Введение в теорию ирреальных


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Stanislaus Horus» > Введение в теорию ирреальных жанров. Часть пятая
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Введение в теорию ирреальных жанров. Часть пятая

Статья написана 23 октября 2018 г. 17:15

Доброго времени суток, уважаемые посетители этого портала! Меня зовут Станислав, и я веду группу «Ирреальные жанры» в соцсети «ВКонтакте». Это сообщество посвящено фантастике, фэнтези, мистике, сказкам и всему тому, с чем эти жанры связаны и на чём они основаны. Но главное — в группе я пытаюсь представить наброски литературоведческой концепции всех этих жанров как целостного явления, имеющего общие черты и признаки. Для обозначения этого явления я предлагаю собственный термин «ирреальные жанры». И сейчас я публикую здесь пятую статью по материалам своей группы.

___

Воссоздание реального в произведении

___

Это содержание и продукт простого художественного вымысла. В полной мере воссоздание реального присуще, как уже отмечалось, реальным и субреальным жанрам, но в отношении базовых элементов мира произведения относится также и к ирреальным жанрам. Поэтому я различаю два формата воссоздания реального в художественном произведении: базовый и специфический. Для воссоздания реального автор использует всё, что знает о соответствующих аспектах окружающего мира. Общие бытовые сведения, данные науки и техники, знания о человеческой психологии, культуре, истории и искусстве, представления автора о морали и этике, эстетике и стиле – всё это становится прямым источником для воссоздания реального. Эти данные переносятся в художественное произведение напрямую, без изменения типовых черт и свойств объектов, явлений и персонажей.

___

Базовое воссоздание реального

___

Базовый формат воссоздания реального в произведении предполагает воссоздание пространства и исторического времени, наполнение быта и вещного мира, упоминание сообразно описываемой эпохе всевозможных будничных, повседневных, обыденных, рутинных, каждодневных дел и занятий, которые обычно воспринимаются как фоновые, базовые, обеспечивающие жизнедеятельность реального человека. Таким образом, базовое воссоздание реального предполагает конструирование материальной основы сюжета, которая, как правило, не различается от жанра к жанру. Что в романе о Древнем Риме, что в фэнтези герои будут передвигаться на лошадях и стрелять из лука. На сам сюжет базовое воссоздание, как правило, не влияет – именно в силу его концентрации на фоне мира художественного произведения, а точнее – на той его части, которая в принципе общая для любого жанра.

___

Специфическое воссоздание реального

___

В отличие от базового, специфическое воссоздание реального затрагивает существенные для конкретного жанра детали. Поэтому такой формат сразу исключает применение такого воссоздания в ирреальных жанрах, существенной частью которых является то, чего нет и не может быть сейчас или никогда в объективной реальности. Специфическое воссоздание реального в субреальных и реальных жанрах воспроизводит технологический процесс в производственной прозе, жизнь прошлых эпох, обычаи текущего времени или прошлого, данного этноса или иных, процедурные особенности той или иной деятельности, например, раскрытия преступлений в детективах. Специфическое воссоздание реального в силу концентрации на существенных для жанра аспектах обычно так или иначе влияет на развитие сюжета и определяет действия и поведение персонажей.

___

Типы воссоздания реального и типы жанров

___

В реальных жанрах в полной мере работают и базовое, и специфическое воссоздание реального. В случае отсутствия ярко выраженной жанровой принадлежности в рамках реальной группы жанров специфическое воссоздание фактически сливается с базовым, поскольку устраняется сама жанровая специфика художественного мира. В остальных случаях специфическое воссоздание максимально близко к базовому и зачастую может быть отделено от него только в процессе литературного анализа. В субреальных жанрах также в полной мере работают оба формата воссоздания реального, только специфическое воссоздание хорошо заметно и в ряде случаев стягивает на себя часть базового воссоздания. В ирреальных жанрах работает в полной мере только базовое воссоздание, а специфическое заменяется созданием ирреального.

___

Взаимодействие типов воссоздания реального

___

В реальных жанрах, как уже отмечалось выше, оба типа практически сливаются даже при специфическом жанре вроде производственного романа или детектива и смежных сюжетов. Гораздо более сложное взаимодействие наблюдается в жанрах субреальных, когда воссоздаётся реальность, существовавшая в прошлом, но к моменту воссоздания прекратившая своё существование. Поскольку быт, нравы и другая материально-техническая основа жизнедеятельности людей прошлого сильно отличается от текущей, она становится сама по себе существенным аспектом субреальных жанров. Таким образом, специфическое воссоздание в таких жанрах становится основным, оттесняя базовое на периферию. За базовым воссозданием остаётся конструирование самых общих моментов, основанных на естествознании и человеческой психологии.

___

Создание ирреального в произведении

___

Оно представляет собой содержание и сущность двойного вымысла и в ирреальных жанрах выполняет ту же функцию конструирования существенных для того или иного жанра аспектов, что и специфическое воссоздание в реальных и субреальных жанрах. Создание ирреального наполняет художественное произведение ирреального жанра тем специфическим содержанием, которое и делает это произведение ирреальным. Создание ирреального конструирует то, чего нет и не может быть сейчас или никогда в окружающем мире. Естественно, создание ирреального использует в качестве основы и источника различные сведения о реальном мире, но перерабатывает эти сведения так, что в итоге формируется некая образная информация, не соответствующая в полной мере ничему из того, что имеет место быть в объективной реальности окружающего мира.

___

Надеюсь, представленный материал будет вам интересен. Каждый день или почти каждый день я буду выкладывать продолжения своих изысканий. А те, кого заинтересовал мой подход, могут посетить мою группу во «ВКонтакте», которая называется, повторюсь, «Ирреальные жанры» и находится по ссылке https://vk.com/les_genres_irreels. Буду рад информационно-методической поддержке всех неравнодушных к такого рода произведениям.

С уважением, Станислав





186
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх