ЛитераТула 2019


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Комиксы и Графические романы» > ЛитераТула-2019
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ЛитераТула-2019

Статья написана 15 мая 2019 г. 16:23

В четвёртый раз в городе-герое Туле прошёл фестиваль детской книги ЛитераТула. В этом году местом проведения стал творческий индустриальный кластер «Октава»: шесть площадок под одной крышей, большое и удобное пространство, десятки издательств, множество гостей. Практически все время в провела в комикс-клубе, изредка заглядывая на другие площадки. И вот что из этого получилось.




Комикс-клуб начал свою работу с презентации комикса Алексея Хромогина «Первый человек на Земле» (издательство КомФедерация). Алексей рассказал про построение комикса и его структуру (например, каждая глава заканчивается кадром молчащего главного героя). В своём комиксе автор хотел рассказать не историю Юрия, но про его окружение, как оно формировало характер главного героя. Рассказал Алексей и про визуальные отсылки в своем комиксе (например, к Моргану Фримену), показал настоящие референсы, которые использовал при создании комикса, фотографии. При подготовке комикса издательство столкнулось с юридической проблемой (дочери Юрия Гагарина зарегистрировали права на использование имени отца), из-за которой автор удалил словосочетание «Юрий Алексеевич Гагарин» из комикса. В конце Алексей рассказал о готовящихся проектах: комикс в сборнике «This is комикс» и сборнике Виталия Терлецкого и Кати Чинаски «Собакостан» и др.




Далее из комиксного блока я перешла книжный клуб, где посетила встречу с Анной Годинер «Особое детство, особые книги». Свою лекцию Анна начала с рассказа о Жане Ванье, основателе общин-поселений для умственно отсталых людей, потом рассказала о подходе в отношении к особым деткам — ставить их на равных, так как что-то мы можем дать им, а что-то они — нам. Рассказала Анна о тех, кто может объяснить и донести что-то до особых детей, в том числе через книги. Во-первых, это родители и другие члены семьи (книги «Мария и я», «Счастье сильнее страха», «Такой ребенок» и т.д.), во-вторых, психологи и педагоги (книги «Особые дети», «Неотложка», «Травля» и др.), в-третьих, сами особые люди (книги «Вечный гость», Стивен Хокинг «Моя краткая история» и др.), и, конечно же, писатели (книги «Дикий робот», «Где счастье живёт» и др.).




Следующей встречей книжного клуба стала презентация книги «Колумбайн», которую представила Алина Зальнова (издательство Like Book). Алина рассказала об авторе исследования Дейве Каллене, о трагедии, случившейся 20 апреля 1999 года, про Эрика Харриса и Дилана Клиболда, совершивших вооруженное нападение на школу, о так называемых «колумбайнерах» — последователях напавших на школу подростков. В своей книге Дейв проводит мощнейшее исследование, анализирует дневники и видеозаписи, берёт интервью, пытаясь выяснить всё до мельчайших подробностей. Затронула Алина и тему отображения этой трагедии в других произведениях: 1 сезон «Американской истории ужасов», «Дневники матери» Сью Клиболд, «Ярость» Стивена Кинга, «Что-то не так с Кевином» Лайонел Шрайвер. Алина рассказала и о проблемах при издании книги — из оригинальных материалов было изъято 11 полос (всё обговорено с автором и правообладателем).




Далее я вернулась в комикс-клуб, где прошла презентация комикса «Включая её имя и лицо» Ольги Ковалёвой и Никиты Лаврецкого (издательство Бумкнига). Авторы рассказали о себе, об аниме-движении в Минске в 2000-х годах, сопровождая свой рассказ фотографиями. Авторы рассказали о работе над сценарием, Никита рассказал об отличиях сценария кино от комикса. Ольга показала три версии рисунка комикса, наброски и дизайн персонажей, раскадровку. Вдохновительницей Ольги стала Джилиан Тамаки. Интересно было послушать про актёрскую игру в комиксе, передачу эмоций. В завершении лекции авторы назвали комиксы, которые их вдохновляют: «Killing and dying», «This one summer» (Ольга), «Спокойной ночи, Пун-пун» (Oyasumi Punpun), «I never like you» (Никита).




Артём Траханов прочитал лекцию «Славянский Нигилизм и поиски художественной идентичности». В начале лекции Артём показал свои работы и кратко рассказал о своём творчестве, далее — о том, как воспринимаются русские герои на западе (например, комикс «Yaga»), подробно остановился на образе Бабы Яги в комиксе «Хеллбой» Майка Миньолы. Далее Артём подробно рассказал о своей работе над альманахом «Славянский нигилизм», у которого вышло два выпуска. Первый выпуск полностью состоял из истории Артёма Траханова, во втором выпуске помимо основной была история Артёма, художником которой выступил Дмитрий Нестерак. В третьем выпуске «Славянского нигилизма» будет история Андрея Лукина и Антона Бугая.




Последним событием первого дня стала читка комикса «Соня из 7 буээ» Алексея Олейникова и Тимофея Яржомбека, выпущенного издательством Белая Ворона. Комикс был предварительно анимирован, показан нам на сцене под музыку и выступление участника театральной компании «Барабан». После читки прошло обсуждение комикса с авторами.




