Каузальный ангел Ханну


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «osipdark» > "Каузальный ангел", Ханну Райаниеми
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Каузальный ангел», Ханну Райаниеми

Статья написана 8 ноября 2018 г. 01:06

(1)

«Постсингулярный авантюрный роман,

или Крайняя битва кибернетических чекистов с квантовыми масонами»

«Достаточно развитая технология неотличима от магии. И от природы.» (кларкианская и посткларкианская версии закона)

«Мы покажем вам кузькину мать!» (даже после Технологической Сингулярности актуально!)

«Улыбающееся будущее походит на очаровательный пейзаж: вся прелесть исчезает, когда проникают в него.» (французский поэт как о частном опыте человека, так и о всеобщей горести человечества)

*или сказ том, как в «твердой» научной фантастике на основе квантовой физики и информатики искать нотки политоты и прочей гуманитарной чепухи (и не только)*

Включайте марш из «Red Alert» на полную громкость! Но забудьте про жалкие пародии да поделки псевдоинтеллектуальной плеяды киношной аки книжной клюквинистики. Ведь сегодня нам вместе предстоит погрузиться в пучины текстуальных квантов, сцепленных в единый литературный кнут посткиберпанковского пошиба финским математическим умом. И постараемся узреть в этом заключительном труде трилогии от Ханну Райаниеми (и в цикле в общем) не только крайне футуристические пейзажи Солнечной системы, давным-давно колонизированной человеком не совсем стандартным способом, не только детективные хитросплетения в обрамлении реалий Технологической Сингулярности, и не только целый вагон интереснейших научных теорий и гипотез с фантастическими допущениями. Да, даже здесь я грубо и наверняка не по авторскому замыслу, порой пренебрегая элементарной логикой, проведу вскрытие политотно-синкретическим скальпелем «Каузального ангела». Тем самым покажу его исторические, классовые и философские подтексты. Или их ложные симулякры из моей же головы.

Сразу скажу, что трилогия Ханну мне пришлась по вкусу. Конечно, не для каждого будет легок подобный способ изложения. В колее повествования автор специально вносит множество неясных терминов из сконструированного им очертаний будущего. Да еще и начинает саму историю не то, чтобы с конца, но без должной предыстории мира, который явно отдает букетом из бесчисленных, уже чуть завядших роз. Тут я имею в виду не то, что события плохие, «дурно пахнущие» и т.д. Наоборот, подтверждаю богатейшую писательскую фантазию финского владельца сайфайного пера, сравнивая величественную обширность вселенной «Квантового вора» с букетом из бесконечного количества цветов. Не все из которых стали в итоге задействованными шестеренками нарратива, из-за чего чутка подвяли. Но это не минусы, повторюсь вновь! Ибо почти все ответы и очень бросающиеся в глаза намеки для их прорастания в читательских головах Райаниеми оставил как в финальной книге саги, притом довольно много, так и в двух прошлых частях. Так что выбранная манера рассказывания хоть и может породить некоторую дискуссию о целесообразности, на самом деле не является преградой для понимания романов, не вызывает как такого угасания интереса к чтению, а наоборот, придает миру Жана ле Фламбера как таинственность, так и реалистичность. А последние два следствия вряд ли у кого язык повернется обозвать признаками дурного вкуса у писателя и неумелости его, бесталанности. Только наоборот!

Но кончим с дифирамбами, ибо слагать их Ханну можно довольно долго. Да и зачем заниматься такой скучной деятельностью. если можно либо еще раз прочитать эти детища возрожденного киберпанка, либо постараться увидеть в сюжета и литературных пластах произведения нечто еще? Выбираю второе и сразу же обращаю внимание на то, что писатель отлично знает не только собственно финский фольклор, но и не слаб в сведениях о русской культуре. Например, к своему стыду, о во истину великом русском мыслителе религиозной школы Николае Федорове (2) я в первый раз услышал именно со страниц «Квантового вора». Последний факт также должен огорчать современную модель образования недо(пост)индустриального общества Эрэфийской империи, но черт с этим. Зато вернемся к детальному дьяволу иного рода. Соборность, гоголи, федоровизм, Великая Всеобщая Цель, а с другой стороны культура и социальный строй зоку. Ничего не напоминает, ничего вам эти слова и их контекстуальные значения в романе не говорят?

Лично мне видится следующее. Противостояние двух основных сил мира «Квантового вора», сверхдержав ближнего космоса — Соборности и сообщества зоку — (во всяком случае, моему искореженному сознанию так видится) напоминает «холодную войну» Советского Союза и Запада? А в «Каузальном ангеле» и всю что ни на есть несостоявшуюся Третью Мировую. И только не говорите, что видите в образах Соборности одни лишь отсылки на российскую культуру и довольно необычную, почти сектантскую интерпретацию православия. Тоталитарная структура без особых свобод и демократических ценностей, которая стремится к некой великой цели по своей жесткой идеологии и готова сломить для это весь мир и волю каждого отдельного человека. Фактически воплощая, хех, принцип «лес рубят — щепки летят». Вульгарное понимание коммунизма как идеологии (не общественно-экономической формации) и Советского Союза как «империи зла» не напоминает? А это всего-то сокращенное описание Соборности — постчеловеческой цивилизации, которая посредством превращения большинства людей в безвольных гоголей и поглощением всей материи в пределах нашей системы старается создать новую вселенную, где не будет смерти. Чисто постсингулярный вариант марксизма-ленинизма, но слишком крутой и не вульгарный, чтобы называть его очередной западной клюквой. А двум главным Основателям Соборности, несмотря на все их темные и далеко не добряцкие поступки, откровенно сочувствуешь и понимаешь их фанатичное стремление уничтожить свободу и вещество ради высшей цели. Так что Соборность хоть и выступает периодически по ходу сюжета трилогии коллективным антагонистом Жана и Миели, но в основном обитает в роли антигероя, у которого не самое дурное желание — смерть смерти. Пусть и методы, как и в реальности индустриального социализма, вызывают споры... А зоку? Хоть как таковой антагонизм с Соборностью находит место лишь в ретроспективных интерлюдий прошлых войн и четкая аналогия с Западом прошлого и сегодняшнего века не прослеживается на постоянной основе, точки соприкосновения выделить можно. Зоку это все-таки цивилизация индивидуалистов, пусть их желания и ограничены некоторыми коллективистскими лимитами. Но и Соборность не страшная машина полной аннигиляции всего личностного — по крайней мере, не для своих лидеров. Зоку, особенно в «Каузальном ангеле», где мы и узнаем о них наиболее полно, являются цивилизацией потребителей и сибаритов. Они не преследуют неких великих целей ради пусть и иллюзорного, но блага всего человечества. Нет, это лишь сообщество праздных игроманов, для которых жизнь в прямом смысле слова игра и театр. Кстати, среди них присутствует дифференциация между шекспировской и ЧГКшной версиями такого понимания бытия. Но не суть важно. Зоку живут в собственное удовольствие, особо не стараются влиять и сдерживать Соборность и вообще не пытаются бороться за нечто большее, чем они. Играют, но не живут, существуют, но не значат ровным счетом ничего. Так что некоторого рода размытая параллель в аспектах противопоставления Соборности, гедонизма и потребительства с Западным миром имеется.

Но не только политическая плоскость внедряется в смысловые пласты этого великолепного примера ультрасовременного киберпанка. В отзыве на один из моих любимых романов вообще, «Выбор оружия» Йена Бэнкса, а также во втором варианте комментария к «Ложной слепоте» Уоттса, я упомянул, что наблюдаю зарождение нового жанра научной фантастики. Его можно обозначить как «постсингулярная драма» и трактовать довольно широко. Все произведения этого помысленной мною абстракции можно характеризовать как нарративы эпохи после Технологической Сингулярности. То есть действия и персонажи будут жить в мире почти магии, смешавшихся естественности и искусственности, безграничных возможностей и бесчисленных вариаций. Но счастья это не принесет, ибо еще большая неопределенность, чем в нашей непостоянной реальности, приведет к гораздо большим печалям и горестям. Ситуациям, когда героя от злодея отличить нельзя, а никаких граней между моральностью и аморальностью попросту нет. Вседозволенность и ничтожность всего, общество далекого постмодерна (3), в котором даже потребительские ценности обесценятся и испарятся. А экзистенции антигероев будут самым лучшим из возможных исходов конфликтов, описанных наподобие противостояния Соборности в этом мире. Ведь, спойлер, по выдуманному мною канону постсингулярной драмы, читателю предстоит увидеть весьма неоднозначную концовку с весьма неоднозначным раскрытием героев. Это, наверное, один из недостатков заключения Ханну своего масштабного литературного эксперимента — довольно невнятный эпилог. Точнее внятный, но слишком двоякий, слишком нестандартный. Победы какой-либо из сторон — ни зоку, ни Соборности, ни главных героев — в романе нет. Скорее есть сплошные поражения и некоторого рода полупобеду Соборности. Недомолвки и вопросы по поводу конечного разрешения кульминации каждого героя.

Но так или иначе вышло очень и очень хорошо. Великолепный пример качественной и довольно научной фантастики из мира практически магии и псевдоприродности, где счастья также нет, как и в наших досингулярных днях.

Итог: высший балл, но совершенству нет предела

Примечания:

(1) — а вот назло всем дожидавшихся романа та самая обложка, в том числе из-за которой он задерживался!

(2) — о Николае Федорове говорится в еще одном любопытном произведении западного фанткнигиздата, а рассматривается он (здесь) [Марсель Теру, "Странные тела"]

(3) — подробнее о постмодернах и всем прочем лучше почитать здесь [В. Пелевин, "SNUFF"]





1743
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 ноября 2018 г. 08:39
Казуальный != Каузальный


Ссылка на сообщение8 ноября 2018 г. 08:42
Ошибочка в названии темы... («Казуальный ангел») 8-) Или так и задумывалось? :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2018 г. 13:58
8-) зашла по тому же поводу!
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2018 г. 15:24
Больше не буду поздним вечером писать рецензии :-)))
Хотя ошибочка вышла почти по-фрейду! :-)))
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2018 г. 15:47
Я долгое время перед выходом книги так и читал название. Только когда увидел
итоговую обложку, сначала удивился «Неужели допустили такую глупую ошибку?», а потом понял, что это я был молодцом :-)))


Ссылка на сообщение8 ноября 2018 г. 09:58
Обложка:-))):-))):-))) Я и забыла эту прелесть!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2018 г. 15:26
Не мог ее не вставить :-)))
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2018 г. 16:18
Понимаю вас)


Ссылка на сообщение8 ноября 2018 г. 11:13
Ну Зоку в своей сущности тоже вовсе не просто расслабленные сибариты. Старейшина Барбикен походя уничтожил Марс, уронив на него Фобос, к тому времени уже давно бывший сверхгорячей чернодырочной крупинкой. Как бы положительных героев там и нет, кроме может быть Миели — она что-то вроде Жанны д'Арк.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2018 г. 15:26
Да я и не утверждал, что зоку — апологеты всего доброго в постчеловеческой Солнечной системы ) Все в основном антигерои (стороны конфликта, да и главные герои), но Соборность, в принципе, своей ультима туле аля идеей фикс в некотором роде даже положительная сила.


