119 Иллюстрированный Маршак


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Zivitas» > 119. Иллюстрированный Маршак (Стивенсон). Вересковый мёд (худ. В.Ненов, худ. И.Олейников, худ. А.Харшак, худ. В.Волович)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

119. Иллюстрированный Маршак (Стивенсон). Вересковый мёд (худ. В.Ненов, худ. И.Олейников, худ. А.Харшак, худ. В.Волович)

Статья написана 3 мая 20:45

По горячим следам решился сделать сравнение случайных для моего собрания циклов иллюстраций к "Вересковому мёду".

Художник В.Ненов у нас встречался как иллюстратор "Сказки о Золотом петушке" (https://fantlab.ru/blogarticle58512). Художник И.Олейников встречался в связи с его графическим романом по русской народной сказке "Теремок" (https://fantlab.ru/blogarticle57420). Ни в связи с Пушкиным, ни в связи с "Теремком" эти художники не пересеклись. Но общее у них нашлось — это "Вересковый мёд" Стивенсона. Оба цикла иллюстраций новейшие, создавались параллельно. Сравним.

Качество у обеих книг хорошее — теперь это вообще норма для художественных изданий (было бы глупо специально заказать художнику новую сюиту, чтобы напечатать её кое-как).

Оба издания представлены на Фантлабе.

«Вересковый мед»
Роберт Льюис Стивенсон
Вересковый мед
Издательство: М.: Контакт-культура, 2017 год, 4000 экз.
Формат: 84x108/16, твёрдая обложка, 24 стр.
ISBN: 978-5-903406-65-4

Аннотация: Замечательная баллада о верности и чести, о тайне, которую нельзя раскрыть врагу, и надо сберечь любой ценой, даже ценой жизни собственного сына.

Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации И. Олейникова.

У Олейникова в этом издании строгий стиль. Чёрные форзацы, никаких украшательств. Вот фото титульного шрифтового разворота — с самого начала чувствуется класс.

Форзац, худ. Олейников
Форзац, худ. Олейников

«Вересковый мёд»
Издательство: М.: АСТ, 2018 год, 2000 экз.
Формат: 60x84/8, твёрдая обложка, 32 стр.
ISBN: 978-5-17-109527-7

Аннотация: Замечательная баллада о верности и чести, о тайне, которую нельзя раскрыть врагу, и надо сберечь любой ценой, даже ценой жизни собственного сына.

Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Ненова.

У Ненова иллюстрированные форзацы есть. И дальше вводные листы хорошо украшены.

Форзац, худ. Ненов
Форзац, худ. Ненов
Перед титулом, худ. Ненов
Перед титулом, худ. Ненов
Титульный разворот, худ. Ненов
Титульный разворот, худ. Ненов




"Из вереска напиток забыт давным-давно..."

Сюжет (из Википедии):

цитата

Баллада повествует об истреблении королём Шотландии «маленького народа» (англ. dwarfish folk), прежде населявшего эти земли, — Стивенсон называет их также «пиктами». Двух последних представителей этого народа, отца и сына, доставили к королю, чтобы они открыли секрет приготовления сладкого хмельного напитка из вереска, причём им угрожают пытками и смертью на костре. Старик-отец соглашается открыть секрет. Однако ему совестно делать это на глазах сына. Поэтому он просит сначала утопить юношу в море. Когда король соглашается и юношу бросают в волны, старик говорит, что ему-то костёр не страшен, но сомневался он в стойкости сына, а тайны он всё равно не выдаст, и она умрёт вместе с ним

Мы все знаем эту балладу в переводе С.Маршака, и, тут уж ничего не поделаешь, она "стала фактом русской культуры" как и маршаковские сонеты Шекспира. Ну, то есть, Cтивенсон здесь вообще не при чём. Перевод Маршака был сделан в 1941 году. До этого балладу (или её ходячий сюжет) в СССР, конечно, знали — но знали немногие. Поэт К.Симонов знал, например. Есть у него довоенное стихотворение про красных республиканцев в фашистской тюрьме "Рассказ о спрятанном оружии" — сюжетная линия один в один как в "Вересковом мёде". Видать, Стивенсон, ещё не был известен всем читателям "Правды". После опубликования маршаковского перевода такой сюжет уже, конечно, было бы невозможно использовать простодушным советским поэтам.




Начнём сравнение.

1) Вводные шесть строф

Подряд все развороты к перм строфам из обеих книг.

1.1) Олейников

У Олейникова — настоящая графика, как её представляют в учебниках: скупость цвета, символизм, текст как элемент иллюстрации.Олейников задаёт торжественный настрой.

Худ. Олейников
Худ. Олейников
Худ. Олейников
Худ. Олейников
Худ. Олейников
Худ. Олейников

1.2) Ненов

Ненов рисует подробно батальные сцены. Интересно и масштабно. Но картинки отдельно от текста. И поскольку художник не успевает высказаться, он своими разворотами текст разрывает, ещё более отдаляя его от иллюстраций.

Худ. Ненов
Худ. Ненов
Худ. Ненов
Худ. Ненов

Худ. Ненов
Худ. Ненов
Худ. Ненов
Худ. Ненов
Худ. Ненов
Худ. Ненов

2) Встреча короля с последними медоварами

Концепции подтверждаются: у Олейникова — лаконизм, у Ненова — многофигурные композиции со множеством второстепенных героев.

2.1) Олейников

Худ. Олейников
Худ. Олейников
Худ. Олейников
Худ. Олейников

2.2) Ненов

Худ. Ненов
Худ. Ненов
Худ. Ненов
Худ. Ненов

3) Предложение шотландскому королю

3.1) Олейников

Олейников как художник опять смог удивить. В его картинках всегда мелькали весёлые или хотя бы хитрые рожицы. Но в этой книге художник создал настоящую трагедию: улыбкам нет места. Более того, Олейников максимально сгущает краски: главный герой — маленький пикт — имеет отталкивающую наружность. И дело не во внутренней красоте медовара (чего уж красивого в просьбе убить младшого), а в правде: вот оно, лицо священного фанатизма!

Король. Худ. Олейников
Король. Худ. Олейников
Пикт. Худ. Олейников
Пикт. Худ. Олейников

3.2) Ненов

У Ненова старший медовар — божий одуванчик, прельстивший туповатого короля.

Король. Худ. Ненов
Король. Худ. Ненов
Пикт. Худ. Ненов
Пикт. Худ. Ненов
Король и пикт. Худ. Ненов
Король и пикт. Худ. Ненов

4) Финал

4.1) Олейников

Здесь Олейников, при общем лаконизме, показал более подробный видеоряд, чем Ненов.

Худ. Олейников
Худ. Олейников
Худ. Олейников
Худ. Олейников

4.2) Ненов

Ненову чужды длинные планы по типу Тарковского. Сражений нет — хватит одной картинки.

Худ. Ненов
Худ. Ненов

Концы в воду — чего же боле?




В советское время тоже были циклы иллюстраций (диафильмы и мультики не рассматриваем пока).

У меня есть книжка советских времён с иллюстрациями художника А.Харшака. Эта книжка представлена на Фантлабе, да ещё и с качественными сканами

«Вересковый мёд»
Издательство: М.: Советская Россия, 1981 год, 300000 экз.
Формат: 70x90/16, мягкая обложка, 32 стр.

Аннотация: Замечательная баллада о верности и чести, о тайне, которую нельзя раскрыть врагу, и надо сберечь любой ценой, даже ценой жизни собственного сына.

Комментарий: Стихотворение.
Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации А. Харшака.

Кроме того, на сайте Музея детской книги имеются сканы очень редкой и потому дорогой советской книжки (у меня её нет).

Худ. Волович
Худ. Волович

Это книжка-малышка 1962 года с илюстрациями знаменитого художника В.Воловича (https://kid-book-museum.livejournal.com/8...). На Фантлабе это издание не представлено.

Ну и перетащу сюда несколько сканов из советских книжек. Спасибо тем, кто потрудился и выложил их для всех.

Беспечные пикты. Худ. Харшак
Беспечные пикты. Худ. Харшак
Беспечные пикты. Худ. Волович
Беспечные пикты. Худ. Волович

Нашествие. Худ. Харшак
Нашествие. Худ. Харшак
Нашествие. Худ. Волович
Нашествие. Худ. Волович

Король и старый пикт. Худ. Харшак
Король и старый пикт. Худ. Харшак
Король и старый пикт. Худ. Волович
Король и старый пикт. Худ. Волович




Ну вот такое получилось знакомое всем печальное стихотворение Маршака с очень достойным иллюстративным рядом очень разных художников. И советские, и современные издания — это образцы настоящей книжки-картинки, когда небольшое произведение разрастается за счёт иллюстраций.

Но современные книжки-картинки имеют твёрдую обложку и стоят на парадных полках у взрослых.





149
просмотры





  Комментарии
нет комментариев




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх