толоконный лоб – люди бедные, занимающиеся тяжёлой работой. Позже используется в пренебрежительном значение – глупые люди, занимающиеся неблагодарной работой.


Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.


Грех СТЯЖАТЕЛЬСТВА и ЖАДНОСТИ

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Балда — это славянский языческий бог молнии и грома Перун

То, что он идёт сам не зная куда — это его свобода воли и выбора.

Он никем не связан, идёт куда хочет.

Кроме того, это обозначает неопределённость его судьбы — как следствие, возможность выбора.

Балда удивляется тому, что поп рано поднялся. Службы в храмах служатся довольно рано, кроме того, у попа ещё и подсобное хозяйство — так что подниматься рано для него не должно быть в новинку. Но своим удивлением Балда указывает на НЕРАДИВОСТЬ и ЛЕНЬ попа.

Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

Это всё три разных работника. Раз Балда это всё умеет — у него широкая специализация. Ну, он по мифам ещё и кузнец.

Кроме того, одновременно ходить за лошадью и готовить — не просто, поскольку временные промежутки могут совпадать. Намёк на сверхъестественную силу Балды.

Кроме того, зачем попу повар? У него есть жена и взрослая дочь. Кроме того, простую пищу он может и сам себе приготовить. Указание на ЛЕНЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Итак, это явное ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ — языческое, естественно

Есть же мне давай вареную полбу».

Как пишут в википедии «Полба отличается зерном с невымолачиваемыми плёнками, ломкостью колоса, неприхотливостью, скороспелостью, большинство видов устойчивы к грибковым заболеваниям...

Полба была широко распространённой на заре человеческой цивилизации зерновой культурой...»

То есть намёк на древнее происхождение Балды. Неприхотливость — аналог НЕИСКОРЕНИМОСТИ из культуры.

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь розь.

Да понадеялся он на русский авось.

Итак, священник надеется вовсе не на Бога, как полагается, а на судьбу, случай — чисто языческая категория.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердие и проворье».

Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе

Не на кровати, не на лавке, не на печке, не на полатях — а на земле. Прямая отсылка к Антею.

Ест за четверых,

То есть в четыре рта — четыре лица — прямая отсылка к Свентовиту или Святовиту — языческому божеству славян с 4 лицами

Работает за семерых;

Число семь очень распространено в мифологии и может иметь разные отсылки, в том числе у славян это Солнце, Жизнь

До́ светла всё у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечет да сам и облупит.

Отсылка к мифу о рождении Космоса из Яйца — и намёк на сверхъестественные силы Балды

Попадья Балдой не нахвалится,

Поповна о Балде лишь и печалится,

Попенок зовет его тятей;

Кашу заварит, нянчится с дитятей.

То есть полный переворот семьи: Поп не может работать и делать мужские дела, жена его не ведёт хозяйство — как уже указывалось ранее, дочка не при муже или не при деле, хочет секса, ребёнок не понимает, кто его отец

Только поп один Балду не любит,

Никогда его не приголубит,

О расплате думает частенько;

Во-первых, поп НЕБЛАГОДАРНЫЙ, во-вторых, боится не одного лишь Бога, как полагается, а гнева языческого божества

Время идет, и срок уж близенько.

Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:

Лоб у него заране трещит.

Вот он попадье признается:

«Так и так: что делать остается?»

Ум у бабы догадлив,

На всякие хитрости повадлив.

Попадья говорит: «Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство:


Это всё вместо молитвы к Богу

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;

А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.

Тем ты и лоб от расправы избавишь

И Балду-то без расплаты отправишь».

Стало на сердце попа веселее,

Начал он глядеть на Балду посмелее.

Вот он кричит: «Поди-ка сюда,

Верный мой работник Балда.

Слушай: платить обязались черти

Мне оброк по самой моей смерти

Ну пошла уже гоголевщина, явно к Православию не имеющая никакого отношения

ОБРОК — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Итак, вместо того, чтобы гонять, поп с этих нечистых духов взимает дань – да ещё и деньгами – БОГАТСТВУ поклоняется

Да и за что они ему должны платить? Тут уже прикидывайте сами

Лучшего б не надобно дохода,

Да есть на них недоимки за три года.

