Праздник который теперь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Клован» > Праздник, который теперь всегда со мной
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Праздник, который теперь всегда со мной

Статья написана 18 ноября 2018 г. 10:34

Я попытаюсь изложить свои впечатления от поездки в Сочи, на Гран-при России Формулы-1.

Являясь болельщиком с того самого 1992 года, когда в России начали показывать трансляции этих гонок, никогда особо не хотел побывать там вживую, по разным причинам — дороговизна в первую очередь. И, когда в апреле начались предварительные продажи билетов на нынешний (кто не знает — уже пятый) Гран-при, просто, без задней мысли, показал статью супруге, а она вдруг возьми и скажи: «А давай поедем?» В итоге даже ей, из супружеской солидарности изредка поглядывающей в телевизор на ревущие машинки, пришлось уговаривать меня, фаната с 25-летним стажем, решиться и заказать места на трибуне. И так сложилось, что всё получилось!

День нулевой (26 сентября, среда)

Приехали мы в Адлер ещё во вторник, но тот день был установочный — разместились в гостинице, побродили по окрестностям, сходили на море, искупались, я умудрился пройтись пешочком от гостиницы до автодрома, точнее, до Сочи-парка (всего минут сорок в одну сторону) — но, по глупости своей, не стал выяснять, что да где, решив, что всё успеем завтра.

Первый взгляд на нашу трибуну
Первый взгляд на нашу трибуну

А завтра начались минусы! Вообще-то, зная, что посещая мероприятие, где планируется принять сто тысяч человек, невозможно обойтись без затыков, мы предполагали, но... С утра решили (и как хорошо, что задумали сделать это в среду!!!) скататься на автодром, получить бэйджи, потому что билеты брали электронные и на почту пришло сообщение, что необходимо получить этот самый бэйдж, иначе не пропустят. Подъехали со стороны Сочи-Парка, так получилось — на схеме это нижняя остановка со стрелочкой к Р7, уж не помню, что это означает. Пошли. Там вход на автодром, один из трёх (а в прошлом году, говорят, всего один был), через который уже никого не пускают, только по аккредитации, но это я еще вчера видел. Мы уже знали, что идти надо в билетный центр, который на схеме голубенькая 24. Ну, и предположили, что пройдем вдоль забора фан-зоны, вдоль главного входа и доберёмся до билетиков. Фиг! От автомузея (голубенькая 14) всё перекрыто. И мы были не одни такие умные, множество народу заходило за угол, упирались в заборы и, весело матерясь, шли обратно. И это на схеме всё рядышком, а на деле от главной трибуны до нашей Т2 — почти два километра! А теперь прикиньте, сколько нам пришлось протопать по этому красному и черному пунктиру — только так, другой дороги нет! — думаю, километра четыре.

Очередь за «кармашками»
Очередь за «кармашками»
Но мы немного скрасили предстоящий путь, прокатившись на только что запустившемся колесе обозрения (первая малюхонькая, в пять-шесть человек, очередь!), поглядев сверху и на нашу трибуну, и на паддок, и почти на всю структуру автодрома — ну, и, конечно, на море, горы и кучу фантастических красот, открывающихся с этой высоты. По трассе ездили разнообразные технички, в паддоке уже вовсю шуршал персонал, по территории автодрома шастало множество народу — эх, слюнки текли! Ну что ж, пошли!

Добравшись до «Единого Билетного Центра», узрели развесёлую картину — человек двести стоит в одну-единственную дверку где-то там вдали. Каждый вновь подошедший изумлённо вопрошал: «Это за бэйджами?!» А мы радостно подтверждали. Довольно быстро выяснилось, что очередь одна и для тех, кто покупать билеты пришел и для тех, кто хочет получить искомые «кармашки», как их называли волонтёры.

Надо сказать, что несмотря на жуткое столпотворение, организовано было грамотно — проходы выгорожены заборчиками, несколько волонтёров ходили, поясняли, на входе стояла грозная девушка, пускающая внутрь, за дверь, группами по восемь-десять человек, внутри у «банкомата» стояла еще девушка, выдающая талончик с номером очереди. Но б...ывает же такое!!!! Работало три окошка из десяти! Вы же видите, что очередь уже до вокзала! Каждому подходящему к окну персонально складывали в вонючий пластиковый пакетик программку и этот самый «кармашек» — они даже не были сложены заранее! И ради этого мы столько простояли! И я до сих пор не уверен, что, не будь у меня этой приблуды, на автодром не пустили бы — отсканировать штрих-код можно и просто держа бумажку в руках. Итого провели там два с лишним часа. Но было весело. Народ-то весь уже соответствующий. Разговоры про гонки, про то, про сё. Вид на главную трибуну и здание боксов. Подиум, правда, не видно — но когда вдруг заиграл марш тореадора (там пробовали аппаратуру, постоянно что-то играло, то включались, то выключались экраны) — все очень оживились, завопили: «А кто победил-то? Зря, что ли, стоим?» Часам к трём, закончив эпопею с получением недостающей детальки к уже купленным билетам, мы бегом (по правде, на такси — ноги чего-то уже плохо ходили) убежали с «Главного события» — пообедать и в море!

День первый (27 сентября, четверг)

Для фаната — самый главный день Гран-при! Прогулка по пит-лейну, автограф-сессии, получение первой порции впечатлений, ну, и для нас — знакомство с устройством всего этого праздника. В этом году организаторы устроили две экскурсии по пит-лейну — с одиннадцати до часу и с четырёх до шести, за что им огромное спасибо! Иначе мы просто туда не попали бы. Читал и слышал массу негатива — «мы пришли, встали в очередь, в первую серию не попали, достояли до четырёх и там тоже не попали» — блин, вы же знаете, куда идёте!

В очереди на пит-лейн
В очереди на пит-лейн
Знаете, что будет толпа, а время ограничено! Мы приехали где-то в полдесятого к уже знакомому входу из Сочи-парка. Довольно легко и быстро прошли контроль, которым так пугали — то нельзя, это нельзя. С собой у меня был рюкзак с двумя дождевиками (и один из них таки пригодился в воскресенье!), биноклем (довольно массивная штуковина, и почти не пользовался), фотоаппаратом, книжкой Попова (для автографа) и бутылочкой воды. Потребовалось только показать фотоаппарат, достав его из чехла и включить мобильник, показав экран. Всё! Минута. По уговору, ни на что не отвлекаясь, сразу рванули к главной трибуне, к очереди на пит-лейн. Около десяти, значится, мы в неё встали. Что характерно для Гран-при, и снова подтвердилось — многочасовые стояния в очередях вовсе не вызывают уныния! Народ вокруг — люди с таким же психическим заболеванием, что и у меня, как неоднократно повторял наш гуру Алексей Львович Попов — фанаты Формулы-1 совершенно не агрессивны и спокойно уживаются рядом «болея за разные клубы». А мне и вовсе отлично: последний, за кого я болел, был Роберт Кубица, и с тех пор болею за интригу чемпионата, то есть против единоличного лидера. Соответственно, пять лет назад был активно против Феттеля, сейчас активно за него и против Хэмилтона. Так что я вообще всем свой.
Асфальт последнего поворота
Асфальт последнего поворота

Итак, час, до одиннадцати, просто стояли на одном месте. Не совсем — я совершил несколько небольших рекогносцировок, покружив вокруг, дойдя до Т1, до главного входа, позаглядывав во все попадающиеся палатки. Выяснил, что продукции с символикой команд нет, только майки, кепки и т.п. с надписями «Сочи-автодром». Расстроился, потому что уже намерен был прикупить кепочку с какой-нибудь (какая больше приглянется) командой. Это потом выяснилось, что эти палатки просто в четверг не работали, но зато помогло мне сэкономить три тысячи. Итак, к одиннадцати началась движуха. Все сбежались на свои места, и уже далеко не отходили. Две параллельные очереди (к одиннадцати хвост был уже до Т1!) утыкались в загон из заборчиков. Туда периодически запускали сколько утрамбуется, человек по сто пятьдесят-двести. Где-то в 11.45 и мы попали внутрь, в самом начале — предыдущая порция закончилась почти перед носом. Постояли ещё минут десять — и открыли внутренний забор! Со слов старожилов мы уже знали, что за трибуной будет ещё один накопитель, поэтому не особо торопились. Прошли, значит, вдоль торца главной трибуны и уткнулись в настоящий забор вдоль трассы. Уже вот она — решетка, которую видим по телевизору, вот напротив подиум, уже видны капитанские мостики, всё здание паддока и последний поворот перед финишной прямой. И последние задержавшиеся с предыдущей порции посетителей ещё бродят по асфальту. Наконец пустили и нас! Конечно, это сложно передать словами — что такое для истинного болельщика своими глазами увидеть и походить по трассе, где всего через пару дней будет кипеть борьба за чемпионский титул (тогда, в Сочи, она ещё кипела, и многие верили в победу Феттеля), потрогать асфальт (а он и в самом деле не такой, как на обычных дорогах — очень шершавый и весь в мелких дырочках), пощупать поребрики поворота, на которых, бывает, ломают подвеску особенно горячие пилоты.

В Феррари весёлый механик пускал избранных (собой!) пофоткаться
В Феррари весёлый механик пускал избранных (собой!) пофоткаться
В Вильямсе самое большое столпотворение
В Вильямсе самое большое столпотворение
Механики МакЛарена радостно общались с толпой
Механики МакЛарена радостно общались с толпой

А дальше нас ждали боксы! Пройдя по дорожке на пит-лейн, по которой уже завтра болиды будут залетать за свежей резиной, мимо гаража с пейс-каром и медицинским мерседесом, под подиумом, на котором вертелись и фоткались какие-то випы, мы попали в настоящее царство Формулы-1. Вот они — боксы с пока ещё недособранными машинками, вот стопки носовых обтекателей с номерами своих владельцев, вот те самые люди, которые меняют все четыре

Пейс-кар на трассе
Пейс-кар на трассе
колеса за 2,6 секунды! Народу, конечно, сумасшедшее количество. К «самым-самым» — Мерседесу, Феррари, Вильямсу и МакЛарену сложно даже просто поближе подойти. У прочих посвободнее. Нам не очень повезло — пока мы находились у боксов, ни в одной команде не заводили двигатели (а пока стояли в очереди — слышали! Вот кто-то ещё в четверг вживую и вплотную послушал новый писк Формулы-1) Конечно, ни пилотов, ни тем более владельцев команд, конструкторов, ведущих инженеров в это время не увидишь. Во-первых, утро четверга, многих ещё просто нет не то что в паддоке, а и в городе, во-вторых, зачем выходить во время экскурсии, на толпу глядеть? Но простые, безымянные работники, которые и делают победы своей команде уже вовсю шуршали, собирая машины, которые вечером повезут на контрольную проверку, а завтра с утра выпустят на трассу. Это были незабываемые полчаса. Мы не стали наглеть и торчать на пит-лейне, пока не выгонят (слышал потом, как один товарищ хвастался, что зашел с первой группой и вышел после часу последним) — плохо нас воспитали, совесть не позволила, ведь следующую порцию не пустят, пока не освободится хоть немного места. Просто прошли вдоль всего этого чуда, поглазели на вход в паддок с матрёшками и потопали по выезду из боксов к трассе. И вот тут случился знак, который я, к сожалению, не понял. С выезда видно заднюю часть трассы, кусок между 13 и 16 поворотами.
«Плимут-фурии» по имени Кристина нет
«Плимут-фурии» по имени Кристина нет
И там шли человек пять-шесть в форме Хаас. Присмотрелся — точно, щетинка Магнуссена! Не я один их заметил, мы столпились у решетки, поорали: «Кевин, Кевин!», он услышал, помахал в ответ. Здорово! И на финишной прямой, когда уже шли к выходу в фан-зону ещё развлечение — проехал пейс-кар с медицинской машиной. Уж не знаю, сам Майландер ехал или кто другой, трассу инспектировали или уже випов возили (три с полтиной вроде это удовольствие стоит, не рублей), но ехали весело, с бибиканьем и морганием всех своих гирлянд. Полюбовавшись напоследок ещё и на это, вернулись мы в фан-зону через дырочку между главной трибуной и Т1, которая имени Сироткина.

И оказалось, что выдохлись! Эмоциональный удар после трёхчасового стояния на солнышке оказался слишком сильным. Просто без сил уселись на одну из, слава богу, многочисленных скамеечек и принялись вяло ругаться, чего нам не хочется больше. Сошлись на том, что надо отдохнуть, покушать, а там видно будет. «Едален» на такую территорию, кстати, удручающе мало. С напитками, в том числе пенными, попроще: палаточек с разливушкой (квас удивительно хорош и дешев в сравнении со всем остальным) и новомодных автоматов много. Выстояв минут двадцать в очередь и умудрившись занять столик (история повторялась и во все следующие дни, только время стояния за «жрулькой» увеличивалось, а столик свободный найти становилось всё сложнее), пообедали. Организаторы нашли, пожалуй, единственно верное решение с питанием — коробочка с лавашем, на который навалена картошка, маринованная капуста и мяснушка. Три варианта — вегетарианский, сосиски и шашлык, 300, 350 и 400 рублей соответственно. Относительно быстро, относительно вкусно, довольно питательно и безопасно в плане отравления, что, пожалуй, главнее всего.

Сочинский дрифт
Сочинский дрифт

Закончив, постановили разделиться: супруга захотела остаться здесь, в главной фан-зоне, а я всё таки рванул в сторону автограф-сессии, на медальную площадь. На нашу трибуну подняться уже не рассчитывал — в четверг вход на все трибуны был закрыт (почему — я так и не понял, в прошлом году, говорят, пускали). И вот первый проход по разноцветному мосту от главной трибуны к другой половине фан-зоны. Перед Т2 ничего особенного — огромная площадь, несколько ларёчков, детская площадка. У «Фишта» ещё один вход — самый для нас удобный. А при выходе на медальную площадь вас мгновенно глушит — слева дрифтовый стадиончик, где музыка орёт громче визжащих по асфальту покрышек, справа детская игровая площадка, где постоянно идут какие-то конкурсы и ведущий едва перекрикивает свою же музыку, ну, а прямо — сцена, где и проходят автограф-сессии и там, пока никого нет, тоже что-то орёт. Плюс несколько «едален» по периметру, вносящих свой не всегда скромный вклад в общую какофонию. Громко, но весело. И народ тут попроще — с Т3, Т4 (вообще нелепая трибуна) и зоны свободного размещения. Всех немногих откровенно пьяных товарищей я видел только здесь (а нет — в субботу у главной трибуны трое финнов, поддерживая друг друга, как в «Ночи на Земле» Джармуша, участвовали во флеш-мобе за Сироткина — но финны и вообще скандинавы отдельная публика). Вообще, с пьяными ситуация странная — пиво льётся рекой, почти все ходят и сидят с пластиковыми стаканами с жёлтой пенистой жидкостью, а пьяных нет. Любое мероприятие с таким количеством народа — обязательно увидишь кого-то в полном неадеквате, а на Формуле всё чинно-благородно. Не знаю, может, пиво какое-то не такое — я вообще не пью и потому не пробовал. Да и цена — 200 рублей за стакан, особо не пошикуешь.

