Внешнее и внутреннее зло


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «georgkorg» > Внешнее и внутреннее зло (Стивен Кинг. Сияние)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Внешнее и внутреннее зло (Стивен Кинг. Сияние)

Статья написана 19 октября 2019 г. 19:08

Стивен Кинг. Сияние

М.: АСТ, 2014 г., 544

Серия: Тёмная Башня

+

Стивен Кинг. Сияющий

М.: Кэдмэн, 1992 г., 430

Серия: Мастера остросюжетной мистики

В ноябре этого года выходит на экраны новый фильм по относительно новой книге Стивена Кинга — «Доктор Сон» — это продолжение одного из самых известных его романов — «Сияние». А это хороший повод снова взять в руки и само «Сияние».

«Сияние» по сути является третьим официально опубликованным романом Стивена Кинга. Далеко не третьим по написанию — к этому времени он уже значительно набил руку на ранних романах, которые впоследствии были изданы под псевдонимом Ричард Бахман. Но реально «Сиянию» предшествовали только «Кэрри» и «Жребий Салема».

В предисловии к роману, написанном самим Стивеном Кингом в 2001 году, он признаётся, что «Сияние» было для него переходной книгой, в которой он хотел поднять планку значительно выше, нежели во всех его предыдущих книгах. И там же он объясняет главное различие в восприянии этой книги им, как её создателем, и режиссёром Стэнли Кубрикм, снявшим в 1980 году свой одноимённый фильм. Но отвлечёмся пока от фильма и сосредоточимся на книге.

Завязка романа типична для жанра — семья из трёх человек приезжает в некое место на временное жительство. Пусть это не дом, а отель, и они там будут не просто жить, а присматривать за отелем — это всё детали. Главное другое — основной акцент в книге ставится вовсе не на этом сюжетном ходе, а на внутреннем мире героев — этим и ценен Стивен Кинг как автор страшных книг. И страх здесь имеет не только внешний, но и внутренний характер.

Интересно, что авторское внимание распределяется примерно поровну на всех членов семьи, описывается их история и переживания. Каждая из глав изображает происходящие события с точки зрения одного из персонажей...

Джек Торранс — бывший преподаватель, уволенный за избиение одного из своих студентов и вынужденный сейчас пойти на работу смотрителем отеля. По природе своей он человек творческий, хочет закончить пьесу и даже начать писать роман. Восемнадцать месяцев назад он бросил пить и сейчас держится в завязке. Но прошлые переживания по прежнему периодически всплывают в его сознании. И главная его проблема — его агрессия, с которой он не всегда может справиться, а алкоголь лишь усугублял дело. Она стала причиной его увольнения. Она же стала причиной многих семейных конфликтов...

Уэнди Торранс — жена Джека, домохозяйка, любящая читать современные исторические романы. Претерпела от своего мужа целый комплекс бытовых ужасов, который уже чуть не подвёл её к разводу. Но она чудом справилась с алкоголизмом и вспышками агрессии своего мужа, и решилась попробовать жить дальше...

Дэнни Торранс — их шестилетний сын. С ним не всё так просто, так как он помимо прочего обладает неким даром, названным в романе «сиянием». По сути это очень высокий уровень тонкого восприятия реальности и в некоторых случаях даже способность влиять на неё. Иногда он может прочесть мысли или настроение других людей, иногда предвидеть будущее. Но в голове Дэнни настоящий сумбур переживаний — родители еще недавно были на грани того явления, которое называется страшным словом «развод» — пожалуй, одним из самых ужасных из возможных для ребёнка событий. Дэнни не понимает всех тонкостей отношений своих родителей, но он вполне понимает, к чему это может привести. И для него это очень страшно...

Другой герой романа — это сам отель. У него достаточно долгая история. На протяжении многих десятилетий у него многократно сменялись владельцы, а в нём самом происходили совершенно разные события. И, как говорит один из персонажей книги «в каждом отеле есть свои привидения, потому что через них проходит очень много людей». Собственно из отеля и исходит главное внешнее зло в книге.

Но чтобы внешнее зло смогло укрепиться в сердце человека, ему нужно зацепиться за зло внутреннее — собственные нерешённые проблемы человека, его пороки.

Стивен Кинг мастерски описывает этот процесс. С одной стороны это можно назвать описанием деградации человека как личности и разрушения его сознания, подверженного с одной стороны негативному психическому воздействию, а с другой — потаканию собственным низменным наклонностям. И, как обычно, рвётся именно там, где тонко. Роман потрясает своей психологической глубиной и реализмом — герои по настоящему живые, им сопереживаешь даже в те моменты, когда они творят не совсем адекватные вещи. А их истории, уходящие в детство помогают понять ход их мысли и действий. Понять, но не оправдать.


Читайте также про экранизации.





2205
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 октября 2019 г. 19:52
Кстати, как и многие произведения Кинга, роман вызывающе антиконсервативен.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 октября 2019 г. 20:12
Что именно вы имеете в виду?
 


Ссылка на сообщение19 октября 2019 г. 20:52
Для Кинга консерватизм всегда был злом (в последнее время это дошло уже до абсурда, но в ту эпоху было вполне нормально). Его Джек Торренс — выходец из консервативной семьи в самом худшем понимании этого слова (баба должна знать свое место и получать люли, дети быть тише воды, побухать после тяжелой работы — святое). При этом Джек, что естественно, по убеждениям либерал — он протестует против войны во Вьетнаме, пишет пьесу о противостоянии продвинутого юноши с директором-реакционером, с уважением старается относиться к жене и т. д. Однако убеждения его вступают в конфликт с «консервативной» природой, унаследованной от отца, с желанием самоутвердиться путем силы и занять главенствующее место в семье; как только Джек начинает понимать и сочувствовать убившему ученика директору-консерватору из своей пьесы (а в конце он уже буквально отождествляет себя с ним) — это по Кингу первые признаки соскальзывания на темную сторону силы.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2019 г. 21:22

цитата Karnosaur123

это по Кингу первые признаки соскальзывания на темную сторону силы

Это не по Кингу, это по Йоде.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2019 г. 21:26
Господин Пирр, когда мне понадобится Ваше бесценное мнение, я к Вам постучусь.:-)))
 


Ссылка на сообщение19 октября 2019 г. 21:28
Заходите, конечно. Я Вас вареньем угощу.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2019 г. 21:30
Шо ж Вы сразу не сказали, что иностранный агент? Тогда уж и печенья не забудьте.:-[
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 16:55
Держи вора!
Так кричит вор, пойманный с поличным...
 


Ссылка на сообщение19 октября 2019 г. 21:35
На мой взгляд это не консерватизм, а дебилизм и деградация.
Консервативная семья на мой взгляд как раз построена на обоюдном уважении и исполнении обеими сторонами своих обязанностей. А современный антиконсерватизм в том что касается семьи — это свободное отношение к семье, гомосексуализм, свингерство и прочие прелести современной цивилизации...
В общем терминологическая путаница.
А насчёт пьесы согласен. Зло проникает в Джека через его слабинку. Вернее через его многочисленные слабинки. В том числе через творчество. Для меня «Сияние» вообще ценно тем, что в нём нет совершенно чёткого объяснения, как это зло проникло в Джека. За что именно уцепилось. Не за один алкоголизм — это просто спусковой крючок. Не за агрессию. Не за отца. Не за пьесу и отождествление себя с одним из его героев. А с другой стороны — за всё это в целом клубке.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2019 г. 21:44

цитата georgkorg

На мой взгляд это не консерватизм, а дебилизм и деградация.

Разумеется. Но речь о «консерватизме» в понимании бунтующего кинговского поколения. Для них люди, говорящие о традиционных ценностях были связаны со Вьетнамом, социальным и расовым неравенством и прочая, и прочая. Новое поколение бунтовало против ценностей своих отцов и дедов, правда, в отличие от нынешних «бунтарей» — против худших их проявлений. В творчестве Кинга это сильно отразилось.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2019 г. 22:37
А сейчас уже не хватает хорошего консерватизма. Именно в положительном смысле слова.
Да, почти каждое новое поколение сначала бунтует против ценностей отцов. А потом часто постепенно превращается в их точные копии... Вообще в том, что касается «семейных традиций» — это работает почти на 100%. «Я никогда не буду вести себя по отношению к своим детям так, как это делали мои родители!» А на деле оказывается, что именно так и ведут себя. Потому что родовая карма — очень мощная вещь, и с ней очень сложно что-то сделать... Кинг это тоже хорошо показывает здесь.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 10:18

цитата georgkorg

А сейчас уже не хватает хорошего консерватизма. Именно в положительном смысле слова.

Вот с этим я всецело согласен. Причем и у того же Кинга — от токсичного феминизма в недавних «Спящих красавицах» волосы дыбом встают.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 10:28
Я поэтому с опаской отношусь к позднему Кингу. Я его читал в 90х — практически все его вещи, которые тогда издавались, до примерно Капли крови и Зелёной мили. А потом с Кингом я надолго расстался. И вот сейчас потихоньку перечитываю опять же раннего.
Кинг судя по всему очень чувствителен к общественным веяниям. И если в 70-80е в обществе витали одни «передовые» идеи, то сейчас витают совсем другие. А Кинг их слишком уж транслирует. И если толерантность победила, то и на нём это очень сказывается...
К тому же вот это повальное «увлечение» Трампом мимо Кинга тоже не прошло...
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 10:35
Мне кажется, тут немного иной случай. Старик остался верен идеалам своей молодости, но не смог осознать в полной мере, что и мир, и его оппоненты с единомышленниками успели серьезно измениться. Что идеи, которым он был верен, давно превратились в злую пародию на самих себя.
Притом что в молодости он при всем бунтарстве вполне себе стебал и высокомерных леваков, и отребье вроде «Черных пантер».
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 10:56
Пантер не надо трогать!:-[ Изначально это были очень разумные люди. Уж Ньютон-то точно. И уж точно не отребье... И своё дело в то время они сделали. Пусть не всегда так как хотелось бы, но результат был положительный.

Конечно, с изменением мира, надо и нам самим меняться. Да и вообще нам всем надо меняться, развиваться. Но всё же ведь у раннего Кинга не было такой проблематики, как в поздних текстах. Я об этом. Того же феминизма.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 11:13
Те, что там у Кинга выступали, представляли уже радикалов, которых Кинг поддел словами: «Послушайте, вы правда считаете, что все эти большие шишки нарочно собираются, чтобы придумать, как им извести еще одного черного парня?» После чего был выдворен из аудитории.:-))) Эх, не хватает нам того здравомыслящего циничного парня.

цитата georgkorg

Но всё же ведь у раннего Кинга не было такой проблематики, как в поздних текстах. Я об этом. Того же феминизма.

Был, в хорошем плане. Т. е. защита женщин, а не утверждение, что всё зло в мире — от мужЫков.
Та же Венди Торренс — это именно достойный образ «сильной женщины». То, что с ней сделал Кубрик, Кингу очень не понравилось. Как из Джеком, который в исполнении Николсона не только сразу психопатичен, но и довольно «старорежимен» в семейных отношениях.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 11:35

цитата Karnosaur123

«Послушайте, вы правда считаете, что все эти большие шишки нарочно собираются, чтобы придумать, как им извести еще одного черного парня?»


Конечно нет. Из-за одного чёрного парня обычно сыр-бор заводить не станут. Если это не парень уровня МЛК или Малькольма или того же Ньютона. Обычно речь шла о массовом изведении. Продайте им дешёвые наркотики и оружие — они сами изведут друг друга...
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 11:44
По большому счету в данном вопросе речь шла о парнях ВСЕХ цветов кожи.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 11:58
В принципе для США это характерно.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 11:37

цитата Karnosaur123

Был, в хорошем плане. Т. е. защита женщин, а не утверждение, что всё зло в мире — от мужЫков.
Та же Венди Торренс — это именно достойный образ «сильной женщины».


Я конечно не воспринимаю это как феминизм, скорее как просто полноценное развитие женщины. Либо этот термин сейчас уже настолько изменился...
Потому как сейчас то что называется феминизмом уж никак не вяжется с образом Уэнди. Она бы просто не поехала за своим мужем бывшим алкоголиком в какой-то отель. Она бы сама всё решила и давно ушла от Джека. И наверняка бы стала лесбиянкой... :-D
И сама бы написала книгу вместо Джека...;)
 


Ссылка на сообщение20 октября 2019 г. 11:43
Да, это бы наверняка было так.


Ссылка на сообщение21 октября 2019 г. 09:51
Спасибо!
Да, у раннего Кинга человек всегда стоял на первом месте, а страх был просто его полем изучения человеческого в человеке. А потом капитализм съел Мастера, как он всех съедает. Через Голливуд, через деньги и прочее.
Очень вы правильный ключ подобрали к этому раннему шедевру Кинга. Надо бы тоже его перечитать, а то я его читал подростком и главное внимание (за отсутствием жизненного опыта:-)) было привлечено внешними эффектами, которые напугали меня до медвежьей болезни, почти в буквальном смысле. :-)
Сейчас, конечно, история сходящего с ума алкаша намного интересней кажется8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 октября 2019 г. 10:59
Аналогичная ситуация. Когда читал в начале 90х, обращал внимание на совсем другие вещи. И ценил за другое. Сейчас перечитываю раннего Кинга совсем по новому, с другого угла восприятия.
 


Ссылка на сообщение21 октября 2019 г. 11:14
Пишите еще о впечатлениях!
У вас хорошо получается заманивать в путешествия по интересным мирам.:-)
 


Ссылка на сообщение21 октября 2019 г. 11:25
Спасибо! Пишу!8:-0
Сейчас читаю несколько книг, так что о чём писать в ближайшее время — есть!:-D

Кстати это уже третья книга Кинга в моей колонке за этот год.
 


Ссылка на сообщение21 октября 2019 г. 22:18

цитата georgkorg

Сейчас читаю несколько книг

Эх, мне бы ваши силы и объем внимания!:-) Творческих удач и свершений!:beer:
 


Ссылка на сообщение21 октября 2019 г. 22:46
Спасибо!
Хотелось бы конечно гораздо больше читать... А жизнь так коротка. А в сутках так мало часов, из них еще меньше можно уделить чтению...


Ссылка на сообщение22 октября 2019 г. 14:19
Пару раз смотрел фильм, потом мини-сериал по роману.
Роман так и не читал.
Как думаете интересно ли будет читать, с учетом того, что сюжет практически весь — известен?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 октября 2019 г. 14:32
Книга и фильм очень различаются. Событийно почти то же, но внутренние причины совсем иные. А у Кинга всё же то что происходит внутри не менее важно, чем то что снаружи. Я может быть напишу потом об экранизациях и их отличиях от текста, но не обещаю.
 


Ссылка на сообщение22 октября 2019 г. 14:37
Спасибо.
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2019 г. 19:17
Написал об экранизациях;-):
https://fantlab.ru/blogar...


⇑ Наверх