Савельева Т В Изрыгающие


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > Савельева Т.В. Изрыгающие пламя
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Савельева Т.В. Изрыгающие пламя

Статья написана 4 сентября 2019 г. 21:14

Савельева Т.В. Изрыгающие пламя: эстетизация образа дракона в современной литературе // Горизонты цивилизации, 2019, №10, с. 391-401.

цитата
Драконы — один из самых популярных образов в литературе фэнтези, в них сочетаются традиционные мифологические представления и индивидуально-авторские фантазии. На примере произведений Дж.Р.Р. Толкиена, Робин Хобб, Дж. Мартина, Ника Перумова мы показываем, что традиционно-мифологический образ дракона подвергается трансформации под влиянием литературных и социо-культурных тенденций современности. Происходит эстетизация и романтизация образа дракона, уходят тератоморфные черты и мотив змееборчества. Дракон становится символом легендарных времен, золотого века, когда люди жили во взаимодействии с драконами.

Ключевые слова: дракон, фэнтези, эстетизация, мифология, фольклор

с. 391:

с. 392:

с. 395:

с. 397:

Савельева Татьяна Викторовна — кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, Челябинский государственный университет (Миасский филиал)





637
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 сентября 2019 г. 21:42
Автор как-то объясняет скачкообразно возросшую популярность этого образа? Дракон в некоторых сеттингах наделяется почти сверх-человеческими — личностно-сверх-человеческими качествами. Да и в целом если раньше с ними только боролись (ну или болтали в юмористическом фэнтези), то теперь драконы стали положительными персонажами.
Вот интересно, автор высказывает свои мысли, почему так?


Ссылка на сообщение4 сентября 2019 г. 23:49

цитата Ashenwail

теперь драконы стали положительными персонажами


Китайское влияние. У китайцев дракон — символ добра, мира и процветания.

В китайских сказках встречаются обычный зооморфный дракон, а также царь драконов Лун-Ван, который может превращаться в человека и живёт под водой, а не под землёй.


Ссылка на сообщение6 сентября 2019 г. 15:24
Прошу прощения.
Это где же в ПЛиО романтизация драконов? Не в том ли эпизоде, где он съел семью крестьянина? А эстетизация видимо в том, что для вылупления драконов Дейенерис пришлось войти в пламя и полностью обгореть?
Вы уверены, что автор действительно читала ПЛиО?
Да и выборка популярных произведений какая-то ограниченная. Почему-то про «добрых» драконов из мира Гарри Поттера ничего не говорится. Или, скажем, про железных драконов Суэнвика. А там эстетика ведь во всю проявляется. Жаль только, что видимо не та, что нужно автору.
Видимо автор придерживается теории «Если факты против нас, тем хуже для фактов»?

P.S. Интересно, что за источник кроется под номером [15]?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2019 г. 17:33

цитата JimR

Интересно, что за источник кроется под номером [15]?
Это кандидатская диссертация Татьяны Игоревны Хоруженко:

Русское фэнтези: на пути к метажанру
Специальность 10.01.01. Русская литература
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015.


Ссылка на сообщение14 сентября 2019 г. 19:04
Утрируя, с драконами всё тоже, что с вампирами и оборотнями и зомби. Но есть и откат, как у Виталия Зыкова в цикле «Дорога домой», где снова Сигурд и драконья кровь. https://fantlab.ru/work10181

Как и в разборе одной дамой цикла «Волшебник Земноморья», здесь автор для своей статистики использует не пласт, а узкую выборку или зауженную подборку фэнтези.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2019 г. 19:39

цитата ХельгиИнгварссон

здесь автор для своей статистики использует не пласт, а узкую выборку или зауженную подборку фэнтези
В рамках пусть и 11-страничной статьи иной подход полагаю НЕ возможным...

Да и вообще полагаю НЕ случайным отсутствие в отечественной словесности более-менее полного обзора фэнтези, скажем, XXI века...

Думаю, просто НЕ подъёмно, а в итоге имеем хоть славные обзоры новинок жанра в моём любимом Читаем вместе — за них особый поклон Алексею Ионову...

Правда, я редко соглашаюсь с его отбором, но я и невеликий знаток подобного рода новинок — с некоторых пор практически забросила читать фэнтези — ну кроме, ясно дело, бушковского Сварога... :-)
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2019 г. 05:13
lena_m
Ну, для того, чтобы появилась возможность сделать хоть что-то в отечественном литературоведении о фантастике, ещё и на таком уровне, чтобы живущий этой фантастикой или выросший на этой самой фантастике школьник-студент-бывший студент не мог мизинцем левой ноги походя разрушить сей карточный домик, в котором и карт-то часто нет, надо прежде всего отечественной филологии признать статус литературы и у фантастики. Пусть очень неоднородная в поджанрах, по стилю, по качеству, по грамотности даже (и увы), — но всё-таки литература, а не комиксы или мультсериалы. Невесть что и невесть как пишут и «нефантасты», «современные прозаики» и «молодые классики». А без серьёзного подхода к фантастике будет получаться то, что получается, хоть на одной странице, хоть на ста одной.
8-)

Думаю, стоит добавить, что в своём универе немало копий сломал по этому поводу с младшими преподами (старые просто посылали). Ещё и из-за этого в стенах альма-матер работать не остался. Рыть детские надписи Жуковского на партах, посвящённые девочке, которую он видел во сне? Девять десятых статьи отдавать поклонам столпам литературоведения и матриархам универа? Не моё.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2019 г. 05:21

цитата lena_m

с некоторых пор практически забросила читать фэнтези — ну кроме, ясно дело, бушковского Сварога...


Лет десять назад прослушал всё, на тот момент имеющееся. Как и в случае с Виталием Зыковым, несостыковки и штампы и ошибки языка и стиля в глаза лезут, но при этом за уши не оттащить, пока сам не дочитаешь. :-)))


⇑ Наверх