Ссылка на сообщение8 ноября 2018 г. 15:52
Ваша рецензия напомнила мне, что я хотел почитать про федоровизм. Спасибо)
Очень уж заинтересовала концепция. Странно, что на парах по философии о Фёдорове ни разу не говорили. Досадное упущение.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2018 г. 16:09
По своему опыту, если вы не на философфаке, то на парах философии пробежитесь более-менее подробно по античке и, в принципе, все) Остальное будет еще больше общим. Лучше философию изучать самому *желательно вместе с чуть более сведущим другом-наставником*


Ссылка на сообщение8 ноября 2018 г. 16:53
Спасибо! Как всегда отличная рецензия!:cool!:
Придется теперь прочитать, а то валяются книжки уже который год, все руки не доходили:-)
Что касается Соборности — похоже, все западнисты коммунизм только по речам Михаила Суслова изучали. Ни черта не понимают в самой идее, насочиняют бредятин и сами же ее пугаются.
Кстати, к постсингулярной драме смело можно отнести и великолепный Алмазный век Стивенсона.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2018 г. 17:36
Как всегда спасибо!)
Стивенсона еще не читал — но, конечно же, такой известный роман отрецензирую и того глядишь тоже к жанру причислю)
Касаемо Соборности — она, повторюсь, тут все-таки не великое всеобщее зло. Просто довольно своеобразное добро. Глобальный антигерой, в некотором роде. Что зоку, у которых, как уже moonwalker72 упоминал, руки не чисты. И у Жана, и у Миели. Все запачканы :-)
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2018 г. 00:30

цитата vfvfhm

Что касается Соборности — похоже, все западнисты коммунизм только по речам Михаила Суслова изучали.

Соборность всё же не про коммунизм. Зоку как бы даже левее (кто сказал «Культура Бэнкса»?). Там скорее противопоставление иерархичности сетевой самоорганизации. Причём сопряжённое с представлениями сторон о природе сознания: Соборность механистична и каузальна, зоку помешаны на квантовых эффектах.

Связано ли это как-то с тем, что Курцвейл считает мир иерархически организованным (и потому столь успешно иерархически познаваемым нами) и одновременно выделяет словесный кипяток при упоминании квантовосознательных измышлений Пенроуза и Хаммерофа, я не знаю.
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2018 г. 20:23
Fауст, все зависит от угла зрения) Во-первых, все же я не имел в виду, что Соборность=коммунизму (точнее аналогия Советов в романе). Я лишь выделяю некоторые схожести, и то упомянул, что с зоку все не так просто. А во-вторых, коммунизм очень многоплановый термин. Бывает же коммунизм как идеология некоторых государств, которая как раз-таки строится на централизации и иерархизации, а также множестве других как хороших, так и не очень вещах (включая социальное государство). Вот тут как раз-таки и есть параллель с Соборностью — строгие централизованные структуры, которые стремятся к своей цели. А вот цель уже — другой коммунизм. Общественно-экономическая формация, выстроенная на принципах прямой демократии, бессклассовом обществе, полной механизации производства с полной же творческой свободой человека, отсутствии всяческих границ и многих других вещах со знаком «+«.
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2018 г. 11:45
На сом деле хорошо, что буржуазный ученый вообще показал будущее в котором главенствует советская власть. В принципе, они обычно не могут понять, , что у капитализма нет будущего. Он погибнет как рабовладельческий строй.


Ссылка на сообщение11 ноября 2018 г. 21:44
К вопросу о Фёдорове и постсингулярной цивилизации — эта история встречается в качестве одной из линий в трилогии Олди и Валентинова «Алюмен»: попытка контакта постсингулярной цивилизации с собственным прошлым для осуществления программы «воскрешения отцов».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2018 г. 22:37
Консул, спасибо, добавил в планы на прочтение!
И все же у нас редко, в отечественной фантастике, встретишь упоминание Федорова. Он в основном на Западе снискал популярность — в т.ч. как один из праотцов трансгуманизма. У них та за бугром и свои версии Федорова есть. В чем-то его наследники идейные, в чем-то самоучки, так сказать. К примеру, концепция Точка Омеги.


⇑ Наверх