61 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Zivitas» > 61. Иллюстрированный Пушкин: Пиковая дама (худ. А.Николаев)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

61. Иллюстрированный Пушкин: Пиковая дама (худ. А.Николаев)

Статья написана 3 октября 2018 г. 07:48

После всех модерновых и постмодерновых циклов иллюстраций к «Пиковой даме», приятно посмотреть нормальные полноцветные картинки в традиционной советской манере.

Иллюстрации А.Николаева издавались в виде набора открыток в 1979 году. Всё собирался их в коллекцию приобрести, но тут «Речь» издала их в книжном формате (см. профессиональные сканы с подлинников здесь:https://red-balls.livejournal.com/255266....). Изящный томик — в комплекте с «Повестями Белкина», к которым иллюстрации сделаны в сталинские времена художником А.Ванецианом. Иллюстрации Николаева в книжном формате впервые изданы, иллюстрации А.Ванециана издавались в 1950 году в большой подарочной книге. Картинки Ванециана в нынешнем издании «Речи» камерного формата получились не очень (сталинский ампир требует масштаба), а картинки Николаева отлично воспринимаются. Набор открыток 1979 года теперь не актуален.

Так что представляю новейшее (этого года) издание.

Библиографическое описание по образцу каталога-справочника. Цикл Ванециана к «Повестям Белкина» будет описан в своё время по первоисточнику, поэтому я его проигнорирую — даю описание только для «Пиковой дамы».

Повести Белкина. Пиковая дама. — СПб.-М.: Речь, 2018. — 256 с.; 17,5 см.

НИКОЛАЕВ А. — Пиковая дама: 16 цв. страничных ил.

Тираж 5.000 экз.

На Фантлабе представлены и книга (https://fantlab.ru/edition226852), и художник (https://fantlab.ru/art9138).




В сборнике оказались рядом совсем разные периоды нашей художественной жизни, но составителя можно понять: вроде бы и «сталинские», и «брежневские» иллюстрации кажутся выполненными в едином стиле. Но если картинки Ванециана к «Повестям Белкина» — однозначная сталинская пышность, то картинки Николаева к «Пиковой даме», при всей своей советскости, имеют сходство и с иллюстрациями Бенуа. Так что, может быть, эта сюита Николаева к «Пиковой даме» — золотая середина между дореволюционным модерном и сталинским ампиром. При этом особенно важно было для художника найти если не новую форму, то собственные сюжеты — и какая-то новизна содержания у Николаева есть.

Какие особенности? Мне показалось, что Германн представлен нетрадиционно. На обложке прямо Андрей Болконский, а внутри книги — Мефистофель какой-то.

Свечи церковные, подсветка — адским пламенем
Свечи церковные, подсветка — адским пламенем

Посмотрим ключевые точки.

1) Молодая графиня в Версале (XVIII век). Первая глава

Совсем не московитская Венера. Скорее, немецкая принцесса (как штампы подсказывают).

2) Германн бродит по городу / караулит у дома графини. Вторая глава

Прекрасно у всех художников зимняя непогода получается. Почему «Пиковая дама» не заняла место нашей главной рождественской сказки? Чайковскому либретто подсунули, где действие «Пиковой дамы» летом происходит. Он и отдал новогоднюю музыку иностранному «Щелкунчику».

3) Раздевание графини перед сном. Третья глава

Этой сцены у художника нет.

4) Германн с пистолетом. Третья глава

Интересная реакция графини — и вроде бы в точности как у Пушкина: «При виде пистолета графиня во второй раз оказала сильное чувство. Она закивала головою, и подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела...».

У Кравченко графиня тоже поднимала руку (здесь), но вполне благопристойно — и головой не трясла. Получается, из всех художников один Николаев попытался воспроизвести эту сцену буквально. Но, по-моему, не получилось: графиня реагирует чересчур живо, истерично. Да, тяжело иллюстрировать Пушкина — он слишком аристократичен, камильфо, как его Татьяна («Шишков, прости, не знаю как перевести...»).

5) Германн и Лиза. Четвёртая глава

Традиционная сцена у полукруглого окна, но у художника — собственная композиция, где у Лизы очень эффектная поза.

6) Привидение (мёртвая графиня является Германну). Пятая глава

Как такого привидения не нарисовано. Германн дан глазами призрака.

7) Игра Германна. Шестая (последняя) глава

Недавно у современного болгарского художника обнаружил целых две композиции к этому эпизоду (тут). Николаев тоже даёт две картинки — и тоже первую игру и последнюю.





153
просмотры





  Комментарии
нет комментариев




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх