Джо Аберкромби Немного


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Джо Аберкромби «Немного ненависти»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джо Аберкромби «Немного ненависти»

Статья написана 23 октября 2019 г. 02:37

Аннотация:

В Адуе наступают новые времена.

Савин дан Глокта — финансист, инвестор и дочь самого пугающего человека в Союзе — всеми средствами стремится к вершине прогнившего высшего общества. Трущобы кипят от ярости, которую не могут удержать даже все деньги мира.

Лео дан Брок всеми силами пытается завоевать славу на залитых кровью границах Инглии. Он хочет победить мародерствующие армии Стура Сумрака и рассчитывает на помощь короны.

Эра машин наступает, но эпоха магии отказывается умирать.

Дочь Ищейки, юная Рикке пытается овладеть даром Долгого Взгляда. Но как изменить открывшееся будущее, когда Первый из магов продолжает играть людьми и государствами, словно марионетками…




Несмотря на попытку в виде подростковой трилогии "Море осколков" отойти от "Земного Круга", Джо Аберкромби вновь вернулся к своему самому известному и популярному циклу. Причем вернулся сразу трилогией, начало которой дает роман "Немного ненависти". В своей излюбленной манере Аберкромби представляет новую страницу истории сквозь призму "Земного Круга", а именно после вестерна "Красной страны" пришел черед промышленной революции по образу и подобию Англии.

Шестерням мануфактур и цифрам счетов не знакомы такие понятия, как милосердие, совесть или доброта. Непрерывный поток изобретений, все более мощные и эффективные двигатели, новые точки приложения и производимые товары — стоит зазеваться, снизить норму прибыли или упустить растущий рынок, и станешь жалким банкротом. Поэтому во главу угла возведена выгода, отрасль жадно впитывает и отдает деньги, в том числе инвестиции банкирского дома «Валинт и Балк», протянувшего щупальца по всему Союзу. Ничего личного, только бизнес!

Савин дан Глокта, приемная дочь архилектора Глокты, достойная ученица своего отчима. В сопровождении весьма преданной и талантливой служанки Зури, она бесстрашно ныряет в рабочие кварталы, блистает на светских приемах, лавирует в деловых кругах, пожирая слабых и налаживая взаимовыгодные отношения с сильными. Савин небезосновательно считает себя отличной интриганкой, но еще никогда по-настоящему не оказывалась лицом к лицу со ужасной смертью. И неизвестно, сломается она или только гибко наклонится в час испытания.

Голод и честолюбие клинков — страсти из года в год пожирающие изнутри вольный Север. Новые воители, старые вожаки — неизменные проблемы. Молодняк восхищенно слушает песни о давних победах и героях, о Логене и Бетоде. Они понятия не имеют о том, какую цену придется заплатить за славу и успех, даже за одну лишь их видимость. Зато гонора, алчности и злобы им не занимать. А вожди уже готовы свести старые счеты, чтобы поставить точку в расколе Севера на Протекторат Ищейки и королевство Скейла Железнорукого.

Стур Сумрак, сын Калдера Черного, грезит о том, чтобы стать вторым Логеном Девятипалым, а еще лучше превзойти его. Превзойти во всем — от побед до кровожадности. Как выясняется, не нужен демон, чтобы творить кошмарные вещи. Достаточно быть полным и абсолютным мудаком. Со стороны Союза о геройской славе мечтает Лео дан Брок, уже слывуший Молодым Львом. Слишком честный и доверчивый, полный самомнения и упрямства, он станет достойным соперником Стуру Сумраку в битве за мост, которую скорее бы стоило назвать состязанием за звание упрямого барана. Впрочем, дать им фору в упорстве может Рикки, дочь Ищейки, обладающая даром Долгого Взгляда, проникающего в будущее.

Роскошь и глупость ходят рука об руку в Адуе, столице Союза, городе белых башен и густого смога. Дворяне ведут политику захвата и огораживания общинных земель, разоренные крестьяне ищут спасения в городах. Лорды жаждут еще больше власти и денег, нищие умоляют о куске хлеба и сухом крове. Когда одни не желают поступаться и грошом, а другие не видят ни единого законного выхода, то результат всегда одинаков — бунт кровавый и жестокий, бессмысленный и беспощадный.

Кронпринц Орсо тщетно пытается стать достойным своего титула, поскольку употреблять наркотик, беспробудно пить и снимать шлюх явно проще, чем осваивать управление государством. Тем не менее, в глубине души Орсо еще тлеет надежда, что он найдет себе цель или человека, ради которых свернет горы и совершит подвиги. Может быть, ей станет любовь некоей Савин дан Глокты? А пока его высочество растрачивает целые состояния, северянин Гуннар Броуд, ветеран войны в Стирии, отчаянно пытается спасти семью от голода и поступать хорошо. Однако при работе на заводах чаша терпения переполнится скорее раньше, чем позже.

Закладывая фундамент новой трилогии, Аберкромби отчасти заимствует персонажей "Первого закона" и "Героев", при этом явно манипулируя ностальгией фанатов; открыто жонглирует отсылками к первой трилогии, то намекая на известные события, как то: роль Баяза в закулисном управлении Союзом или рацион Йоры Сульфура, то с ехидцей переигрывая яркие моменты на иной лад, к примеру, знаменитый поединок Логена в Круге. Учитывая мастерски рассчитанный темп развития сюжета, фейерверк фирменного циничного и мрачного юмора, полный охват событий с точек зрения самых разных персонажей, крайне трудно остаться равнодушным. И пусть перед нами пока лишь завязка семейной саги, пусть мы можем лишь гадать, какие интриги сплетет Байяз для молодых, для пылких и искренних в своем упрямстве, честолюбии, идеализме или прагматичности героев, ясно одно — старый мир будет сокрушен до основания. Грядет эпоха новых ошибок и новых подвигов. Или все же хорошо знакомых старых?

Итог: яркий и динамичный старт семейной саги на фоне социального кризиса и технического прогресса.

Моя оценка: 9/10





1883
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 октября 2019 г. 10:35
Лорд Гримдарк снова занял свой же трон Короля Фэнтези(дарк фэнтези) как я понимаю.;-):-))) Видимо, это будет книга года...:cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 октября 2019 г. 12:00
Для меня — несомненно один из явных фаворитов для «Книги года ФЛ», угу)
Что касается дарка в «Немного ненависти», я бы даже не сказал, что Аберкромюи нарочито сгущает краски — там такие исторические прообразы, что достаточно более или менее ярко их передать)))


Ссылка на сообщение23 октября 2019 г. 11:15
9. Ну вот, даже выбора не оставили=)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 октября 2019 г. 12:01
А он — выбор — был?)
Мне кажется, что новый роман Абекромби из «Земного круга» прочитают все фанаты темного фэнтези)
 


Ссылка на сообщение23 октября 2019 г. 12:57
Хаха, так и знал, что напишете про отсутствие выбора еще до написания статьи=) Конечно маст бай, как только появится в магазинах
 


Ссылка на сообщение23 октября 2019 г. 15:28
Хех, о том и речь:)
 


Ссылка на сообщение23 октября 2019 г. 18:21
Нихт.)

По мне, так чрезвычайно переоценённый автор, и если б всё ТФ было таким...
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 00:02
Неужели даже любопытство «что там будет новенького у перехваленого фаворита» не вынудит взяться за «ненависть»?)
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 00:10
Оно меня не вынудило взяться даже за второй том первой трилогии.)
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 01:15
Вот без третьего тома «Первый закон» смотрится намного проигрышнее. Правда, на мой вкус, там второй том провисает по сравнению с первым.
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 09:13
Ну, многим, насколько понимаю, наоборот понравилась финальная картина и подоплёка всей истории. Лично меня не зацепил сам подход такого нарочитого и циничного стёба над шаблонами просто ради стёба.

Тёмная фэнтези мне симпатична больше в ключе большего реализма — и возможностью более серьёзного разговора о некоторых вопросах, как следствие. Шаблоны при этом ты можешь как ниспровергать или обыгрывать, так и просто игнорировать. Т.е. у того же Бэккера ты можешь удивляться Гэндальфу с характером сломленного хоббита, перетаскавшего к вулкану десяток Колец; или отмечать, что дракона сразила «не муж»; или узнать нечто новое о том, как эльфы тяготятся бессмертием; или представить, как Пауль Атрейдес пошёл войной на Барад-Дур. Но суть — о природе сознания, генеалогии морали, вот этом всём — видна и не читавшему ни «Властелина Колец», ни «Дюну». Эриксон же вообще ведёт себя как классический дээндэшный ГМ, который просто кое-что знает об истории и системе администрирования своих чудесных королевств.

А здесь всё вокруг ниспровергнутых шаблонов так или иначе и крутится. Новой глубины при этом не создаётся, на мой взгляд. И это досадно.
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 09:42
Угу-угу, в финале Джо в каком-то смысле высмеял собственный — по итогам двух книг — итог с умнеющим Джезалем, социализирующимся Логеном и т.д. Вот только Глокта и остался самим собой, получив награду)

Я согласен с тем, что Аберкромби легкомысленнее, но не готов сравнивать его с Бэккером (или Вегнером, к примеру из прочитанного) в категориях лучше/хуже. Аберкромби более приключенческий, и схематичность антуража или характеров у персонажей второго плана он компенсирует эмоциональной насыщенностью стиля. Вот этот вот цинизм, черный юмор и колоритные наброски или контрасты ситуаций. И в результате получается вполне реалистическая картина, вообще говоря, другое дело, что поданная из «низкого жанра» комедии, а не «высокой драмы».
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 09:58
Да я, в общем-то, стараюсь и сам не говорить о «лучше-хуже» (хотя и трудно удержаться :)), но это стопроцентно «не моё». В плане же переоценённости я имею в виду скорее то, что хайп-то вокруг Аберкромби заметно выше, чем у коллег по жанру, круче только яйцы выше только Мартин. А это, на мой взгляд, несправедливо и по отношению к этим самым коллегам, и к объективному уровню аберкромбиевских «трагикомедий».
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 10:02

цитата Fауст

В плане же переоценённости я имею в виду скорее то, что хайп-то вокруг Аберкромби заметно выше, чем у коллег по жанру

Согласен, да, причем добавлю, что как по мне, и Мартин при всех его достоинствах отнюдь не настолько превосходит коллег по жанру. Однако вкусы массовой публики неисповедимы:Р Вот и остается радоваться, что хоть кто-то из фантастики-фэнтези имеет шансы или даже пробивается в широкие массы, привлекая людей к фантастическим жанрам. Это хоть как-то меня примиряет с:

цитата Fауст

это, на мой взгляд, несправедливо и по отношению к этим самым коллегам
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 10:55
Самое забавное, что речь не только о широких массах. Попадалось несколько статей англоязычных критиков на тему «жанр-то уже не та шляпа, что раньше». И стандартная последовательность примерно такова: «как мы все прекрасно знаем, недавно Исигуро написал замечательное фэнтези», «прекрасно нам всем известный Гроссман написал очаровательных «Волшебников» », «все мы наверняка что-то слышали о Мартине, и он не так уж плох», «а вот есть ещё Аберкромби».
В общем, поразительное сходство мнений широкой публики и обозревателей большой литературы. Подозреваю, что кто-то формирует списки бестселлеров, а кто-то потом открывает наугад пару позиций оттуда, — и становится специалистом сразу по всей литературе, а не только высокой.)
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 11:00

цитата Fауст

Подозреваю, что кто-то формирует списки бестселлеров, а кто-то потом открывает наугад пару позиций оттуда, — и становится специалистом сразу по всей литературе, а не только высокой.)

Это классика)
У нас так «профессиональный критик»(тм) и член жюри Нацбеста Владислав Толстов сплагиатил мою рецензию на Бэнкрофта, дословно цитируя целыми предложениями, и ничего, эксперт, ога-ога!)


Ссылка на сообщение23 октября 2019 г. 20:03
Спасибо за рецензию! Я сомневался, купить — не купить, м.б. Аберкромби разбогател и стал «пушистым»: всё-таки «Кр. страна» не лучший текст, не говоря о «подростках». Но надеюсь на ваше мнение — возьму.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 октября 2019 г. 23:55
В «Немного ненависти» нет такого непрерывного стеба, как в «Красной стране», если что. И да, все-таки вестерн в Средние века смотрится немного странно, если строго следовать канонам. Другое дело, что Аберкромби плевать на них хотел))

Если сравнивать с «Морем осколков», то здесь все гораздо более концентрированное. Выше динамика, больше тонкой циничной издевки. И конечно, больше ярких персонажей, не только фокальных — но и старых мелькающих в камео.
 


Ссылка на сообщение26 октября 2019 г. 20:54
А заканчивается всё «промежуточной точкой? Или на самом интересном месте? В сравнении с Морем Осколков, имхо и третий том в финале показывает, что «всё ещё не закончилось, а только начинается»... Ибо и князь Калейва вреден весьма, и Ярви злопамятен, а есть ещё Юг, куда уплыли Колючка и Рэйт, Золотая королева теперь всецело у Руля и т д и т п.
 


Ссылка на сообщение26 октября 2019 г. 21:01

цитата Gringuare

Или на самом интересном месте?

Ога:Р
Ну в «Первом законе» тоже первая и вторая части обрывались, оставляя читателя в ожидании продолжения)


Ссылка на сообщение26 октября 2019 г. 12:29
Спасибо!
Кажется, впервые я прочитал вашу блестящую рецензию ДО покупки книги, но это как раз тот случай, когда покупка была неизбежна:-)
Судя по вашему анализу и краткой вводной, историчности в новой трилогии будет мало. Такое впечатление, что Аберкромби атмосферу и фактуру для книги большущей лопатой черпал из СМИ, ютуб-каналов и пабликов. Все про сегодняшний день, все про нас. И это славно! Он как раз хороший пример не глубокого писателя, а модного автора. Очень хорошо чувствует общественно-культурные тенденции сегодняшнего дня. И увлекает выдумкой, не отрывая от реальности. Счастливый дар!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 октября 2019 г. 19:07

цитата vfvfhm

Кажется, впервые я прочитал вашу блестящую рецензию ДО покупки книги

Это вам как-то особо повезло, обычно народ жалуется, что книга еще не приехала)

цитата vfvfhm

Судя по вашему анализу и краткой вводной, историчности в новой трилогии будет мало.

Аберкромби и в прошлых книгах достаточно вольно обращается с историческим материалом — прототип очевиден, но есть и сильные искажения.

цитата vfvfhm

Такое впечатление, что Аберкромби атмосферу и фактуру для книги большущей лопатой черпал из СМИ, ютуб-каналов и пабликов. Все про сегодняшний день, все про нас.

Хорошая книга надолго остается актуальной, не только сегодня)
 


Ссылка на сообщение26 октября 2019 г. 20:28

цитата Green_Bear

Хорошая книга надолго остается актуальной, не только сегодня)

Подписываюсь обеими руками:beer: Только такое и может быть произведением искусства.8-)
Но все-таки очень интересно иногда прочитать не книгу, сразу же написанную автором ради грядущих поколений, вневременную эстетическую вещь в себе, а остроактуальное произведение. Зеркало, поднесенное к лицу эпохи, в которое смотришься и глаз не оторвать. И многое сегодня понимаешь:-)


Ссылка на сообщение26 октября 2019 г. 15:18
Я иногда по-доброму удивляюсь людям, которые настолько ценят каждое мгновение своей жизни, что готовы читать только высокодуховную литературу, поднимающую глобальные морально-этические проблемы и требующие глубокого философского осмысления. Аберкромби явно не для них...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 октября 2019 г. 18:42

цитата Миломила

Я иногда по-доброму удивляюсь людям, которые настолько ценят каждое мгновение своей жизни, что готовы читать только высокодуховную литературу, поднимающую глобальные морально-этические проблемы и требующие глубокого философского осмысления.

8-)
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 01:49
Подколку принимаю, но ведь духовность (скорее- «идейность») не исключает фана.)

Да и мутные рассуждения о наболевшем вместо художественного текста вряд ли удостоятся оценки сильно выше, чем Аберкромби.

Мне вот бывает досадно, что некоторые люди не видят сущностной разницы между тем же Аберкромби и тем же Бэккером. Досадно и за них, и за Бэккера.
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 20:55
Кто знает, возможно, есть люди, которые не видят и разницу между Достоевским и Донцовой :-D
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 23:19
Возможно. Но читают ли они книги? Нет, не то... Читают ли они?)
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 20:46
Думаю, читают. Буквы))


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 15:49

цитата Green_Bear

Мне кажется, что новый роман Абекромби из «Земного круга» прочитают все фанаты темного фэнтези)

А я вот не уверен. У Аберкромби получаются неплохие персонажи, кое-кто даже отлично выходит, юмор хорош, написано легко, но вот подача сюжета, его развитие и проработка мира — его исконно слабые места. Так что люди трепетно относящиеся к сюжету, проработке мира — скорей всего пройдут мимо.
Ну и да, это приключенческое чтиво, как отметил Fауст, серьезных размышлений от Аберкромби ждать не приходится.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 16:31

цитата Asylum

Ну и да, это приключенческое чтиво, как отметил Fауст, серьезных размышлений от Аберкромби ждать не приходится.

Я начну с конца, если позволите)
Если мы понимаем под серьезными размышлениями хотя бы Уоттса или вообще Дукая, то да, согласен целиком и полностью. Но если сравнивать с «Дикими картами» или ПЛИО Мартина — то разница в стилистике, но не более того.

цитата Asylum

У Аберкромби получаются неплохие персонажи, кое-кто даже отлично выходит, юмор хорош, написано легко, но вот подача сюжета, его развитие и проработка мира — его исконно слабые места. Так что люди трепетно относящиеся к сюжету, проработке мира — скорей всего пройдут мимо.

Согласен, хотя проработка социально-политических интриг в мире у него есть, просто исключительно функциональная и фрагментарная. Что нужно Аберкромби для сюжета — он пропишет и сдобрит черным юморком, неожиданными поворотами на 180 градусов. Остальное канет в «тумане войны».

цитата Asylum

А я вот не уверен.

Ну да — все бросили читать Лукьяненко, только у «Шестого дозора» почти 1,5 тысячи оценок на ФЛ)))
Так что хотя бы из любопытства — все равно многие пролистают, даже антифанаты.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 16:59

цитата Green_Bear

Если мы понимаем под серьезными размышлениями хотя бы Уоттса или вообще Дукая, то да, согласен целиком и полностью. Но если сравнивать с «Дикими картами» или ПЛИО Мартина — то разница в стилистике, но не более того.

Поддерживаю насчет Уоттса, Дукая не читал. Мартин пишет в первую очередь развлекательную литературу, и если в НФ он ещё пытался в мораль, какие-то мысли донести до читателя, то в ПЛИО он бросил это бесперспективное занятие.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 17:09

цитата Asylum

Поддерживаю насчет Уоттса, Дукая не читал. Мартин пишет в первую очередь развлекательную литературу, и если в НФ он ещё пытался в мораль, какие-то мысли донести до читателя, то в ПЛИО он бросил это бесперспективное занятие.

Я привел фамилии больше для примера, чтобы понять, где вы проводите грань серьезности:) Этот вариант мне кажется по-своему логичным, да. А то меня веселит, когда человек одновременно осуждает Сапковского или Лукьяненко, но превозносит Мартина или какого-нибудь автора про попаданцев. Налицо явная вкусовщина)


⇑ Наверх