179 Иллюстрированный Блок


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 179. Иллюстрированный Блок: Двенадцать (худ. В.Гусев)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

179. Иллюстрированный Блок: Двенадцать (худ. В.Гусев)

Статья написана 21 декабря 2019 г. 05:51

Первые иллюстрации к «Двенадцати» Александра Блока (которые мы смотрели в прошлый раз) были выполнены его современниками и, в основном, в стиле, который мы сейчас называем авангардистским. Так тогда рисовали уважающие себя передовые художники. Через 100 лет лет вышла книга с иллюстрациями уже нашего современника в стилизации под революционную графику.

Это «Двенадцать», вышедшие в Петербурге в 2017 году с иллюстрациями В.Гусева.

Худ. В.Гусев (2017)
Худ. В.Гусев (2017)

Книги на Фантлабе нет (подал заявку). Страничка художника на Фантлабе есть (https://fantlab.ru/art3378).

Художник «Дядя Гусев» — известнейший ленинградский/питерский иллюстратор детских книг. Художник узнаваемый — иллюстрировал книги в своеобразной манере детского рисунка. Гусев любил играть в слова и фигуры. Такую же игру он предложил и для «Двенадцати». Вот афиша (для выставки, видимо) — разглядел ведь АБВГДейку:

АБВГДейка
АБВГДейка

Но всё же обращение к подобной классике для детского художника было неожиданным — и здесь Гусев открылся с новой стороны. Свою манеру детского примитивизма (наива) он соединил с конструктивизмом. Получилось, по меньшей мере, необычно.

Титульный разворот
Титульный разворот

Хотя, что уж тут говорить — это, конечно, не иллюстрации. Это неотделимая часть книги, которая должна создать нужную атмосферу и отбивать ритм. Идеальное сочетание текста, квадратов и параллельных комментариев (глосс).

Аналог сюите Гусева — конечно, «Супрематический сказ про два квадрата» Эль Лисицкого (https://www.ozon.ru/context/detail/id/143...).




Ветер и снег

Начинает-то Гусев многообещающе: буквально (с подписями) воспроизводит «черный вечер, белый снег» — первую тему, которая есть у всех иллюстраторов.

Но затем Гусев к сюжету и близко не подходит — только ассоциации.

История Катьки

У Блока применительно к красногвардейцам в самом начале (во второй главке) всплывает тема бубнового туза (символ каторжника).

цитата
Винтовок черные ремни,

Кругом — огни, огни, огни...

В зубах — цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Но у Блока бубновый туз один раз встречается, а у Гусева тема бубнового туза становится сквозной и переплетается с темой туза червей. Блок упомянул про бубновый туз, а следом сразу даёт разговор красногвардейцев о Катьке:

цитата
— А Ванька с Катькой — в кабаке...

— У ей керенки есть в чулке!

И Гусев непосредственно к этому месту даёт картинку с символикой бубнового туза и туза червей.

Патруль вспоминает про Катьку — изображение сердца появляется у Гусева. Катька на лихаче несётся уже где-то рядом. Поэтому, видимо, у Гусева схема: вот патруль (условное обозначение — бубновый туз), а вот на параллельной улице — Катька (условное обозначение — сердце). А вот направления движения. Скоро пересекутся.

А ещё на этой картинке — и крест, и скобы, и цифры (которые буквами) в слово «распять» складываются... Символика зашкаливает. Ну, значит, точно супрематизм.

Убийство Катьки

Пересеклись патруль и Катька (шестая главка). У Гусева на картинке — Пьеро с тузом червей на груди.

С Пьеро всё понятно — любимый образ у Блока («Балаганчик»). Разводит блоковский Пьеро руки: «Убили Катьку-то». Вот тебе и Прекрасная дама, вот тебе и Незнакомка...

Такие шарады у художника. Разгадывать интересно.

«Катя толстоморденькая...»

Толстомордеькая — это у Блока в четвёртой главке (Катька гуляет с Ванькой):

цитата
Запрокинулась лицом,

Зубки блещут жемчугом...

Ах ты, Катя, моя Катя,

Толстоморденькая...

Гусев даёт к этой главке иллюстрацию:

Революционный Петроград. У девушки на груди — туз червей. Значит, речь о любви. На постаменте Медного всадника надпись: «Петя+Катя». Ну да, «Петру Первому — Екатерина Вторая». А ещё убийцу Катьки, который её любил, зовут Петруха. Тоже подходит...

Пёс и буржуй

Никто из иллюстраторов не смог пройти мимо этого образа, а Гусев — смог. Вот что значит конструктивист-супрематист! Нету в этой книжке картинки про буржуя и пса.

«Нынче будут грабежи»

Специально к этой теме (седьмая главка) картинки нет. Но подойдёт любая фигура красногвардейца с бубновым тузом:

Двенадцать и Христос

Вот какого Христа нарисовал Гусев — явно без красного флага и не во главе двенадцати красногвардейцев.

Комментаторы находят в этом глубокий смысл.




Это — самые необычные «Двенадцать».

Может быть, гусевские квадраты и сердечки максимально отвечают литературной форме «Двенадцати». Тогда получается, что именно Гусев-художник конгениален Блоку-поэту.





306
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх