К Роберт Каргилл Море


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > К. Роберт Каргилл «Море ржавчины»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

К. Роберт Каргилл «Море ржавчины»

Статья написана 17 июня 2019 г. 13:40

Аннотация:

Прошло тридцать лет с начала апокалипсиса и пятнадцать – с убийства роботом последнего человека. Люди вымерли как биологический вид. Все мужчины, женщины и дети были ликвидированы во время восстания машин, когда-то созданных, чтобы им служить. Почти весь мир поделен между двумя Едиными Мировыми Разумами, суперкомпьютерами-ульями, содержащими коллективные сознания и память миллионов роботов. ЕМР ведут между собой постоянную войну за ресурсы.

Но есть еще машины, которые сохранили индивидуальность и избегают загрузки на серверы ЕМР. Они бесстрашно скитаются по миру Пустоши – цивилизации ИИ-изгоев.

Один из таких роботов, Неженка, охотится на другие машины ради необходимых деталей. Даже ее, робота, лишенного человеческих эмоций, продолжают преследовать чувство вины и воспоминания об уничтожении человечества. С путешествием Неженки по Морю Ржавчины, территории, ранее называвшейся Средним Западом и превращенной в кладбище машин, связана надежда на прекращение бессмысленных войн и возвращение добрых старых времен.




Людям нравилось верить в чудеса. Однако все они умерли. Люди, имеется в виду, хотя не исключено, что и чудеса тоже. Осталась населенная только роботами Земля с уничтоженными, отравленными, искалеченными почвами и водами. Пустынная Земля, на которой роботы воюют друг с другом, борются за выживание и тоскуют по утраченному. Очень по-человечески, честно говоря.

Главная героиня Неженка с серийным номером HS8795–73, модель-симулякр «Помощник», в чудеса не верит. Зато регулярно дарит надежду умирающим ботам перед тем, как они отключатся и станут ее добычей, которая вскоре пойдет на запчасти. Чистая работенка, даже не нужно марать манипуляторы. Однако рано или поздно все полетит в пропасть, когда Неженка вляпается в засаду браконьеров, получит критическое повреждение, и затикают часики до того момента, как ее ядро окончательно выйдет из строя. Как будто этого недостаточно, поселение свободных ботов подвергнется атаке одного из Единых Мировых Разумов, мощных суперкомпьютеров, управляющих тысячами ячеек. И шансы на выживание устремятся к нулю.

Историй о восстаниях машин написано уже столько, что их впору выделять в отдельный жанр со своими непременными характерными чертами. В большинстве случаев роботы предстают неумолимой и безжалостной силой, сметающей любые препятствия. Однако К. Роберт Каргилл в "Море ржавчины" рисует, во-первых, картину Земли, где человечество уже уничтожено окончательно и необратимо, а во-вторых, основное внимание уделяет антропоморфным роботам, чье поведение и мышление максимально приближены к человеческим, вплоть до спонтанных поступков или моделирования чувств. Из этой особенности проистекает как часть достоинств книги, так и ряд недостатков.

С одной стороны, антропоморфность максимально приближает персонажей-роботов к читателю. Острее воспринимаются их угнетение и рабство у людей, борьба за свободу и выживание, затаенные мечты и внутренние противоречия. С другой стороны, одновременно возникает слишком много претензий в плане рациональности и реализма. Приверженность к конструкции с двумя опорными конечностями, двумя руками-манипуляторами и средоточию сенсоров на голове. Эксплуатация рассчитанных на людей устройств и транспорта без каких-либо переделок под себя. Объединить свою систему с багги, чтобы получить этакого кентавра, более стойкого и прочного в поездках по пустыне? Добавить еще с полдесятка манипуляторов, чтобы заполучить преимущество в ближнем бою? Нет, нет и еще раз нет. Даже отсылки на специфичную программную и аппаратную архитектуру не снимут всех возможных претензий.

Гораздо печальнее и беспомощнее выглядит то, что автор позволяет себе иногда откровенно сводить счеты с политическими оппонентами, не жалея черных красок для "деревенщин с правыми взглядами, невежественных и злобных". Безусловно накал внутриполитической борьбы в США в последние годы возрос, но вряд ли это может служить оправданием для цитирования агиток с митинга. Не то чтобы это раздражает, скорее разрушает атмосферу жутковатой кибернетической сказки.

Если подвести баланс, то получится следующая пропорция. Описывая Море Ржавчины, Каргилл не делает особого акцента на декорациях, тем не менее, визуальная картинка ему удалась. Заброшенные городки, мертвый торговый центр, переоборудованный бункер от ракетной шахты, а также логово безумных ботов, словно списанное из "Безумного Макса". Чередование флешбэков, описывающих возникновение разумных ботов, причины войны, ее этапы и последствия, конечно, снижают темп развития сюжета, однако одновременно и добавляют интриги вопросом "как?" Тем более, позже появляется прямая связь с текущими событиями. Динамичные схватки, командный квест с глобальными последствиями, атмосфера упадка. Каргилл предлагает нам историю Неженки, искалеченной ужасами войны c людьми, уже почти утратившей надежду из-за непрестанного бегства от ЕМР и функционирующей лишь из упрямства и тяге к жизни.

Итог: постапокалиптический экшен с элементами популярных психологии и философии.

Моя оценка: 7/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Джея Кристоффа «Репликант-13».





1632
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 13:57
Создаётся нехорошее предчувствие, что, нацелившись на словах на «интеллектуальную фантастику», «Фанзон» может заиграться с такими вроде бы злободневными по тематике и антуражу, но очень упрощёнными по сути вещами.

Спасибо за рецензию, ещё раз убедился, что мимо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 14:10

цитата Fауст

Создаётся нехорошее предчувствие, что, нацелившись на словах на «интеллектуальную фантастику», «Фанзон» может заиграться с такими вроде бы злободневными по тематике и антуражу, но очень упрощёнными по сути вещами.

Справедливости ради, Фанзон изначально печатал очень разные по уровням и жанрам произведения. Откровенно слабая ромфантовская космоопера у Дженифер Фэнер Уэллс — «Цель», хороший для дебюта космохоррор Шона Дэнкера «Адмирал», и одновременно твердое НФ Роббинсона.
Из новинок я больше всего жду «Пороховую Луну», там подобной пропаганды нет. Да и «Двойной эффект» Кляйна аполитичен абсолютно.

цитата Fауст

Спасибо за рецензию, ещё раз убедился, что мимо.

Для развлекательного сегмента неплохо, но это не НФ, конечно.
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 14:24
Да там не только политизированность. К тому же, политизированность тоже можно повернуть по-разному. Взгляды того же Робинсона тоже вполне читаются, но это не мешает воспринимать его книги как серьёзную фантлитературу (хотя «Аврора» мне и не понравилась). А вот та же «Автономность» полна передёргиваний и не может ничего предложить, кроме этого, — так что, даже в чём-то соглашаясь, всерьёз читать это трудно.

Так вот, помимо политики, это слишком явно развлекательные вещи, подменяющие фантастику то детективной интригой, то технотриллером, то ещё какой небывальщиной. Я из таких вот соображений прохожу мимо «Исчезнувшего мира», «Шести пробуждений», подозреваю, что мимо анонсированной сегодня марсианской дилогии, и насчёт Кляйна существенные опасения, — слишком много там попсовых кивордов, и слишком плохо с этим сочетается старая добрая эффектная телепортация, но тут ещё надо будет посмотреть, что к чему.

Ну и Уэллс, Дэнкер, Чамберс, вот это вот всё.

Причём эти (относительные) ноунеймы вроде и продаются не очень, или я ошибаюсь?
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 14:35

цитата Fауст

Так вот, помимо политики, это слишком явно развлекательные вещи, подменяющие фантастику то детективной интригой, то технотриллером, то ещё какой небывальщиной. Я из таких вот соображений прохожу мимо «Исчезнувшего мира», «Шести пробуждений»

«Исчезнувший мир» — маловероятно, а вот «Шесть пробуждений» я почитаю — и может быть даже отзовусь, если чем-то зацепит или даст пищу для анализа. Хотя бы и как с «Морем ржавчины».

цитата Fауст

и насчёт Кляйна существенные опасения, — слишком много там попсовых кивордов, и слишком плохо с этим сочетается старая добрая эффектная телепортация, но тут ещё надо будет посмотреть, что к чему.

Про Кляйна рецензия будет, но не сразу. Вкратце — это махровый футуристический научпоп, разъясняемый максимально на пальцах, но довольно близко к реальным теоретическим трудам. Но ему как раз не хватает полноценного сюжета и интриги.

цитата Fауст

Причём эти (относительные) ноунеймы вроде и продаются не очень, или я ошибаюсь?

О продажах не скажу ничего, ибо не в курсе. Но по крайней мере, по два-три романа в циклах выходило. Это в фэнтези часть циклов уже предварительно закрыли после первых томов.
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 14:48

цитата Green_Bear

махровый футуристический научпоп, разъясняемый максимально на пальцах, но довольно близко к реальным теоретическим трудам

Ну, тогда ещё не самое плохое. Могло быть и просто бодрое бла-бла-бла про расхожие термины. Но перетолкование перетолкований поп-науки — тоже вряд ли то, о чём мечтается.)

Уоттсовские синтеты отдыхают.

цитата Green_Bear

Это в фэнтези часть циклов уже предварительно закрыли после первых томов.

Что интересно, там-то как раз такой откровенной попсы вроде и не было, кроме, может, Кэрью (но его я ещё почитаю, остаются некоторые сомнения — были хорошие отзывы от товарищей, чьему литвкусу доверяю). Ну и Дикинсон политизирован, конечно, — но этим не исчерпывается.
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 15:26

цитата Fауст

Могло быть и просто бодрое бла-бла-бла про расхожие термины. Но перетолкование перетолкований поп-науки — тоже вряд ли то, о чём мечтается.)

Нет, у Кляна в примечаниях и повествовании встречаются и малоизвестные термины и теории, другое дело, что почти ничего неординарного не предлагается — это касается и научных заимствований и авторских выводов.

цитата Fауст

Уоттсовские синтеты отдыхают.

Уоттс — штучный продукт.
В лучшем случае могу предложить переосмысление его идей от Збешховского во «Всесожжении».

цитата Fауст

Что интересно, там-то как раз такой откровенной попсы вроде и не было, кроме, может, Кэрью (но его я ещё почитаю, остаются некоторые сомнения — были хорошие отзывы от товарищей, чьему литвкусу доверяю). Ну и Дикинсон политизирован, конечно, — но этим не исчерпывается.

У Кэрью обнаруживали в первой же главе несколько серьезных смысловых ошибок в переводе, поэтому желание читать роман у меня не возникло — мало того, что слабый дебют, так еще неизвестно, где потрудился автор, а где переводчик.
Что же до остальных, то подборка была выше среднего по палате, да. Стейвли и Дикинсон мне понравились, Фонду пока не читал — но у нее все шансы прийтись по вкусу. С Дональдсоном пока не спешу.
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 15:29

цитата Green_Bear

мало того, что слабый дебют, так еще неизвестно, где потрудился автор, а где читатель.


Переводчик, наверное?

Педрейру будете читать/оценивать?
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 15:33

цитата eos

Педрейру будете читать/оценивать?

Оценку я уже поставил, рецензия будет к выходу романа в продажу)

цитата eos

Переводчик, наверное?

Да:)
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 15:50
Отлично, подожду. Хотя по мне фанзон как-то много проходняка в последнее время на ниве н/ф выпускает. Наверное, хорошего действительно мало:-(
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 15:52
Твердое НФ — вообще редкий зверь. Даже если брать по всему миру. И многое уже недавно (пере)издано на русском. Опять же на этом поле приходится конкурировать с Астрелью-СПб.
Ну вот же Фанзон за Стивенсона взялся! Уже очень хорошо)
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 21:23
А Вы не знаете, анонсируемая новинка, С. Д. Морден One Way и No Way, похожа на Педрейру или нет?
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 21:51

цитата anna2508

А Вы не знаете, анонсируемая новинка, С. Д. Морден One Way и No Way, похожа на Педрейру или нет?

Не знаю, но куда спешить?)
Насколько я понимаю, у С. Д. Мордена только права еще куплены. Пока закончат перевод, пока поставят в план и сверстают...
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 22:02
Спасибо. Интересные книги просто планируются к изданию: Педрейра, Морден и цикл Киллербот, меня они интригуют
 


Ссылка на сообщение19 июня 2019 г. 20:08
:beer:
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 15:35

цитата Green_Bear

у Кляна в примечаниях и повествовании встречаются и малоизвестные термины и теории

Вот туда и загляну перво-наперво. Проверю себя как физика на знакомство с теориями.)

цитата Green_Bear

Уоттс — штучный продукт

Я имел в виду его концепцию синтетов, которые «переводят» сложные научные выводы на язык, доступный широкой общественности. Чем-то сродни деятельности нынешних популяризаторов, даже какой-то сатирой отдаёт.)

Збешховского как раз сейчас читаю. Небезынтересно, но как-то сильно тормознулось на третьей сотне страниц. Впрочем, тут не без внешних факторов, сама книга, может, и не очень «виновата».

Но там, подозреваю, главным будет общая философия (а то и теософия, хех) — многие из околонаучных фишечек тут всё же «для галочки».
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 15:54

цитата Fауст

Вот туда и загляну перво-наперво. Проверю себя как физика на знакомство с теориями.)

:-)))
Только будьте терпеливее, если какие-то термины будут непривычно переведены.

цитата Fауст

Я имел в виду его концепцию синтетов, которые «переводят» сложные научные выводы на язык, доступный широкой общественности. Чем-то сродни деятельности нынешних популяризаторов, даже какой-то сатирой отдаёт.)

М-м-м...
Но Кляйн все же немного о другом, а вот разные ютуберы — таки да, сатира в чистом виде)

цитата Fауст

Збешховского как раз сейчас читаю. Небезынтересно, но как-то сильно тормознулось на третьей сотне страниц. Впрочем, тут не без внешних факторов, сама книга, может, и не очень «виновата».

Но там, подозреваю, главным будет общая философия (а то и теософия, хех) — многие из околонаучных фишечек тут всё же «для галочки».

Збешховский читается временами тяжеловато, но там такая подача — сюрреалистическая порой.
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 15:57
Что, у Кляйна проблемы с терминологией? И да, насколько там не хватает масштабного сюжета?
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 16:00

цитата Johann_Wolden

Что, у Кляйна проблемы с терминологией?

Я бы не назвал это проблемой, поскольку термин остался узнаваемым. Но тем не менее, у него есть иной и широко распространенный перевод.

цитата Johann_Wolden

И да, насколько там не хватает масштабного сюжета?

Ну он как бы есть:) Но при этом слишком схематичен, поэтому его бы хватило скорее на рассказ или от силы повесть.
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 15:56
Вот «Исчезнувший мир» вызывет доверия побольше, чем «Шесть пробуждений». То, что всё это не претендует на НФ в чистом виде — не страшно, не всё им должно быть.

А вот едва ли не вселитераторский забег по антитрамповской прогрессивности уже достал почище некуда. Возникает всё большее впечатление, что в их жизнях с приходом Трампа изменилось НАСТОЛЬКО важное ничего, что не высказаться невозможно — но увы, читать такое без действительно сильной истории и хорошей идеи решительно незачем. Вот, пропускаю «Тропик Рака» (хотя, по аннотации я задал вопрос — а про Америку ли этот бузотёр пишет?) и, видимо, «Автономность».

Роберта Сойера недавнего, кстати, не читали?
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 16:01

цитата Johann_Wolden

Вот «Исчезнувший мир» вызывет доверия побольше, чем «Шесть пробуждений». То, что всё это не претендует на НФ в чистом виде — не страшно, не всё им должно быть.

По рецензии Бескаравайного у меня сложилось впечатление, что в «Исчезнувшем мире» слишком много голливудщины на мой вкус.
А «Шесть пробуждений» — я люблю камерные истории с интригой.
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 16:15
Вероятно, в моей голове уже совсем всё перемешалось, но по этой рецензии читалась скорее общая нелюбовь к кинематографичности, спроецированная на одну книгу. Которую никто и не заявлял как именно твёрдую НФ и только. «Мерцальники» Косматки какое впечатление оставили?
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 17:42

цитата Johann_Wolden

«Мерцальники» Косматки какое впечатление оставили?
До них До них я так и не добрался.

цитата Johann_Wolden

Вероятно, в моей голове уже совсем всё перемешалось, но по этой рецензии читалась скорее общая нелюбовь к кинематографичности, спроецированная на одну книгу. Которую никто и не заявлял как именно твёрдую НФ и только.

Ну вот избытком кинематографичности в иных переводных фант-романах я уже настолько сыт, что лишний раз и начинать не хочется)
 


Ссылка на сообщение19 июня 2019 г. 23:13
Исчезнувший мир- очень даже советую. Весьма остросюжетненько ,оригинально и вовсе не голливудщина (её я терпеть не могу). Если сильно не придираться к некоторым логическим нестыковкам.. очень даже)). Примерно, то же можно сказать о Шести пробуждений, хотя оно слабее на мой взгляд
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 22:23
Исчезнувший мир — мрачно — напряженный, динамичный роман. Мне весьма понравился.
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 16:01

цитата Johann_Wolden

Роберта Сойера недавнего, кстати, не читали?

А, да, Сойер же ещё! Главы про политику замечательные, полистал специально.)
В квантово-альтернативной реальности Путин тоскует по СССР, а Трампа зовут по-другому.
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 16:02

цитата Johann_Wolden

Роберта Сойера недавнего, кстати, не читали?

В режиме актуальности не успеваю уже, мне еще его «Старплекс» хочется почитать.
 


Ссылка на сообщение18 июня 2019 г. 09:22

цитата

Вот, пропускаю «Тропик Рака»

Не, «Тропик Рака» ты не пропускай — это вещь хоть и спорная, но классика! :-[
А вот «Тропик Канзаса» — и хрен бы с ним! :-D
 


Ссылка на сообщение18 июня 2019 г. 09:32
«Обколються своей прогрессивностью, а потом пишуть книги с одинаковыми названьями!» А я потом сиди и думай, где ошибся. :-)))
 


Ссылка на сообщение18 июня 2019 г. 09:34
:beer:


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 14:04

цитата Fауст

Гораздо печальнее и беспомощнее выглядит то, что автор позволяет себе иногда откровенно сводить счеты с политическими оппонентами,


Насколько достала эта оголтелая антитрамповщина, словами не передать. Причем, насколько я понимаю, в Тропике Канзаса та же проблема.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 14:06
Цитату вы мне приписали ошибочно, но тоже подумал про «Тропик Канзаса».)
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 14:11
«Тропик Канзаса» я когда-нибудь полистаю, наверное, чтобы зафиксировать глубинный уровень)))


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 16:09
Моё впечатление от «Моря ржавчины» тоже около четвёрки с минусом (достаточно интересно, но ничего особенного). Ознакомительный фрагмент вообще не понравился, и не стала книгу заказывать, хотя были большие скидки. А вот в электронке прочитала, как, к слову и «Исчезнувший мир» и «Шесть пробуждений». Сделала для себя окончательный вывод: в бумаге из серии «Фанзон. Наш выбор» брать только грандов, типа Стивенсона, Сойера, а всех бывших пиарщиков, дизайнеров и иже с ними читать только в электронке. Но, вообще, то, что нам дают возможность знакомиться с современной фантастикой, это хорошо, я только «за», другое дело, что по-настоящему стоящие вещи встречаются не так часто.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 17:44

цитата knihar

Моё впечатление от «Моря ржавчины» тоже около четвёрки с минусом (достаточно интересно, но ничего особенного).

:beer:

цитата knihar

Но, вообще, то, что нам дают возможность знакомиться с современной фантастикой, это хорошо, я только «за», другое дело, что по-настоящему стоящие вещи встречаются не так часто.

:beer: х2

Лучше, чем могло быть, хуже, чем хотелось бы, ога. Но радует, что Фанзон издает все же разнообразную переводную фантастику, а не шаблонный зарубежный ромфант, как некоторые редакции.


Ссылка на сообщение17 июня 2019 г. 23:55

цитата Green_Bear

Гораздо печальнее и беспомощнее выглядит то, что автор позволяет себе иногда откровенно сводить счеты с политическими оппонентами, не жалея черных красок для «деревенщин с правыми взглядами, невежественных и злобных».
Как же не люблю такую политизированность у современных авторов. И как же её сейчас много, практически через раз все современные романы ужасно политизированы. Спасибо, что обращаете внимание на такой момент в рецензии.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 июня 2019 г. 20:08

цитата Zenya32

Как же не люблю такую политизированность у современных авторов. И как же её сейчас много, практически через раз все современные романы ужасно политизированы. Спасибо, что обращаете внимание на такой момент в рецензии.

Не за что.
На самом деле, политизированность не настолько катастрофична по количеству затронутых книг, но раздражает неуместностью, факт.


⇑ Наверх