128 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 128. Иллюстрированный Пушкин: Полтава (худ. Ф.Константинов)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

128. Иллюстрированный Пушкин: Полтава (худ. Ф.Константинов)

Статья написана 17 июня 2019 г. 11:39

Ещё одна пушкинская «Полтава» позднесоветского периода. На сей раз столичное издание 1983 года, художник Ф.Константинов. Предыдущие иллюстраторы «Полтавы» 1980-х гг. (В.Перцов и В.Лопата) в тот период были состоявшимися, но ещё молодыми художниками, их творчество всё пришлось на после-сталинский период. А Константинов в 1983 году был уже очень пожилым человеком (1910 года рождения). Интересно, какая у него трактовка поэмы вышла.

«Полтава», Ф.Константинов, в супере
«Полтава», Ф.Константинов, в супере
«Полтава», Ф.Константинов, без супера
«Полтава», Ф.Константинов, без супера

Даю библиографическое описание из каталога-справочника:

Дополнение к библиографии: тираж 100 тыс. экз., цена 2 руб.

Книги пока на «Фантлабе» нет, подал заявку.

Художник Ф.Константинов на Фантлабе присутствует (https://fantlab.ru/art3133); он — ученик и последователь Фаворского. С Константиновым мы встречались по поводу цикла гравюр к «Онегину» 1954 года (https://fantlab.ru/blogarticle53516).

Вводные иллюстрации

Полтава — это и прелестный городок, и место кровавой битвы. Пушкин своим названием поэмы вообще-то вносит интригу (эпиграф интригу устраняет, но кто читает эпиграфы?). А вот художник с самого начала обрушивает на нас имперско-военную линию «Полтавы», устраняя двойственность названия поэмы.

Развёрнутая суперобложка
Развёрнутая суперобложка
Форзац
Форзац

Авантитул
Авантитул
Титульный разворот
Титульный разворот

Эпиграф
Эпиграф

Это у художника послезнание. У Пушкина в Первой части поэмы тема Петра и войны со шведами обрисована мощно, но пока ещё очень кратко. А художник эту тему непропорционально раздувает, раскрывает прежде времени замысел Пушкина. Впрочем, только в преждевременности Константинова и можно упрекнуть — он навязывает свою трактовку лишь тем, кто будет читать поэму в первый раз. А так-то классику иллюстрируют, не опасаясь спойлеров.

Но вот в числе вводных иллюстраций — гравюра к Посвящению. Портрет Марии Волконской (сам-то Пушкин имя адресата утаил, это пушкинисты большинством голосов назначили адресатом Волконскую, уже уехавшую к этому времени в Сибирь вслед за нелюбимым мужем-декабристом).

Волконская — адресат Посвящения
Волконская — адресат Посвящения

Резкий скачок через столетие (от Петра к пушкинским временам) и резкий переход на лирический тон (в Посвящении Пушкин говорит о своей «потаённой любви»). Это у Константинова мощно получилось. Мастер...

ПЕСНЬ ПЕРВАЯ

После бурного преддверия поэмы, Песнь первая у Константинова намеренно спокойная.

1) Мирная Украйна

Константинов даёт много украинских пейзажей и бытовых сценок, иногда даже парадоксально. Вот заглавная иллюстрация ко всей Песни первой: «Богат и славен Кочубей...» — ладно, первым строкам соответствует. А вот место, где у Пушкина говорится о том, что «Украйна глухо волновалась» — но художник идиллически рисует бродячего бандуриста с мальчиком. Надо полагать, этим противопоставлением художник поясняет, что волновалась и требовала войны с Москвой верхушка казачества, а не бродячие бандуристы?

Поля Кочубея
Поля Кочубея
Украйна ропщет?
Украйна ропщет?

2) Мария и Мазепа

Линию Марии и Мазепы Константинов даёт посредством тех же эпизодов, что и украинский художник В.Лопата несколькими годами ранее. При этом у Константинова мотивов к очеловечиванию Мазепы не было. Видимо, Пушкин так эту линию и подавал: Константинов здесь бесстрастный наблюдатель. Ай да Пушкин! А художник опять даёт идиллические картины. Вот сцена побега Марии к Мазепе (вторая картинка): пруд, лунная ночь, рыбак. И только на заднем плане кто-то скачет. И ведь не придерёшься — у Пушкина сказано: «Лишь рыбак //Той ночью слышал конской топот...».

Мария
Мария
Побег
Побег

Счастливая пара
Счастливая пара

3) Донос Кочубея

Традиционная сцена.

4) Гонец к Петру с доносом

Тоже традиционная сцена

5) Мазепа строит козни

А вот сцены антипетровского заговора (с непременным иезуитом) у Константинова нет. Он предпочёл завершающей иллюстрацией в Первой части поэмы дать сцену семейного счастья Марии и Мазепы. Но дело в том, что Константинов искусный конструктор книги и, кроме того, как выясняется, любитель парадоксов и контрастов. Все грозовые предчувствия он вынес в маленькие картинки: заставку на шмуцтитуле и концовочку Песни первой. Орёл у него там парит, добычу выискивает, кровавый пир готовит.

Заставка
Заставка
Концовка
Концовка

ПЕСНЬ ВТОРАЯ

Видимо, Константинов был очень уравновешенным человеком. Во второй части поэмы, где у многих художников кипят романтические или трагедийные страсти, у Константинова всё очень выдержано.

1) «И знамя вольности кровавой я поднимаю на Петра...»

Очень спокойная беседа Мазепы с Марией. Вот как надо знамёна поднимать, по Константинову.

2) Кочубей в темнице перед казнью

Застывший Кочубей.

3) «Тиха украинская ночь...»

Мазепа со своими романтическими метаниями — маленькая фигурка в правом нижнем углу, почти незаметная на фоне величественного пейзажа.

ПЕСНЬ ТРЕТИЯ

Константинов по полной отработал батальные сцены — завершил начатое в вводных иллюстрациях.

1) Перед сражением

Удивительно, но художник не рисует традиционных Петра и Карла, обходящих перед сражением свои войска. Только Мазепа, ведущий своих казаков к шведскому королю.

2) Полтавское сражение

Батальные сцены.

3) Пир Петра

О, давненько мы в иллюстрациях этой сцены не видели.

4) Бегство Мазепы

Карл и Мазепа бегут
Карл и Мазепа бегут

5) Последняя встреча Мазепы с Марией

Сумасшествие Марии
Сумасшествие Марии

6) Завершение

Бандурист в концовке всей поэмы имеется, как и в советских иллюстрациях 1940-х гг. Но тема бандуриста не раздута до главного героя (до страничной иллюстрации), как у В.Лопаты. У Константинова (как и Пушкина) баланс: на предпоследней-то картинке памятник Петру Первому («Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, // Огромный памятник себе»).

Памятник Петру
Памятник Петру
Бандурист
Бандурист




Константинов — очень гармоничный и открытый человек. И он, конечно, прочёл «Полтаву» так, как её задумал Пушкин. Время создания сюиты художнику тоже помогло. Наверное, в 1940-е гг. пришлось бы Пушкина трактовать согласно линии партии. А тут стало посвободнее (в трактовке Пушкина). Диссидентством художник не занимался, так что создал вполне сбалансированный цикл иллюстраций.

В «Онегине» 1954 года мне Константинов показался устарелым, а вот через 30 лет в «Полтаве» — наоборот, очень современным.





394
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх