118 Современная халтура


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 118. Современная халтура: приёмы изготовления иллюстраций
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

118. Современная халтура: приёмы изготовления иллюстраций

Статья написана 30 апреля 2019 г. 18:09

Показывая в своей колонке большое количество изданий пушкинской «Сказки о золотом петушке», я столкнулся с гораздо большим разнообразием стилей и направлений, чем это было в «Онегине» или «Пиковой даме». Детская сказка (раз уж перевели туда пушкинскую сказку) с картинками издаётся чаще, чем «взрослые» произведения — а каждый художник хочет показать свою самобытность. Одновременно встал во весь вопрос о художественном уровне современных изданий (советские как-то не порождают сомнений).

Не знал, с какого конца взяться за эту тему. Но вдруг неожиданно выявился продукт, который вообще не является искусством. Вот это, наверное, и должно быть тем абсолютным нулём, с которого можно вести отсчёт достижений современной графики.

Это недавно приобретенная книжка, от которой испытал настоящее потрясение: Перро Ш. Золушка. Худ. Н.Мосягина.- М.: Качели, 2019 (в серии «Лавка сказок»).

«Золушка», худ. Н.Масягина
«Золушка», худ. Н.Масягина

Покупал-то я книжку с уверенностью, что открываю для себя новое имя в книжной графике: представленный образец картинки был очень хорош. Купил только на основании трёх сканов, выложенных издательством.

Золушка у очага
Золушка у очага

Ну, напоминает Рейпольского или Дехтерёва. Так это потому, что реализм. Но реализм сейчас не в моде. Тем более интересно посмотреть, как молодежь поддерживает традиции. На сайте художницы какие-то подобные картины выложены тыщ за пятьдесят. Высокая самооценка у художницы...

Что касается книжки, то на следующем скане была простенькая композиция, но понравилось, как художница работает с фактурой на контрасте: гладкий дубовый паркет и пушистый, хорошо выписанный кот.

Кот на паркете
Кот на паркете

Кот, нарисованный маслом
Кот, нарисованный маслом

Ещё одна выложенная издательством картинка уже напрягла немного, но показалась тоже интересной за счёт неуловимой пока несочетаемости приёмов. Знал бы я, что это за приёмы!

Скан большой композиции на разворот
Скан большой композиции на разворот

При рассмотрении этой иллюстрации «в живую» выяснилось, что художница сделала коллаж — отдельно нарисовала фигуры, включая кота, и «вырезала» их. А потом из этих автономных элементов составила композицию, накладывая кое-где фигуры друг на друга. Поэтому и свет на фигурах разный.

Кота заслонили
Кота заслонили

Ну, ладно — в конце-концов для того компьютер и нужен художнику, чтобы запомнить рисунок, вырезать и перетащить его. Но дальше появилось чувство, что не только фигуры автономны от фона, но и в самих фигурах головы (лица) и руки персонажей существуют автономно от тел.

Головы тоже рисовались отдельно и приклеивались к фигурам. Вот только рисовались ли? Художница устала и ближе к концу выдала свои приёмы: к телам приклеиваются ретушированные под живопись фотографии лиц и рук. Кое-где следы грубой вклейки фотографии лица не были замазаны, фотографии кисти руки не были согласованы с положением самой руки.

Издалека
Издалека
Вблизи
Вблизи

Издалека
Издалека
Вблизи
Вблизи

Эту «Золушку» выкидываю.




Совершенно объективно: в советское время к книжной графике предъявлялись строгие требования — она могла быть очень скучной, но должна была быть профессиональной. Поэтому серость и банальность большинства советских книжек (особенно сталинского периода) всё же отличаются от безвкусия и полного отсутствия творческого начала большинства современных книжек. А сегодня часто бывает, что недостаток мастерства художник компенсирует нахрапистостью, делая вид, что он создает современное искусство (примеров этого было много в современных иллюстрациях к «Золотому петушку»). Но это тоже проявление творчества. Здесь же (в этой «Золушке») не только примитивные компьютерные приёмы, но и откровенное пренебрежение к потребителю: художница сдала в производство сырую халтуру. Вот такое не прощается.

Я-то лично художнице за это благодарен, поскольку она меня просветила: раскрыла технику изготовления халтуры. Стало многое понятно и с другими иллюстраторами, которые потщательнее замаскировали следы своих коллажей — теперь я понимаю, откуда взялись диспропорции в фигурах и несрастаемость головы и фигуры персонажей.

С радостью выкидываю вот эту книжку с пушкинской сказкой. Есть законное основание.

Хоть и поздно, но открылись у меня глаза.





1932
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 апреля 2019 г. 20:58
Браво!!!
Ну а современные обложки — это отдельная история...
Не менее увлекательная.
Печаль...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2019 г. 21:07
Обложки — это да. Но обложки как самостоятельный объект — это для рафинированных ценителей.


Ссылка на сообщение1 мая 2019 г. 00:19
Не совсем понятно, зло — это современные технические средства или лень и халтура?
По вашему.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 мая 2019 г. 06:26
Лень и халтура. Сделать безобразный коллаж можно было и без компьютера: вырезать ножницами фигуру в платье XVIII века из альбома, а потом приклеить к ней фотографию лица. Так что в этом случае современная техника не имеет решающего значения.
 


Ссылка на сообщение1 мая 2019 г. 10:09
То что вы описали — запросто сойдёт за «авторская техника аппликации» :)
можно даже нарочито грубо вырезать силуэты.

К сожалению, современная техника значение имеет. Тут ситуация примерно как с графоманией. Каждый написавший текст длиннее чем твит — уже считает что писатель. и каждый сделавший фотожабу — уже иллюстратор. Порог вхождения низкий. Критичность к результатам — особенно для фантастики — тоже низкая. Оплата — ну вы понимаете. А если и так платят мало, принимают оптом — то зачем вообще делать лучше? Качественный коллаж тоже требует немалой работы.
 


Ссылка на сообщение1 мая 2019 г. 10:14
Не надо неделю растирать камнем лазурит в ступке — вот и число художников увеличилось?
 


Ссылка на сообщение1 мая 2019 г. 10:19
художников — подозреваю что даже уменьшилось. ИМХО многое из того что раньше было частью таланта — давно и прочно перешло в ремесленные навыки. И в традиционной живописи больше всего.

но и в «фотошопе» с рендерами и прочими нейрогенераторами — своей специфики огромные вагоны. частично идущей ещё от традиционной живописи. частично — совсем новой.
 


Ссылка на сообщение1 мая 2019 г. 10:20
Да нет, прекрасно же рисуют карандашом. А число художников увеличилось — издержки пониженной планки входа в профессию. Лем где-то писал, что хорошей литературы всегда было только 5 %, но раньше эти проценты легче было найти из ста книг, чем теперь из пяти тысяч.
 


Ссылка на сообщение1 мая 2019 г. 10:46
я бы назвал это скорее профессиональными рисовальщиками. вот их число — выросло.
искусство стало ремеслом (чрезвычайно свежая мысль, знаю)

по себе знаю. не имея ни вкуса ни даже капли таланта — вполне можно добиться отклика от аудитории просто за счёт выполнения инструкций и правил. ну и попадая в горячую струю актуальности. Банально на фотожабе со свидетелем цвета и свет подогнал друг к другу грубенько на кусках — и уже корифей. (если что — сарказм)


Ссылка на сообщение1 мая 2019 г. 14:36
Спасибо за очень полезную информацию. То-то я гляжу, что мне временами не нравятся рисунки в книгах, а почему — никак не пойму. Думал, что это глубоко личное, индивидуальное. А тут воно как...
Да уж, регресс однако.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 мая 2019 г. 15:39
Сам удивляюсь, почему раньше не понял. Всё на виду — а субъективная недосягаемость для восприятия.


Ссылка на сообщение1 мая 2019 г. 19:26
Вот кстати что удивляет, почему никто не делает «иллюстрации» на аналогах deepface. Благодатная же тема.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 мая 2019 г. 20:24
Можно напрямую фотографии в графику переводить — это же «эклер», техника мультфильмов вплоть до конца 1950-х. И Дисней, и наши так делали. Это было если и не творчество, то серьёзный интеллектуальный труд. Любые приёмы современной техники допустимы. Если результат качественный.
Результат, который мы сейчас обсуждаем — некачественный, т.к. художники не могут согласовать положение элементов фотографии со своими рисованными заготовками или светотень своих вырезанных трёхмерных фигур и т.д.
 


Ссылка на сообщение1 мая 2019 г. 20:26
Так обсуждали же это — Дисней и прочие великие (да хоть даже Вальехо) модель ставили в ту позу какая ему нужна именно для этого рисунка. А современные ремесленники используют чужие позы сделанные для других целей. Отсюда и раздрай.
 


Ссылка на сообщение1 мая 2019 г. 20:31
Да, конечно.


Ссылка на сообщение2 мая 2019 г. 17:44
А вот мнение профессионального иллюстратора — художника с пожизненным стажем (если считать с момента, когда начала рисовать), получившего классическое образование и владеющего основными графредакторами на продвинутом уровне.

Цитирую ее письмо мне:

Ой, ну вот зачем сыпать соль на рану?! )))) Прочитала статью, и действительно... даже не соль, а ацетон. В этом весь ужас и трагедия современной книжной «графики». Это уже не графика, а чистый диджитал-арт, как нынче принято называть. Возможности компьютерных графических программ зашкаливают, и это позволяет практически любому человеку набрать в сети картинок, повырезать нужные детали, а потом слепить вот такой «коллаж»...
Вообще-то роковых фактора, приведших к клинической смерти книжной графики два — графредакторы и нарратив.
Понятие «нарратив», с моей точки зрения, является продуманной диверсией, направленной на уничтожение графики и живописи как искусства. Он дал реальную и неограниченную возможность любую бесталанную и безграмотную картинку объявить «шыдевром», созданным по принципу «я так вижу». «Ятаквижу» прикрывает следующий неприглядный факт: если заставить такого «художника» (от слова «худо») взять в руки карандаш или кисть и нарисовать «от руки» хотя бы один элемент его «коллажной» композиции, то результатом будет детская каракуля. Потому что нет знания ни пластической анатомии, ни принципов построения изображения, ни светотени, ни колористики. Нет НИЧЕГО из того, что обязан знать и уметь профессиональный художник. А художнику-иллюстратору помимо вышеназванных премудростей необходимо знать ещё и типографику: принципы грамотного расположения изображений и выбора их формата (композицию), распространенные типографские форматы и шаблоны, возможности цветной и чёрно-белый печати... Да массу всего! Повторюсь: господа и дамы, прячущиеся за «ятаквижу», не смогут ручками своими изобразить на бумаге даже десятой части того, что наваяли в «Фотошопе» или «Иллюстраторе».
Если честно, это страшно. И результат не заставил себя ждать. Дети, выросшие на нарративной визуальной литературе, абсолютно не способны воспринимать живописные и графические шедевры мирового и русского искусства. Они тупо смотрят и совершенно не представляют, как вообще такая картина создается. Не понимают, почему в ней именно такая композиция и что она даёт для целостности восприятия. Не догадываются, какую роль играют свет и цвет, а также их взаимодействие. Не отличают пространственные планы по тону и цвету. Не ведают, почему именно такая цветовая гамма и что она способна передать и вызвать совершенно определенные эмоции и впечатления.
Такие диверсии постепенно и необратимо убивают интеллект и чувства, способность воспринимать что-то более тонкое и глубокое, чем девица в бронелифчике с базукой/мечом/бластером наперевес.
Короче, я полностью согласна с автором. Он абсолютно прав, хотя, может, и не понимает ВСЕЙ глубины и тяжести проблемы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 мая 2019 г. 18:07
Спасибо. Ценное мнение. Но не всё так катастрофично. В современную графику верю (просто она другой будет, чем мы привыкли). Думаю, что работают законы саморегулирования. Халявщики сами себя разоблачают. Вопрос стоит только в понимании приёмов, которыми дурят публику.
 


Ссылка на сообщение2 мая 2019 г. 18:54
Вероятно, вопрос также и в том, что заказывают и печатают издательства, естественным образом приучая целевую аудиторию к своей продукции.
 


Ссылка на сообщение2 мая 2019 г. 19:05
Да, конечно. Поэтому не случайно, что лет 12 назад начали появляться небольшие издательства, делающие (часто переиздающие) правильно оформленные книги. Вопрос самосохранения нации.
В этой книге — издательство «Карусель», наверное, не хотело такого брака. Но пропустило (у «Карусели» иллюстраторы современные — это им плюс, но средний уровень невысок — надо быстро, за небольшие деньги...).
 


Ссылка на сообщение2 мая 2019 г. 20:19
Боюсь, что «быстро и за небольшие деньги» — один из любимых лозунгов нынешнего книгопечатания. К сожалению...
 


Ссылка на сообщение2 мая 2019 г. 22:02
Я хотел сказать, что в «Качелях», скорее всего, редактором, отвечающим за иллюстрации, является «эффективный менеджер». А надо бы современному приличному издательству иметь редактора настоящего — и новых художников тогда получится воспитывать.
 


Ссылка на сообщение2 мая 2019 г. 23:50
Я полагаю, что «новых художников» более или менее успешно готовят в вузах и училищах. По крайней мере, когда я поинтересовалась, как обстоит с этим дело в Санкт-Петербурге, программы обучения студентов-графиков произвели на меня большое впечатление. Внушительные кафедры, известные преподаватели, неординарные дипломные проекты, конкурсы... А потом, после выпуска, — что востребовано издательством? Дешево и быстро! (Увы, часто именно так и происходит.) И как раз «эффективный менеджер» подобного издателя устраивает, ибо он (менеджер) за свою зарплату вполне справляется с задачей выпустить книгу. Хоть какую, лишь бы купили. А качество — ну, кто его там разберет?
 


Ссылка на сообщение3 мая 2019 г. 12:48
Может, для начала, нужно художникам плотить нормальные деньги, чтобы рисунки были соответствующие?
Вы в курсе, сколько стоят рисунки для данной серии? Я — да. Так вот, я на комп любую игру покупаю дороже, чем платят за такой рисунок издатели.

И да — я не защищаю художника, и из этой серии у меня всего несколько книг.

А вообще, никого не смутило, что в этой серии издатель, например, акварельные рисунки печатает на обычной писчей бумаге «для принтера», из-за чего краски получаются тусклыми и не резкими, расплывшимися — достаточно сравнить обложку и любую страницу, чтобы увидеть, как поехали детальки.
 


Ссылка на сообщение3 мая 2019 г. 13:13
Издатель («молодое издательство «Качели») планку держит низко. Это так. Гонорары платит маленькие. И это так.
Но издательство «Качели» привлекает новых современных художников. Происходит отсев, кто-то благодаря возможности опубликоваться войдёт в профессию.
Выбор у издательства есть, его невысокая планка всё же позволяет отсекать халтуру.
 


Ссылка на сообщение3 мая 2019 г. 16:48
Туда приходят художники, которые или в силу возраста (или каких-то других личностных особенностей) не могут найти высоко оплачиваемую работу, или те, кто горит желанием порисовать книги (или конкретную книгу).

И уровень рисунка в их сериях скачет от высокого до ширпотреб каля-маля. Яркий пример их же серия «Романтик», где с третьей книжки начался эпик фейл.

Ну и потом, насчет профессии. Для многих это не профессия, а так — просто порисовать. Предложили, левак/нет работы — почему бы и нет?
А что до редакции из-ва, полагаю, там, ситуация примерно схожая со всеми другими нишевыми — тяп-ляп подход.


⇑ Наверх