Очередь за автографами за два часа до начала
Очередь за автографами за два часа до начала

Короче, дотопал я до сцены, где в четыре будет автограф-сессия. Народу очень много, просто стоят, ничего не происходит. Потоптался рядом, пошел дальше по кругу. Выставка раритетов американского автопрома, неработающий музыкальный фонтан, дрифтующие вазовские «пятёрки» и «четвёрки». Вдруг со сцены донёсся ещё чей-то голос. На экранах появилась картинка. Началось! Пошел туда. И вот тут-то «оплошала я»! Проходы в заборчиках отмечены табличками — мерседес, феррари и все-все-все. Везде народу до... много, в общем. А с краю подписано «Хаас» и стоит буквально человек сорок, там, у самой сцены. Я сначала подумал, что табличка неверная — хаасы дальше, а тут просто стоят, потом мелькнуло что-то вроде: «А нафиг мне автограф Грожана?» и я (идиот!) прошел дальше, встал в тенёк, в очередь к Алонсо (а что, кто-то к Вандорну стоял? Или в целом к МакЛарену?). Потом узнал — та очередь была действительно к Хаасам, и люди, подошедшие даже позже меня, прошли и взяли автографы Ромки и Кевина. Проворонила я своё счастье! Не понял намёка с явлением Магнуссена. Загадка, почему так вышло, почему даже в ТороРоссо и ФорсИндию (и это ведь сразу после Сингапура! — многие думали, что Перес вообще не выйдет) стояла толпа, а такую команду вдруг игнорировали.

Ну, началось! Началось всё примерно за полчаса появлением некоего «тамады». У меня и, думаю, у большинства присутствующих возник только один вопрос: «Господи, кто это?!» (и я до сих пор ленюсь залезть в интернет узнать фамилию этого чуда). Какой-то то ли местный, то ли московский «шоумень» из ресторана, откровенно кичился своим незнанием Формулы-1, вёл себя снисходительно по отношению к собравшимся, типа «вот хоть посмотрите, как профессионалы работают» и при этом был совершенно уверен, что абсолютно все его знают. Это был, конечно, огромный просчёт организаторов. Понятно, что Виталику тяжело было бы одному, но неужели не нашлось ни одного нормального человека?

Слева, у Мерседесов сидит один Боттас
Слева, у Мерседесов сидит один Боттас

Ладно — спустя пару минут, вызвав совершенно фантастическую овацию — ни Фернандо, ни Себ, ни Кими не сравнились по силе и продолжительности! — на сцену вышел настоящий ведущий автограф-сессий — первый российский пилот Формулы-1 Виталий Петров! И до появления первых нынешних гонщиков (а это как раз и были пилоты Хааса) провёл настоящую творческую встречу с болельщиками. Ему задавали вопросы «из зала», он отвечал. И про Алонсо, которого он когда-то не пропустил, и про ситуацию в чемпионате, и чем сам сейчас занимается. Фурор вызвал ответ на вопрос — что вы почувствовали в первую секунду, тогда, в Малайзии в 2011 году, когда на кочке оторвало руль — «Бл., а где руль?!» Тут же смутился, повертел головой: «Ну, у нас же не прямой эфир, простите...»

Потом пошли те, ради кого мы тут и собрались. На сцену, поделённую телами охранников надвое, за ряд столов выходили по две команды, ну, не одновременно, как получится. Виталий подходил ко всем пилотам, спрашивал заготовки из зала (объявляя, какая команда сейчас выйдет, спрашивал у фанатов, какой вопрос задать). Затем гонщики садились за столы рядом с пачками заранее выложенных фотографий и плакатиков. Вот это вообще супер — можно, конечно, дать свою принесённую фотку или вещицу, но если нет ничего — бери плакат со своим любимцем (очень качественный, надо сказать) и получай заветную роспись. Процедура пропуска посложнее, чем на пит-лейн — со сцены распорядитель на пальцах показывает, сколько человек пустить, охранники внизу сдвигают решётку и по одному пропускают разрешённое количество. Все гуськом идут на сцену, проходят вдоль столов, получают свои пару автографов — и непрерывно подгоняемые охраной, спускаются с другой стороны. В общем, шоу удалось. К Алонсо я, конечно, не попал — прошло примерно четверть тех, кто был впереди. Перес, кстати, впервые напрямую извинился перед Сироткиным за инцидент в Сингапуре именно здесь, перед русскими болельщиками! Естественно, Виталий спросил его об этом, и Серхио повёл себя очень достойно. Как говорится, я его обратно зауважал.

Вот везучий человек!
Вот везучий человек!
И тут ещё произошел очень показательный и неприятный момент. Да, я не люблю Хэмилтона. Оцениваю его как пилота очень высоко, он действительно один из лучших, на данный момент самый лучший (хотя бы потому, что чемпион), но как человека... Так вот. Пришла пора Мерседесов. К ним стояла, конечно же, сумасшедшая толпа, самые первые заняли очередь в девять часов. И на сцену вышел... один Боттас! Вышел, поболтал с Виталием, сел за стол. А Хэмилтона нет! Ну что, охрана начала людей пускать — те подходят к Валттери, берут автограф — и их выгоняют со сцены, чтобы пустить следующих. А Хэмилтона нет! Ну, понятно, Виталий тут озвучил, что всё в порядке, что царь-батюшка просто задерживается и непременно будет — но вы скажите это тем людям, что стояли семь часов! Почему-то мне кажется, что не за автографом Боттаса. И именно те, кто стояли дольше всех, остались с носом. Люся опоздал минут на двадцать. «Лучший в мире второй номер» и тут отдувался за него. Уже пришли Феррари (странно, но заглавных соперников не развели по времени и они вышли почти одновременно) — и тому и другому пришлось подойти к краю сцены, потому что визг стоял неописуемый. И Кими, и Себ отвечали на вопросы прямо, так сказать, перед народом. И только после них появился Хэмилтон.

К сожалению, по техническим причинам нам пришлось покинуть автодром ещё до конца автограф-сессии, вместе с пилотами Феррари и Мерседеса и в тот день я нашего Сергея не увидел — а он был последним и задержался на целый час, до самой темноты, под конец уже просто спустившись со сцены к заборчику и раздавая автографы всем, кто дотянется (очевидцы потом рассказывали).

Придётся поделить этот отчёт, ну, как минимум на две части — уж больно долго это дело тянется.





252
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 15:33
А можно озвучить ценник (собственно формула + билеты в Сочи-гостиница и все остальное) Можно и в личку


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 19:53
Аналогично:beer: простояв 2,5 часа в очереди на прогулку по питлейну пропало всякое желание стоять еще и в очереди за автографами. Посидел на лавочке и только когда пилоты Феррари приехали подошел поближе, посмотреть.
Мне поездка обошлась в 10 тыс.руб. (билет на формулу на 4 дня трибуна Т1)+12 тыс.руб. (самолет Томск-Сочи-Томск)+5,5 тыс.руб. (комната в гостевом доме в Адлере).


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 22:22
Вот и отлично, что вы съездили. Я два раза был на гонках, но не в Сочи и без таких подробностей — просто смотрел, а на мероприятия с очередями не ходил.


Ссылка на сообщение21 ноября 2018 г. 05:31
У нас билет на четыре дня 11 тыс (трибуна Т2, центр, дорогие места), транспорт — ну, это у каждого свой, самолет из Москвы стоит дешевле поезда из Самары, и гостиница 11 с чем-то — но мы приехали во вторник и уехали в среду, т.е. восемь дней. В сумме чуть больше полтинника на двоих


Ссылка на сообщение22 ноября 2018 г. 11:41
Ну я был на ГП Венгрии чисто на гонке . Жену отвел в купальни Сечени,через 5 часов скатавшись на гонку на бесплатном автобусе забрал . Место было перед входом в первый поворот трибуна Gold4 295€


⇑ Наверх