Второй день начался лекцией Владимира Морозова (издательство Zangavar) «Расширение муми-вселенной». Владимир рассказал о Туве Янсон, о том как ей предложили рисовать комиксы о муми-троллях для британской газеты. Она согласилась и рисовала в итоге 6 стрипов в неделю. Владимир отметил, что у нас издаются комиксы, переведенные с английского. Изначально Туве писала их на английском, но т.к. была в нём не очень сильна, ей стал помогать брат Ларс: Туве стала писать на шведском, а он переводил на английский. Англичане полюбили эти комиксы и хотели расширение Муми-дола: в итоге герои отправляются в путешествия и вводятся новые персонажи. С 1958 года Ларс стал активно участвовать в создании комиксов как сценарист, на тот момент он был довольно известным писателем. Также встал вопрос о мерче по вселенной муми-тролей: Туве была не против продвижения, но это плохо воспринималось её старыми друзьями, которые считали, что она работает для толпы.




Виталий Терлецкий рассказал «Как автору комиксов заработать в России»: заработать можно как сценарист или как художник, можно (и лучше всего) как сценарист и художник вместе, можно зарабатывать издаваясь (например, в следующих издательствах: Bubble, КомФедерация, Комильфо) или заработать издавая, также есть вариант заработать самиздатом или через краудфандинг. Помимо создания и издания комиксов можно заработать продавая собственные комиксы и на мерче на основе своих историй (сам Виталий создаёт совершенно разнообразный мерч: от открыток, у которых очень малая себестоимость при большом тираже, и пинов до носков). Мечтой любого автора является заработать на экранизации (у Виталия выходит мультфильм про «Романа, победителя ласточек» от Федора Комикса).




Подкаст Blitz and Chips (на фото слева направо: Дарья Татаркова, Софья Коловская, Гриша Пророков и Василий Кистяковский) провели дискуссию «Призвание и место в жизни».




День завершился презентацией комикса Ольги Лаврентьевой «Сурвило» (издательство Бумкнига). Ольга рассказала о работе над сценарием: основной источник — рассказ бабушки Ольги, но какие-то факты и даты Ольга проверяла по другим источникам. Также рассказала Ольга и о визуальной части и приёмах, о том как важно было соблюдать ритм повествования, о реакции бабушки на комикс (бабушке понравилось, но некоторые детали по её словам оказались неточными).




Последний день начался с дискуссии о комиксе «Сурвило» (издательство Бумкнига) под названием «История в искусстве, или зачем нужен комикс о блокаде Ленинграда», в которой приняли участие автор комикса Ольга Лаврентьева, библиотекарь Марина Соломонова и историк Павел Понарин. Перед выходом комикса была негативная реакция, т.к. тема блокады избита, формат комикса для этого не подходит и т.д., но после выхода из печати отзывы были положительные и хорошие. Благодаря серьезной теме, этим комиксом могут заинтересоваться люди, не интересующиеся комиксами раньше и тем самым открыть для себя мир комиксов, открыть комиксы как нечто серьезное. К сожалению, пока у аудитории и читателей есть предубеждение перед комиксами, но это просто другой вид искусства (экранизация, театральная постановка или балет по «Анне Карениной» считается чем-то нормальным, а комикс — нет). История конкретного человека тронет гораздо больше, чем сухие факты и цифры, микроподход история одобряет. Для автора было важным не нагромождение чернухи, важно было показать и светлые эпизоды.




Вторым мероприятием стала лекция Владимира Морозова (издательство Zangavar) «Энки Билал: человек, который видел будущее». В своей лекции Владимир рассказал про самого Энки Билала, как его вдохновили работы Мёбиуса, карьеру в кино. Далее Владимир рассказал про трилогию «Никополь»: как было выбрано название, о египетском пантеоне и месте в нём Гора, о том, что повлияло на образы трилогии, откуда они были почерпнуты автором. Также Владимир кратко поведал о содержании каждого из томов трилогии.




Далее прошла презентация комикса Юлии Никитиной «Дневник штормов» (издательство Live Bubbles). Юлия рассказа о своём путешествии на Карское море, о своих ожиданиях и суровой реальности, о репортаже как жанре комикса, о том как рисовала 10-12 страниц в день, о ненцах, о природе, о том как время там течёт иначе. А также показала множество фотографий Севера и своих работ.




Последним мероприятием, которое я посетила на фестивале, стала лекция Артёма Бизяева «Киноязык в комиксе». Свою лекцию Артём начал с вопроса: вы замечали, что в комиксах встречаются красивые кадры, но читаются они плохо и медленно? Такое встречается и в фильмах. Дело здесь в качественной или некачественной режиссуре. В кино необходимо: создать историю, рассказать ее и сделать это красиво, для этого в кино есть режиссер, а в комиксах такой роли нет, его обязанности могут выполнять разные люди (сценарист или художник). Далее Артём рассказал про литературный сценарий, который используют при создании комикса, и режиссерский сценарий, который используют в кино. В режиссерском сценарии для каждого кадра указывается, как донести до зрителя ту или иную информацию, с помощью каких средств. Сам Артём перерабатывает литературный сценарий в режиссерский, где расписывает каждый кадр. Совет — при написании сценария нельзя забывать про эмоциональное состояние героя, для этого лучше делать пояснения в режиссерском сценарии. Для пояснения и наглядности Артём привёл примеры из фильмов.




Также все дни фестиваля работала большая ярмарка, зона отдыха и выставка. С фестиваля я привезла тяжеленную сумку с комиксами и книгами, на большинство которых получила автографы авторов, и массу положительных впечатлений. Надеюсь, через год снова побывать на этом фестивале.





939
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 мая 2019 г. 16:56
Завидую.


Ссылка на сообщение15 мая 2019 г. 18:16
Спасибо! Очень интересно.


⇑ Наверх