Введение в теорию ирреальных


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Stanislaus Horus» > Введение в теорию ирреальных жанров. Часть третья
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Введение в теорию ирреальных жанров. Часть третья

Статья написана 19 октября 2018 г. 09:29

Доброго времени суток, уважаемые посетители этого портала! Меня зовут Станислав, и я веду группу «Ирреальные жанры» в соцсети «ВКонтакте». Это сообщество посвящено фантастике, фэнтези, мистике, сказкам и всему тому, с чем эти жанры связаны и на чём они основаны. Но главное — в группе я пытаюсь представить наброски литературоведческой концепции всех этих жанров как целостного явления, имеющего общие черты и признаки. Для обозначения этого явления я предлагаю собственный термин «ирреальные жанры». И сейчас я публикую здесь третью статью по материалам своей группы.

___

Относительный двойной вымысел

___

Подытоживая предыдущие рассуждения о природе художественного вымысла в научной фантастике, дам некое заключительное определение характерной для неё разновидности писательской фантазии. Итак, относительный двойной вымысел – это конструирование в художественном произведении объектов, явлений и персонажей, не существующих и не могущих существовать в объективной реальности во время их создания автором и не существовавших ранее.

При этом при определённых условиях, скорее всего – в результате научно-технического развития какие-то вымышленные моменты совпадут с новыми элементами объективной реальности, и характер художественного вымысла относительно нового поколения изменится. Относительный двойной вымысел потому и относительный, что он может рассматриваться только в приложении к конкретной эпохе.

___

Абсолютный двойной вымысел

___

Подытоживая предыдущие рассуждения о природе художественного вымысла в фэнтези и сказках, дам некое заключительное определение характерной для них разновидности писательской фантазии. Итак, абсолютный двойной вымысел – это конструирование в художественном произведении объектов, явлений и персонажей, не существующих и не могущих существовать в объективной реальности в принципе, никогда, ни в момент создания, ни ранее, ни позднее. Продукт абсолютного двойного вымысла принципиально никогда не может совпасть с объективной реальностью, поскольку последняя ни при каких обстоятельствах не может измениться таким образом. Абсолютный двойной вымысел потому и абсолютный, что он может рассматриваться относительно научной картины мира и при этом совершенно безотносительно эпохи, в которую он воспринимается.

___

Формы двойного вымысла

___

Итак, выше я дал определение относительному и абсолютному двойному вымыслу и показал их коренное отличие друг от друга. Отличие это показано мной в плане выражения, то есть когда продукты вымысла уже воспринимаются кем-то относительно объективной реальности. Естественно, такое внешнее различие определяется различием внутренним, которое состоит в разных областях мира художественного произведения, которые конструируются при его разработке. Абсолютный двойной вымысел описывает то, что существует до человека и помимо его воли, в силу чего от него практически не зависит. Законы природы никогда не станут сказочными или фэнтезийными. Относительный двойной вымысел описывает то, что создано человеком, в силу чего зависит от него и даже определяется им. Соответственно, изменение человечества изменит и восприятие такого вымысла.

___

Особенности абсолютного двойного вымысла

___

Итак, как было сказано выше, абсолютный двойной вымысел опи-сывает то, что существовало и существует до человека и помимо его воли, в силу чего от него практически не зависит. Это прежде всего особенности вселенной и мира, в котором происходит действие, например, Эа как манифестация музыки Айнуров и плоская Арда в водной и воздушной полусферах (у Толкина). Из таких особенностей проистекает магия как неотъемлемый эле-мент подобного вымышленного мира. Магия и особенности космогонии также часто формируют специфические формы жизни. Естественно, такие элементы вымышленного мира составляют естество, природу, а не общество, причём обычно сильно отстоящие от научной картины мира. Поэтому возможности совпадения когда бы то ни было такого вымысла с реальностью принципиально исключены.

___

Особенности относительного двойного вымысла

___

Итак, как было сказано выше, относительный двойной вымысел описывает то, что создано человеком и человеческим обществом, в силу чего зависит от него и даже определяется им. В первую очередь это разнообразные технологии, преобразующие объективную реальностью: производство, добыча обработка и синтез материалов, транспорт и логистка, биомедицина. Изменения технической и экономической базы немедленно влекут социальные, психологические изменения и преобразуют общественные отношения, причём анализ реального исторического процесса позволяет выявить однозначный тренд развития всего человечества. Таким образом, относительный вымысел затрагивает те сферы, которые постоянно изменяются и в объективной реальности, что даёт возможность совпадения с ней вымысла – когда-нибудь.

___

Совпадение вымысла с реальностью

___

Поскольку любой художественный вымысел так или иначе основан на элементах объективной реальности, имеет смысл говорить о возможности совпадения с ней продукта художественного вымысла. Совпадение продуктов художественного вымысла с объективной реальностью – это наступление соответствия типовых черт явлений, объектов и персонажей художественного произведения типовым чертам явлений, объектов и персонажей объективной реальности. К таким типовым чертам относится прежде всего главная, определяющая особенность явления, объекта или персонажа. Например, главная типовая черта толкинских орков – явно магическое происхождение, чего в объективной реальности нет и быть не может. А главная типовая черта Чичикова из «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя – принадлежность к сословию российских мелких служащих, что вполне реально.

___

Надеюсь, представленный материал будет вам интересен. Каждый день или почти каждый день я буду выкладывать продолжения своих изысканий. А те, кого заинтересовал мой подход, могут посетить мою группу во «ВКонтакте», которая называется, повторюсь, «Ирреальные жанры» и находится по ссылке https://vk.com/les_genres_irreels. Буду рад информационно-методической поддержке всех неравнодушных к такого рода произведениям.

С уважением, Станислав





172
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх