Ретроспектива


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Наш выбор!» > Ретроспектива. Выпуск#10
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ретроспектива. Выпуск#10

Статья написана 16 ноября 2018 г. 15:04
Размещена:

Задачи рекомендации:

Цель рекомендации "Ретроспектива" — обратить внимание читателей на интересные, стоящие внимания, но недостаточно известные, редкие книги. В первую очередь, рубрика рассчитана на читателя со стажем и широким кругозором, которого интересуют разные направления и авторы фантастики.
---
Отбор книг:

В рубрику попадают книги (романы, крупные повести, авторские сборники и антологии) изданные на языке оригинала не позже 2000 года. Произведения имеют достаточно высокий рейтинг, но относительно мало оценок. Выбор осуществляется группой администраторов сайта.

---

РУССКОЯЗЫЧНАЯ ФАНТАСТИКА




Рейтинг Лаборатории фантастики (средняя оценка/количество оценивших):




Справка об авторе и книге:

Борис Штерн (1947-1998) — один из ярких фантастов «четвёртой волны». Родился, жил на Украине, но сменив много профессий и занятий, успел побывать в разных уголках СССР. Специального литературного образования не получил, бросил филологический факультет. Тем не менее, в фантастику вошёл практически "вещью в себе", без ученического этапа и с первых известных публикаций показал манеру сложившегося автора. Известен сатирическими и пародийными произведениями. Ранние рассказы Штерна тяготели к гуманитарной фантастике, поздние романы критики относят к постмодернизму. Коллегами по цеху и читателями был ценим за остроумие, ироничность, злободневность тем. Фантастом себя не считал, полагая, что будучи литератором, нужно просто писать о жизни. Творчество Штерна высоко отмечено братьями Стругацкими; его произведения, точно отражавшие эпоху перемен, до сих пор популярны у старшего поколения любителей фантастики.

Первый сборник Бориса Штерна включает рассказы, многие из которых ныне считаются классикой позднесоветской фантастики. В предисловии авторитетные Стругацкие представляют Штерна читателю, знакомят с ним любителей фантастики. Книга состоит из двух разделов, установленных самим автором: вероятные рассказы (условно реалистические истории) и невероятные рассказы (чистая фантастика). Часть рассказов написана задолго до появления сборника, который, обобщая отдельные публикации, хорошо выделяет ранний период творчества автора.
---
Книга будет интересна ценителям советской фантастики и почитателям Бориса Штерна. Также сборник хорошо подойдёт для первого знакомства с автором.
Несмотря на то, что сборник был издан достаточно приличным тиражом, сейчас его непросто найти среди предложений букинистов. Гораздо чаще книга попадается в личных коллекциях. Однако, библиографической редкостью, даже несмотря на отсутствие переизданий, сборник не стал — при желании его можно приобрести за умеренную цену.

Мнения о книге

chert999:
Великолепный сборник блистательного автора. Супер-дебют! Если бы эта книга была издана лет на 10, да хотя бы даже на 5 раньше, то я думаю, что и литературная, и жизненная судьба Бориса Штерна сложилась бы гораздо более счастливо: не было бы безнадежных метаний, ранней смерти и нереализованных планов, а российская литература получила бы писателя масштаба Булгакова. Но — не срослось: тошнотворная реальность душных 70-80-х легко ломала судьбы и куда менее талантливых и чувствительных людей...
Оценка 10

Sawwin:
Средний балл, выставленный мною рассказам этого сборника, -- 8,8. Но в целом за книгу ставлю безусловную десятку, поскольку «Чья планета» -- не просто куча рассказов, сведённых под одной обложкой, но некая новая сущность. Книга показывает творчество раннего Бориса Штерна в динамике, и ей недаром дана была премия «Старт». Она этого заслуживает.
Оценка 10

Тиань о заглавном рассказе "Чья планета?":
Давненько я не получала такого удовольствия от чтения. Рассказ по настоящему смешной, ироничный. Юмористические ситуации прекрасно проецируются на реальную жизнь, но показывают некие позитивные моменты в наших характерах и в нашей жизни. Немного здорового апофигизма необходима человеку, хоть в космосе, хоть на Земле, иначе жить совершенно невозможно.
Оценка 10
---

ЗАРУБЕЖНАЯ ФАНТАСТИКА




Рейтинг Лаборатории фантастики (средняя оценка/количество оценивших):


Справка об авторе и книге:

Джеффри Томас (1957) — американский писатель, специализирующийся на мистике, хорроре и социальной фантастике. За рубежом получил признание (например, Премию Джона Кемпбелла) и несколько номинаций за достижения в жанре ужасов. Отечественному читатели известен слабо — по единственному сборнику рассказов "Панктаун". В своих рассказах Дж. Томас соединил мрачные социальные пророчества XX века и результат развития технологий века XXI. Панктаун — город, где достижения прогресса исказили вековые нормы этики, переписали привычную мораль. Читатели видят здесь влияние Рэя Брэдбери и Уильяма Гибсона, а сам Панктаун сравнивают с Нью-Кробюзоном Мьевиля или Вирикониумом Харрисона. У отечественных любителей фантастики сборник ценится как выдающийся образец киберпанка, появившийся на рубеже эпох.
---
Данный сборник будет интересен, главным образом, любителям классического киберпанка.
"Панктаун" сравнительно небольшая книга (менее 200 страниц), вышедшая маленьким тиражом в 3000 экземпляров. Издание мало кто смог приобрести, поэтому широкой известности или признания он не получил (на Фантлабе выставлено всего 55 оценок). Книга осела на руках, почти не мелькая в букинистических магазинах — найти её нелегко. Однако, из-за недостатка внимания к сборнику, приобрести экземпляр возможно даже сейчас.

Мнения о книге

subhuman:
Отличная интеллигентная НФ с уклоном в хоррор, но весь ужас заключается не в чём-то физическом, а, скорее, в общей атмосфере безысходности и безнадёжности (как в некоторых рассказах Эллисона, допустим, или в ранних хардбойлд-детективах). Действие всех рассказов происходит в земной колонии далёкого будущего, присутствуют несколько инопланетных рас, клоны, роботы. Написано очень хорошо. В целом, если пытаться подобрать сравнения, то это нечто среднее между упомянутыми в аннотации рассказами раннего Брэдбери, но смешанных с картинами Гигера и фильмом «Город потерянных детей». Ну и чуть-чуть Эллисона. Сюжеты совершенно бытовые, обыденные, какой-либо экшн отсутствует напрочь (что лично меня очень обрадовало), а антураж — сюрреалистически-фантастический, оригинальный. В общем, хороший своеобразный автор, надеюсь, что его ещё будут издавать, в том числе и фэнтезийный цикл про ад.
Оценка 10

ANDRE111:
Панктаун. Это словно взгляд через разноцветную призму на современный мегаполис. Бедные художники, богатые воротила, нечестные политики, религиозные фанатики, бесправные клоны (аналог «наших» выходцев с ближнего востока и представителей черной расы Америки), а также роботы, честные полицейские и менеджер по продаже недвижимости... Огромный плавильный котел культур или крематорий для целых народов?
Читая книгу, не мог избежать сравнений и аналогий с нашим миром. Карикатура на современную цивилизацию, но слишком уж похожая чтобы быть ею. Неужели наш мир действительно так уродлив?
Итог: книга — бенгальский огонь: яркие брызги искр, жаль что такие короткие.
Оценка 8

aiva79:
«Панктаун» очень странный сборник, и как показывают предыдущие отзывы лаборантов, каждый читавший нашел в нем что-то свое, что возможно не заметили остальные, но общим для нас читавших видимо явилось то, что мы в ужасном и часто отталкивающем увидели красоту.
Для меня неожиданным и цепляющим оказалось, что большинство историй «Панктауна» пронизаны любовью к Женщине в самых разных ее проявлениях. Практически везде героини — «нежные неземные существа», которых надо оберегать и о которых надо заботиться. Я не знакома с биографией автора, поэтому мне остается только догадываться откуда у него взялось такое возвышенное отношение к нам (барышням), но ощущать его восхищение не мешает ни мрачная гнетущая атмосфера Панктауна, ни огромное количество фриков в рассказах, ни жуткие часто анатомические подробности строения тех самых фриков и героинь историй.
Читала рассказы не по порядку, поэтому и прокомментирую каждый из них в своей последовательности:
Первым был «Вакизаши» и с него все для меня и началось. В этом рассказе происходит столкновение традиций разных рас, здесь и непонимание ритуалов одних «народов», и терпимое отношение к традициям других, и сочувствие с состраданием к третьим. Это один из самых красивых рассказов сборника.
«Отражения призраков» мрачная история творца — художника — скульптора — пантктауновского Франкенштейна и его творений. Отличный рассказ с новой для меня идеей.
«Сезон свежевания» немного женская история, в которой мне больше понравились второстепенные герои и атмосфера описываемого сезона. Если кратко, то весь рассказ — это унылая героиня в необычном пугающем окружении.
«Драгоценный металл» — самый, для меня, запоминающийся рассказ. И в нем как и во всех предыдущих «Шерше ля фам», а еще здесь, если утрировано, то есть и секс, и наркотики, и рок-н-рол. Очень рекомендую тем, кто еще не прочел.
«Хранилище печалей» — грустная и несколько затянутая история, которая могла произойти и сегодня, если исключить из нее все фантастические допущения. Истории об уставших людях бывают и в Панктауне.
«Сердце за сердце», «Лицо» и «Обитель пустоты» — совершенно не понравившиеся рассказы. В них чувствуется некоторый перебор... где с эротикой, где с жестокостью, а где с мистичностью и недосказанностью. Хотя... все рассказы сборника я читала запоем, поэтому может я просто притомилась к моменту чтения этих трех историй.
А вот «Жертву» пока что я и вовсе не осилила, поэтому пока промолчу.
В общем, кто уже читал, тот меня понял о чем я тут понаписала, а для тех, кто еще остается в счастливом неведении добавлю, что все же сборник на любителя, но если вы любите помрачнее и понатуралистичнее, то это чтиво как раз для вас.
Оценка 8
---
Если вы что-то желаете добавить к материалам статьи, предложить или посоветовать, то пишите в комментариях или непосредственно автору статьи.




11563
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 ноября 2018 г. 18:19 цитировать
Джеффри Томаса давно пора нормально издать. Хорошо смотрелся бы в Фанзоновской «Большой фантастике» например.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2019 г. 01:16 цитировать
Я сам удивился что Томаса еще масштабно не издавали


⇑ Наверх