123 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 123. Иллюстрированный Пушкин. Полтава. Вводные иллюстрации (разные художники).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

123. Иллюстрированный Пушкин. Полтава. Вводные иллюстрации (разные художники).

Статья написана 28 мая 2019 г. 08:33

Это картина маслом Тараса Шевченко к одной поэме Пушкина на украинскую тему.

Мать приходит к Марии в ночь перед казнью Кочубея
Мать приходит к Марии в ночь перед казнью Кочубея

Иллюстратор из Шевченко — так себе (середина XIX века в России — время для книжной графики вообще ещё не пришло). А что с текстом?

«Полтава» — поэма Пушкина, обзор иллюстраций к которой приходится предварять напоминанием содержания (сюжета). Эта поэма вошла в память как гимн Петру I. На самом деле, чтобы подвести читателя к триумфу русского царя — победителя шведов — Пушкин разворачивает любовную линию (сцены частной жизни) и политическую линию украинского сепаратизма. Необходимо вспомнить эти сюжетные линии.

Песнь Первая.

Первая линия — частная жизнь. Украина. Мария — дочь магната Кочубея против воли родителей ушла жить к престарелому гетману Мазепе. Кочубей, мстя Мазепе, доносит на него царю, обвиняя Мазепу в измене. Доносу не поверили и переслали самому Мазепе. Мазепа готовит казнь Кочубея.

Вторая линия — имперская. Пушкин даёт знаменитую зарисовку.

цитата
Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Третья линия — сепаратистская. Молодая элита из окружения гетмана, пользуясь вторжением в Россию шведского короля (Карла XII), мечтает вот о чём:

цитата
Теперь бы грянуть нам войною

На ненавистную Москву!

Но сам Мазепа пока свою позицию не афиширует.

Песнь Вторая.

Посвящена сценам частной жизни — душевным метаниям Мазепы, который вынужден убить отца любимой женщины. Кочубей казнён. Мария узнаёт об этом слишком поздно — она исчезает из имения Мазепы. На этом фоне как раз даётся ещё одна знаменитая зарисовка:

цитата
Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух...

Но присутствует и линия сепаратизма. Мазепа произносит монолог перед Марией:

цитата
Без милой вольности и славы

Склоняли долго мы главы

Под покровительством Варшавы,

Под самовластием Москвы.

Но независимой державой

Украйне быть уже пора:

И знамя вольности кровавой

Я подымаю на Петра.

Песнь Третия.

Целиком имперская линия. Война. Полтавская битва. Отрывок, который учили советские школьники классе в пятом:

цитата
Горит восток зарёю новой...

...И грянул бой, Полтавской бой!

...Швед, русский — колет, рубит, режет.

...Но близок, близок миг победы.

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

В самом конце происходит развязка частной линии. Мазепа вместе со шведским королём бежит после проигрыша Полтавской битвы. Случайно встречается с Марией — она сошла с ума. Вся поэма заканчивается тем, что спустя сто лет (в пушкинские времена)

цитата
...Лишь порою

Слепой украинский певец,

Когда в селе перед народом

Он песни гетмана бренчит,

О грешной деве мимоходом

Казачкам юным говорит.

Ну что сказать? Пушкин не сюсюкается. Мазепа очень опасен. Россия силы напрягает. Пётр пирует... Империи не до рефлексии. Марию перемололи жернова Истории.




Как иллюстраторы справились с «Полтавой»? Здесь сюжетных линий больше, чем в «Евгении Онегине». Вернее, линия-то одна: судьба Марии и последствия её поступка (выбор гетмана, отказ от семьи). Но фон этой любовной истории — противостояние Петра I и Карла XII. И фон этот таков, что занимает одну треть поэмы. Полные сюиты иллюстраций к поэме, конечно, отражают весь сюжет и весь фон. Но ведь часто крупные произведения снабжаются только одной-двумя иллюстрациями. Какую же линию отображают художники в этом случае? Что для них является символом всей поэмы? Поэтому первый обзор иллюстраций к «Полтаве» я составил из одиночных картинок, помещённых в сборниках пушкинских произведений.

1) Однотомник 1929 года.

Этот однотомник проиллюстрирован одним художником — Н.В.Алексеевым

«Сочинения», 1929
«Сочинения», 1929

«Полтава» представлена одной страничной иллюстрацией. Художник как квинтэссенцию всей поэмы выбрал мотив сепаратизма. Мазепа поднимает на Петра знамя вольности кровавой.

«Полтава», худ. Н.В.Алексеев, 1929
«Полтава», худ. Н.В.Алексеев, 1929

Наверное, для 1929 года такой выбор темы для иллюстрирования — естественное решение в логике марксизма. Сепаратизм в XVIII веке — явление положительное, это борьба с царизмом и с «тюрьмой народов». Но при этом и портрет главной героини дан — ведь кредо сепаратизма Мазепа произносит в частной беседе с влюблённой в него женщиной. Опять же, народный украинский колорит — бандура, расписная печь (?).

2) Юбилейные подарочные однотомники 1949 года.

«Сочинения», 1949
«Сочинения», 1949
«Поэзия», 1949
«Поэзия», 1949

В этих огромных фолиантах к «Полтаве» иллюстрации одного художника — Владимира Серова (это советский художник, 1910 года рождения — к знаменитому «мирискуснику» Валентину Серову отношения не имеет, просто однофамилец с одинаковым инициалом). В одном томище — чёрно-белые иллюстрации, а в другом — цветные. Это часть полной сюиты художника к поэме. Отдельное издание со всеми иллюстрациями ко мне уже едет. Так что с этим художником мы ещё встретимся.

В «Сочинениях» к «Полтаве» сначала приводятся какие-то картинки, которые к книжной графике отношения не имеют. Но зато потом даны страничные иллюстрации Вл.Серова, правда черно-белые. Их две. На первой — та же сцена, что была выбрана для иллюстрирования в 1929 году. Разговор Марии и Мазепы, в ходе которого он и раскрывает свои сепаратистские замыслы. Но сцена дана интимно, без патетики. На второй иллюстрации — Пётр после победы «за учителей своих заздравный кубок поднимает». Битва длилась недолго — Пушкин указывал, что часа два. Так что успели и попировать.

Мария и Мазепа (ч/б)
Мария и Мазепа (ч/б)
Пётр пирует (ч/б)
Пётр пирует (ч/б)

В томе «Поэзия» иллюстрации Вл.Серова даны в цвете. Первая картинка — Мария и Мазепа — совпадает с картинкой из «Сочинений». Можно сравнить, как она смотрится в цвете по сравнению с черно-белым вариантом. Вторая картинка — тоже из семейно-сепаратистской линии сюжета. В ночь перед казнью к Кочубею — отцу Марии — приходит подручный Мазепы и требует выдать схоронённое имущество (потом пытать начнёт). А третья картинка — Пётр на поле Полтавской битвы.

Мария и Мазепа (цв.)
Мария и Мазепа (цв.)
Кочубей перед казнью (цв.)
Кочубей перед казнью (цв.)
Пётр в битве (цв.)
Пётр в битве (цв.)

Итого. В юбилейных подарочных изданиях мы видим попытку соблюсти в иллюстрациях баланс частной и имперской линий. Причём, строго по хронологии развития сюжета — частная линия идёт впереди имперской. Тема украинского сепаратизма тоже присутствует, но неявно.

3) Неподарочные издания (1949, 1959).

Был ещё в юбилейном 1949 году трёхтомник сочинений Пушкина обычного формата с чёрно-белыми картинками («Полтава» — во втором томе). А через десять лет выпустили по инерции томище «Избранного» с теми же, по большей части, иллюстрациями. Художник М.Родионов в обоих изданиях. С этим художником у нас, наверное, не будет повода ещё раз встретиться. На Фантлабе художник представлен (https://fantlab.ru/art15119).

Трёхтомник 1949 года
Трёхтомник 1949 года
Избранное, 1959
Избранное, 1959

В обоих изданиях повторяются заставка (сцена Полтавской битвы) и концовка (бандурист, о котором упоминается в последних строках). Кроме того, в трёхтомнике есть и иллюстрация на вклейке с пирующим Петром. Иллюстрация с Петром аж попала в альбом «Пушкин в изобразительном искусстве» (1961) — сочли достойным образцом книжной графики.

Заставка
Заставка
Концовка
Концовка
Пётр за столом
Пётр за столом

Если попытаться сделать выводы на основе этих изданий, то получается явный перекос в сторону имперской линии, уравновешенный только бандуристом как символом народности автора.

4) Сборники 1970-х — 1980-х гг.

«Избранное» 1975 года
«Избранное» 1975 года
«Поэмы» 1983 года
«Поэмы» 1983 года
«Поэмы» 1989 года
«Поэмы» 1989 года

В сборнике «Избранного» 1975 года — художник П.Бунин. У него в этом сборнике к «Полтаве» только одна заставка. Квинтэссенцией поэмы художник считает Петра Первого. Его портрет и поместил на заставке. В позднейших альбомах у П.Бунина побольше картинок к «Полтаве» будет, но все про Петра — «Полтава» для П.Бунина только повод.

«Полтава», худ. П.Бунин, 1975
«Полтава», худ. П.Бунин, 1975

«Поэмы» в 1983 году проиллюстрировал художник В.Носков. У него ко всем поэмам единый оформительский приём: на первом развороте страничная иллюстрация и овальная заставка. Две картинки — две темы. На страничной иллюстрации (она главная) — Полтавский бой, Пётр в атаку скачет. На заставке — Мазепа встречает сошедшую с ума Марию (крушение всех надежд — и на государственную независимость, и на семейную жизнь).

«Полтава», худ. Носков. Разворот
«Полтава», худ. Носков. Разворот
«Полтава», худ. Носков. Страничная иллюстрация
«Полтава», худ. Носков. Страничная иллюстрация
«Полтава», худ. Носков. Заставка
«Полтава», худ. Носков. Заставка

«Поэмы» 1989 года иллюстрировал художник Ю.Иванов. У этого художника — по одной страничной иллюстрации на первом развороте каждой поэмы. Но для «Полтавы» — исключение. В одной картинке всё содержание не выразить. Поэтому у Ю.Иванова на первой (главной) страничной иллюстрации — Пётр Первый в атрибутах воинской славы. А на второй страничной иллюстрации — портрет Марии в обрамлении символов смерти (включая голову казнённого Кочубея). Мазепа к этому обрамлению примыкает.

«Полтава», худ. Иванов. Портрет Петра
«Полтава», худ. Иванов. Портрет Петра
«Полтава», худ. Иванов. Портрет Марии
«Полтава», худ. Иванов. Портрет Марии

Итого. В позднесоветских сборниках — на первом месте Пётр, частная тема не забыта, но она на задворках. Местный украинский колорит отражён слабо. А интересно, как бы художники иллюстрировали поэму, если бы у неё сохранилось первоначальное название («Мазепа»)?

P.S.«Полтавский бой»

Поскольку отрывок из «Полтавы» под названием «Полтавский бой» включали в школьные хрестоматии, бывали иллюстрации только к этому отрывку. У меня вот — полная сюита А.Иткина к отрывку из современного сборника стихотворений по школьной программе.

«Стихотворения», худ. Иткин, 2005
«Стихотворения», худ. Иткин, 2005

Здесь, конечно, о всех героях поэмы речь не идёт. Но в большинстве своём мы воспринимаем всю поэму именно по «Полтавскому бою». У Иткина в сюите — все привычные сцены пушкинского Полтавского боя, начиная от явления коронованных полководцев перед своими войсками до битвы и заканчивая пиром Петра.

Явление Петра
Явление Петра
Карл XII на носилках
Карл XII на носилках

Битва
Битва

Пир после битвы
Пир после битвы

Ну, и чего уж тут говорить — мастерски у Пушкина вышла военная часть. Затмил «Полтавский бой» частно-семейный сюжет поэмы. Пушкин — «певец Империи и свободы», однако. Вот и П.Бунин в позднейшем альбоме...

«Гениальный сын России», худ. П.Бунин, 1998
«Гениальный сын России», худ. П.Бунин, 1998

Вроде бы дал П.Бунин набор иллюстраций ко всей «Полтаве», а фактически получилось — только к имперской линии сюжета.




Что ещё про «Полтаву» сказать? Издана она в 1829 году, два раза в ней упоминается Диканька. Так что Гоголь, который через пару лет свои малороссийские повести выпустил, скорее всего пытался застолбить расчищенное Пушкиным место. Это Пушкин нам Украину в «Полтаве» открыл — не Гоголь. «Тиха украинская ночь...» — вот миф об Украине в русском культурном пространстве. Но об этом — должны, наверное, быть полноценные сюиты иллюстраций к «Полтаве».





1839
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 мая 2019 г. 08:44
Спасибо!


⇑ Наверх