Альманах Буйный бродяга


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «240580» > Альманах «Буйный бродяга», №1
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Альманах «Буйный бродяга», №1

Статья написана 11 января 2020 г. 17:16

«Буйный бродяга, № 1, осень 2013»
2013, журнал, сетевая публикация


Об этом журнале впервые услышал (увидел) несколько лет назад, когда вышли первые его номера. Долгое время сознательно игнорировал его, хотя, по идее, надо было ознакомиться давно. Ребята вроде пишут коммунистическую фантастику, уделяют внимание всему, что связано с этой темой. Причиной длительного игнора было содержание предисловий к некоторым выпускам. Поневоле формируется мнение, что редакция стоит на позициях псевдокоммунизма, а если конкретнее – сталинизма (есть такие «товарищи», которые всерьез считают, что социализм в СССР таки существовал. А самым крутым лидером был… ну, понятно). Еще оценки событий в Украине, которые подозрительно коррелировали с российским государственным официозом. Кроме того, как-то уж очень несерьезно-няшным выглядит оформление альманаха (в моем субъективном представлении, иллюстрации о мире коммунизма должны идти в русле творчества Игоря Шалито и Галины Бойко, Алексея Леонова и Андрея Соколова, Геннадия Тищенко или Геннадия Голобокова. Хотя, возможно, такой «олдскул» ныне не в моде).

Но. Не так давно один товарищ в разговоре о коммунистической фантастике объяснил, что 1) позиция редакции альманаха изменилась; 2) там есть разные люди; 3) основатель и автор идеи точно не сталинист.

Итак, после прочтения первого номера выяснилось следующее.

Предисловие редакции

Много правильных слов. Действительно, отношение к СССР у коллектива «Бродяги» разное.

Энцелад (2013) // Автор: Ия Корецкая

Небольшой рассказ о первом контакте двух непохожих цивилизаций. Результаты встречи обнадеживают.

Остров (2013) // Автор: Велимир Долоев

На экзопланете, переживающей эпоху империализма, идет война между страной победившей революции и ее реакционными соседями. Земные прогрессоры, которые уже забыли значение слова «война», вмешиваются. Главная героиня – лесбиянка-революционерка, упоминается ее подруга-подпольщица, еще есть землянин, который ввязывается в войну по зову сердца.

Недавно на фантлабе мне довелось вести дискуссии о Николае Чернышевском, его обвиняли в «нехудожественности». Так вот, по сравнению с формой (да и содержанием) «Острова» «Что делать» — просто недосягаемая вершина художественности. Рассказ очень схематичен, мало напоминает фантастику, перенасыщен показной левой трескотней. Есть там как аллюзии на революционную борьбу первой половины ХХ века, так и представление об идеальном, с точки зрения автора, развитии событий при масштабной классовой битве.

Полтора века спустя (2013) // Автор: Юлий Михайлов

Антиутопия. Корпорация-монстр преследует всех нарушителей гипертрофированного авторского права. Сочинения всех классиков марксизма уничтожены. Но доблестные подпольщики делают все, чтобы ознакомиться с речами «выдающегося популяризатора революционных идей» Иосифа Сталина.

Человек, который был Китаем // Автор: Х. М. Верфт

Лаконично и по делу рассказано кто такой Чайна Мьевиль, каковы главные мотивы его творчества.

Марксизм и фантастика / Marxism and Fantasy: An Introduction (2002) // Автор: Чайна Мьевиль

Очень переоцененная статья. Читал ее несколько лет тому и сейчас просмотрел – ничего особенного не отложилось. Написано сложным языком, много пустопорожнего теоретизирования. Внятной связи между коммунизмом и фантастикой, формирующей образы будущего общества, по сути, не показано. Два сомнительных посыла статьи: 1) реабилитация жанра фэнтези, его значения для левой фантастики; 2) ориентация на реальные, сегодняшние условия жизни, рационализм, материальное видение мира и конструирование на основе всего этого более оптимального образа будущего (прежде всего, речь идет об утопии) не обязательны для левой фантастики; делу может послужить и чистая фантазия, оторванная от жизни.

Образ врага: ужасы новой России (2013) // Автор: Велимир Долоев

Добротная критическая статья. Разобран один фантастический сборник антиЛГБТ-шной и ксенофобской «фантастики». Не ясно, то ли гонорары для авторов были очень большими, или же такую дичь пишут исключительно из «идейных» соображений, но факт остается фактом – такое преспокойно издается.

Розы и кровь (2013) // Автор: Григорий Ревмарк

Обстоятельная статья о «Голодных играх» Сьюзен Коллинз (правда, перебор со спойлерами, описаниями сюжетных ходов).

Итог. Выводы делать пока рано (надо читать следующие номера), но первые впечатления — очень молодежно и немного эклектично.





839
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 января 2020 г. 01:31
Если бы вы спросили, я бы как главред, объяснила, что журнал был создан как разрыв с политикой и стилистикой СССР 2.0., которая как раз содержит значительную долю пост-сталинизма, реваншизма и консерватизма.
Сталинистов в редакции нет, в составе авторов есть и были, но так их количество и в природе ненулевое.
Спасибо за разбор, с интересом жду следующего.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2020 г. 15:28
Многоуважаемая Ия, спасибо за реакцию на мои, возможно, немного дилетантские мысли. О том, что Ия Корецкая есть на фантлабе узнал относительно недавно, Велимиру писал ранее, но по другом поводу. Вчера смотрел запись Вашего стрима на ютубе, многое прояснилось:-)
По поводу оформления. Наверное, во мне просто говорит очень сильная привязанность к эстетике 1960-х: советские мозаичные панно с непременными космонавтами и соответствующие книжные иллюстрации
 


Ссылка на сообщение13 января 2020 г. 16:15
Я, откровенно говоря, сама склоняюсь к той же эстетике. Нашелся бы художник соотвестствующий.


⇑ Наверх