Роберт Джексон Беннетт Город


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Igor_k» > Роберт Джексон Беннетт "Город лестниц": Когда боги были повержены...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Роберт Джексон Беннетт «Город лестниц»: Когда боги были повержены...

Статья написана 18 ноября 2019 г. 01:32

Роберт Джексон Беннетт «Город лестниц»

«Город лестниц» – отличный образчик чисто сюжетной литературы, потому подробно говорить о сюжете прямо-таки не хочется, чтобы ненароком не выболтать какие-то важные моменты. Можно позавидовать тому, кто еще не читал этот роман, ему только предстоит постепенно (а история у Беннетта пусть и динамичная, но все-таки раскрывается неторопливо) открыть для себя не только достаточно запутанный сюжет, но еще и интересный мир, в котором развивается действие. А мир тут очень важен, так как сюжет прямо проистекает из обстоятельств этой вторичной реальности. Но кое-что сказать все-таки придется, чтобы ввести в курс дела.

«Город лестниц» стоит на трех китах: мир, сюжет и персонажи. Все эти три аспекта в романе проработаны на пять с плюсом. Поговорим о каждом из них в отдельности.

Начнем с мира.

Некогда в мире «Города лестниц» царствовали Божества. Им не просто поклонялись и молились, они находились среди людей. К ним можно было напрямую обратиться с просьбой. Соответственно, чудеса считались нормой жизни. Мы вот не удивляемся компьютерам и самолетам, так и в этом мире не удивлялись тому, что человека можно было превратить в стаю скворцов или заточить в кусочке стекла. Поэтому когда один из персонажей задается вопросом:

цитата
«Может, на Складе они обнаружили артефакт, который позволяет создать океан там, где хочется?»,
то это не метафора, не фигура речи и не шутка. Раньше такое происходило в буквальном смысле слова на каждом углу. Но эти времена прошли. Чуть меньше века назад Божеств убили, мир стал банальным и скучным. И да, в общем-то, это произошло не так уж и давно, память о прошлом еще жива в сердцах людей.

Для убийства Божеств была веская причина. Дело в том, что они жили на Континенте и покровительствовали местному населению. А были еще и другие народы, у которых Божеств не было. Нет ничего удивительного, что Континент преспокойно их покорил. В частности это относится к стране Сайпур. Сайпур был долгое время угнетаемой колонией, пока один из его жителей не нашел средство убить Божества. И тут выяснилось одно очень неприятное для континенцев обстоятельство: гибнет Божество, и тут же исчезают все чудеса, которые он сотворил. Представьте, что произошло, когда был повержен Божество строительства? Вот именно – случилась беспрецедентная катастрофа, полнейший крах. В некотором смысле для континенцев наступил натуральный такой апокалипсис. Политическая ситуация изменилась диаметрально: Сайпур стал могущественной страной, а Континент фактически превратился в ее колонию. Угнетатели стали угнетенными, а угнетенные угнетателями. Нет ничего удивительного, что теперь континенцы всем сердцем ненавидят сайпурцев и мечтают о реванше.

Подробности всего этого узнаете из самой книги. Потому что природа Божеств тут весьма и весьма необычна. Да и обстоятельства их гибели тоже не так ясны, как кажется. К тому же некоторые чудеса не перестали действовать. И из этого проистекают весьма любопытные выводы.

Теперь пришла пора поговорить о сюжете.

Сюжет на первый взгляд кажется весьма и весьма простеньким. Итак, в Мирград, столицу Континента, с тайной миссией от Министерства иностранных дел прибывает историк Ефрем Панъюй. Он проводит тайные изыскания в архивах и музеях, что очень бесит местное населения, которому запрещено изучать собственную историю и даже упоминать имена своих Божеств. И вот однажды Ефрема Панъюя жестоко убивают прямо на рабочем месте. Читатель узнает об этом на первых же страницах. Вот вам и завязка. А расследовать убийство приезжают тайный оперативник Министерства иностранных дел Шара Тивани (это, кстати сказать, ненастоящее ее имя) с секретарем и телохранителем Сигрудом. Достаточно быстро выясняется, что в Мирграде действует тайное общество реставрационистов, которые одержимы идеей вернуть славу и величие Континента. Ну да, весьма непритязательно звучит. Логично, что в таком мире должны быть люди, лелеющие мечты о возвращении Золотого века. Кажется даже банальным, что автор решил построить сюжет именно вокруг них. Но чем дальше, тем все сложней. К тому же надо отметить, что «Город лестниц» строится как классический детектив. Читать надо внимательно. По тексту разбросана куча деталей и подсказок. И простое вдруг оборачивается сложным. Ну, как и полагается в классическом детективе. Можно посоветовать читателям особое внимание уделить предваряющим главы эпиграфам (выдержкам из религиозных текстов, научных работ, писем героев и тому подобное), в них гораздо больше полезной информации, чем кажется на первый взгляд. В общем, не скучаем на первых страницах, под рукой держим карандаш, не ленимся полистать книжку обратно, чтобы что-то перечитать. И, возможно, поймем в чем же дело раньше главной героини.

Ну, а теперь про персонажей.

Не надо ждать от них глубокого психологизма. Но очерчены они ярко и узнаваемо. Как в хорошем аниме, которое чаще берет именно персонажами, а не сюжетом. Да, можно сказать, что персонажи несколько стереотипны, но это компенсируется проработкой их личной истории. Например, главная героиня – Шара – этакая сильная женщина, умная, сообразительная, волевая, в чем-то циничная. В общем, актуальный и прогрессивный персонаж. Но она такая не просто так. Автор показывает, как Шара дошла до жизни такой. И вполне верится, что девочка, которая все детство просидела за книжками, могла стать именно что смелым, отчаянным и разочаровавшимся в жизни оперативником. В «Городе лестниц» неожиданно обнаруживается и ЛГБТ-персонаж. Но в кое-то веки он тут не для галочки – мол, посмотрите, у нас все политкорректно и современно – он действительно нужен для сюжета. Именно такой со всей своей сложной и трагической историей. Только не подумайте, что Беннетт, разрабатывая персонажей для своего романа, зациклился исключительно на актуальной повестке дня. Это всего лишь два персонажа из достаточно большого количества. Ими спектр, так сказать, не исчерпывается. Есть тут и вполне мужественные мужчины и вполне женственные женщины. Даже второстепенные хорошо запоминаются. И есть надежда, что в следующих книгах цикла их раскроют, интересно будет почитать.

Всего перечисленного уже достаточно, чтобы горячо рекомендовать «Город лестниц» всем встречным знакомым и малознакомым людям. Но на этом его достоинства не заканчиваются. Отметить надо еще:

а) Не смотря на то, что это первая книга трилогии, автор практически не оставляет вопросов без ответов, откладывая их на следующие романы. Читатель узнает все, что ему надо узнать и про мир, и про персонажей, и про всякие разные тайные события. Вообще, «Город лестниц» читается как вполне законченное произведение. Да, есть там пара ружей, которые не выстрелили, но они спрятаны достаточно ловко, чтобы не бросаться в глаза. Назовем одно из них.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Нам так и не рассказали, зачем же Винья Комайд отправила Ефрема Панъюя в командировку в Мирград. Она явно хотела узнать нечто весьма и весьма конкретное, причем узнать так, чтобы сам Ефрем Панъюй, отправляя подробные отчеты о своих изысканиях, о предмете ее интереса не догадался.
Возможно, в следующих книгах это прояснится.

б) Не смотря на то, что перед нами, прежде всего, чисто развлекательная книжка, автор не забывает подсунуть нам и пищу для всяких околофилософских и мировоззренческих размышлений. При чем делает это ненавязчиво, без надувания щек и лишнего пафоса. Да, мы тут читаем увлекательную историю, но можно и кое о чем подумать по дороге. А вопросы эти весьма и весьма важные и актуальные. Например, про переписывание и умалчивание истории, а также про запрет на какие-либо высказывания, которые считаются неудобными для обсуждения. Актуальность этой темы, думается, ясна любому, кто следит за новостными лентами. Беннетт считает, что подобные манипуляции общественным сознанием ни к чему хорошему не приводят. И вполне наглядно это демонстрирует. А это только одна из тем на подумать, которых касается автор в своем романе.

в) Автор любопытно строит систему личных имен и топонимов своего мира. Сайпурские имена и топонимы явно отсылают к Индии. Что ж, для западного читателя это вполне себе экзотика. А вот континентские – к России. Понятно, что для западного читателя – особенно, американского – это еще большая экзотика. Решение, конечно, не самое однозначное, но надо сказать на русском вполне нормально воспринимается. И тут надо отдать должное переводчику и редактору, которые по согласованию с автором многое подправили. В оригинале, если верить Интернетам, автор, мягко скажем, не справился и понаписал всякой несусветицы. Например, божество Жугов на самом деле именуется Жуковым. Что ж, если бы оставили все как было, то, возможно, чтение получилось бы поистине угарным. А тут, конечно, лишние поводы для веселья были бы неуместными (хорошие шутки, кстати, в книге имеются), отвлекали бы от сюжета.

А вот еще один любопытный момент в российском издании. На обложку поместили не какую-нибудь абстрактную картинку, а иллюстрацию к конкретному эпизоду романа. Кстати, хорошо выполненную. Правда, есть тут одна закавыка. Дело в том, что персонаж, изображенный на обложке, в данной сцене должен быть полностью голым. В одних, так сказать, сапогах. Но таковым изобразить его не решились, хотя эта деталь в романе только придает происходящему драматизма и брутальности. А ведь можно было бы просто взять для иллюстрации какой-нибудь другой эпизод, благо подходящих в тексте предостаточно.

В рекламных отзывах на «Город лестниц» пишут, что такой роман могли бы в соавторстве сочинить Чайна Мьевиль и Джордж Мартин. Понятно, конечно, что это просто такой ход для привлечения читателей. А вот я сказал бы, что такой роман могли бы сочинить в соавторстве Джонатан Страуд и Роджер Желязны. Первый был бы ответственен за построение сюжета (а он может, когда хочет, вспомним хотя бы «Амулет Самарканда», в котором Страуд только и знал, что помещал персонажей в безвыходные ситуации), а второй – за проработку миру (есть что-то желязновское в том, как Беннетт расписывает все эти божественные чудеса и работу мифологического сознания). Понятно, что каждый сравнивает с тем, что любит и знает. И тут любой рецензент оказывается в плену собственных читательских предпочтений. В любом случае эта книга Роберта Джексона Беннетта будет прекрасно смотреться на одной полке с книгами Джонатана Страуда и Роджера Желязны. Туда мы ее и поставим.

В этом году на русском вышли и две остальные книги трилогии. Это отличная новость! В конце концов, интересно же, что там еще напридумывал автор. Потому возьмусь-ка я за «Город клинков»!





1456
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 ноября 2019 г. 01:54
У вас ссылка не работает8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2019 г. 01:55
По идеи должна была заработать, кое-что исправил)
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2019 г. 01:58
Заработало:cool!:


Ссылка на сообщение18 ноября 2019 г. 11:04
Трилогия замечательная! Я с глубоким интересом прочитала все три книги. По-поводу не выстреленных ружей, всё будет раскрыто в следующих книгах, все ответы будут даны, так что не переживайте, автор раскроет все карты.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2019 г. 11:25
Если следующие две книги будут на том же уровне, что и первая, то это просто отличная новость!
У меня есть, правда, некоторые опасения, правда, они не касаются того, что все должно быть объяснено. Но, скажем так, почитаем — узнаем)
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2019 г. 13:43
Абсолютно всё на уровне, две следующие книги будут посвящены двум другим персонажам не менее ярким, Турин Мулагеш (в городе Клинков) и Сигруду (город Чудес) если вторая книга также представляет большей частью детективным расследованием как и первая книга, то финальный роман лишь на половину детектив/расследование, т.к. имя глав.гада автор выдаст в ближайших главах, но! роман наполнен не менее увлекательными приключениями, и попытками добраться до этого главгада, попутно Беннет ответит на все вопросы заданные ещё в первом томе, именно в финале будет даны все ответы, а также раскрыты тайны прошлого других персонажей в том числе и Сигруда, чья судьба невероятно трагична. Надеюсь я ничего не проспойлерила. Лишь сказала общую канву 2 и 3 книги. Они невероятно увлекательны.
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2019 г. 18:42
Ну, все же получилось несколько спойлерно, особенно в последней четверти комментария.
Тем не менее, кое-что из сказанного вполне очевидно после чтения аннотаций к следующим книжкам и некоторым размышлениям после прочтения первой.
И на этом обсуждение двух следующих книг тут прекращаем. Придет время, я и про них, возможно, напишу.
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2019 г. 22:31
Я старалась не выходит из рамок аннотации которые можно прочитать, там по-сути тоже имеется большой спойлер, но больше того, что я написала) Прошу ещё раз прощение.
Приятного чтения!
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2019 г. 23:04
Просить прощения точно не за что)
А я уже прочел первую главу «Города клинков».


Ссылка на сообщение18 ноября 2019 г. 12:01
Жаль первая книга в одной серии, а продолжение в другой...
На полке как то не очень красиво смотрится!


Ссылка на сообщение20 ноября 2019 г. 12:51
Спасибо! Убедительно, надо читать!
Меня в этом Беннете смущает только то, что он подобные романы по одому в год клепает. Как-то не верится, что с подобной производительностью можно поддерживать ровно высокий уровень мастерства и глубины. Факты и опыт говорят об обратном. Но ,возможно, перед нами новый гений-скорострел, который ос временем изменит историю литературы:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2019 г. 14:54
Ну, Стивен Кинг, кажется, пишет гораздо быстрей. И ничего — некоторое количество безусловных шедевров создал, побольше, кстати, чем у некоторых. К тому же и объем текстов у Беннетта не такой уж большой (по крайней мере в этой трилогии), не сравнится с некоторыми кирпичами фэнтезийными, которые по сути пишутся тем же Сандерсоном побыстрей. Так что, меня скорости Беннетта совершенно не смущают. Просто имейте в виду, что это чисто сюжетная книга, не стоит ждать он нее чего-то, чего традиционно ждут от того же Дукая.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2019 г. 21:53
Спасибо за развернутый ответ!:beer:
Ну, у Кинга ай-кью 170 или типа того, и в чем-то он безусловный гений. И то после пятидесяти при похожей продуктивности качество прозы сильно упало8-)
Впрочем, спасибо за предупреждение о Беннете. Буду читать ,если захочется чего-то остренького, заводного, что со мной вообще-то редко бывает. В фантастике люблю всякую дукайщину и уоттсовщину:-)
Хотя недавно внезапно открыл для себя Ричарда Моргана. И оказалось ,что и современный боевик может доставить немалую радость. Уже третий роман его читаю, пока многое нравится:-)
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2019 г. 12:16
Да просто попробуйте, если не пойдет Беннетт, то ничего страшного, он же не обязан нравиться каждому. Просто меня привлекло то, что при общем развлекательном характере его прозы (крепкий сюжет, хорошая интрига, детективные загадки), сделано это все изобретательно и с неочевидными подтекстами как на уровне мироустройства, так и на уровне сюжета. Повторю свою ассоциацию: словно роман написали в соавторстве Джонатан Страуд и Роджер Желязны)


⇑ Наверх