Как наешься ты своей полбы,

Собери-ка с чертей оброк мне полный».

Балда, с попом понапрасну не споря,

Пошел, сел у берега моря;

Отсыл к легендам о древней расе морских жителей, атлантам и так далее

Там он стал веревку крутить

Да конец ее в море мочить.

Вот из моря вылез старый Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

— Да вот веревкой хочу море мо́рщить,

Да вас, проклятое племя, корчить.

Морщить море — это по сути кеннинг — означает грозу, бурю

Верёвку крутить — это молнии

Прямая отсылка к Перуну

Из туч извергаются молнии, как перекрученные верёвки, их концы «мокнут» в море

Далее пропустим длинный кусок

Там у Пушкина 2 языческих ритуальных состязания — на скорость и на силу

Что ж? боишься вывихнуть ручки?

Чего ты ждешь?» — Да жду вон этой тучки

Опять прямой намёк на Перуна, ждать тучки — ждать приближения грозы, своей силы

Зашвырну туда твою палку,

Да и начну с вами, чертями, свалку».

Испугался бесенок да к деду,

Рассказывать про Балдову победу,

А Балда над морем опять шумит

Да чертям веревкой грозит.

Опять указание на гром и молнии

Вылез опять бесенок: «Что ты хлопочешь?

Будет тебе оброк, коли захочешь...»

— Нет, говорит Балда, —

Теперь моя череда,

Условия сам назначу,

Задам тебе, враженок, задачу.

Посмотрим, какова у тебя сила.

Видишь, там сивая кобыла?

Это отсылка к древнему культу лошади

А Балда ему: «Глупый ты бес,

Куда ж ты за нами полез?

Почему Балда вдруг перешёл на множественное число? Речь о целом пантеоне языческих славянских божеств — вот почему

Балда его тут отыскал,

Отдал оброк, платы требовать стал.

Бедный поп

Подставил лоб:


С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Итак, поп лишается речи и разума — то есть превращается в животное

По-моему, уже всем всё понятно с этой сказкой, но сделаю классически резюме:

«Сказка о попе и о работнике его Балде» — это аллегория. Возможно, в 1830 году она ещё была близка русскому народу — или 100 лет назад в детство Арины Родионовны, когда она её слышала. Или больше 100 лет назад — когда её сложили.

В сказке явно противопоставляется язычество древних славян и Православие, язычество выигрывает, служитель церкви низведён до состояния животного.

У священника нет никакого достоинства, сплошные грехи — как те, которые считаются грехами в Православии — ЖАДНОСТЬ, ЛЕНЬ, НЕПОЧТЕНИЕ к БОГУ, НЕВЕРИЕ, СТЯЖАТЕЛЬСТВО, НЕЗАБОТА о БЛИЖНИХ, ЧРЕВОУГОДИЕ и так далее, так и те, которые считаются грехами у язычников — неверен слову и клятве, несмел, не выполняет обязанностей мужа и так далее.

Балда — языческое божество Перун — показан выгодно со всех сторон. Сколько у попа недостатков, столько же и даже больше у Балды достоинств.

Ну что добавить...

Если кто-то скажет, что тут поп — это аллегория-укор ОТДЕЛЬНЫМ НЕРАДИВЫМ служителям церкви, то так ЭТО НЕ РАБОТАЕТ. Тогда надо было вводить ХОРОШЕГО ПОПА. А то хороший тут только Балда.

Если кто-то скажет, что Балда — аллегория простого крестьянина, опять же — это в плане религии ничем особо не лучше. Что делает Балда, если рассматривать его действия ДОСЛОВНО? Соблазняет невинную девушку; водится с нечистыми духами, побеждая их не словом Божиим, а какими-то странными силами; фактически убивает православного священника ни за что — поп ведь не на смерть его посылал, и Балда вообще мог отказаться куда-либо ходить. Это же не эталон человеческого поведения, правда, даже если у него много других достоинств?

Итог:

это вредная сказка — особенно для детей





765
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 сентября 2018 г. 14:29
Ну так-то любую сказку можно пропинать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2018 г. 19:29
Ну так-то любую статью можно пропинать
Виталий Бианки «Как лис ежа перехитрил»
Пожалуйста, пропинывайте


⇑ Наверх