Стингрей в Стране


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» > Стингрей в Стране Чудес
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Стингрей в Стране Чудес

Статья написана 1 июня 2020 г. 09:35

«Он с изумлением рассматривал ряды книг за стеклом в деревянном книжном шкафу.

— Бог мой! Да ведь это всё первые издания в твёрдом переплёте!

— Ну да! Скажи, круто! Не поверишь, у большинства русских такие библиотеки. — Я знала, что многие из них даже не отдают себе отчёт в том, какой ценностью эти старые книги обладали бы на Западе» (из книги «Стингрей в Стране Чудес»).

В прошлом году сходил на Московскую презентацию книги «американской легенды русского рока» Джоанны Стингрей «Стингрей в Зазеркалье». Это вторая книга автора (после «Стингрей в Стране Чудес») из серии книг о русском роке 80-х — 90-х. Стингрей была очень заметной фигурой в русском андеграунде того времени — именно она организовала в середине 80-х выпуск двойного альбома Red Wave, первого западного музыкального сборника советских рок-групп, собственно, благодаря Red Wave на Западе и узнали о существовании рок-музыки в СССР. Дружила с ленинградскими рок-звёздами, привозила им инструменты, записи, делала видеоклипы, сотрудничала в качестве вокалистки и автора песен. Была замужем за гитаристом «Кино» Юрием Каспаряном, потом — за Александром Васильевым из группы «Центр», отцом её дочери Мэдисон, совместно с которой написаны обе книги. В клипе «Всё это рок-н-ролл» с участием почти всех русских рок-звёзд именно Джоанна пропела строчку, петь которую все отказывались.

В СССР Стингрей считали агентом ЦРУ, в Америке — агентом КГБ. Но судя по всему была она тогда просто хорошей девочкой из состоятельной семьи (отчим — успешный адвокат, коллекционер искусства, мать — бывшая королева красоты, снималась в эпизодической роли в фильме в «Джазе только девушки»), оказавшейся в далёкой загадочной стране, где смогла освободиться от опеки родных и «оттянуться в полный рост».

Купил на презентации обе книги — первая рассказывает о приключениях Стингрей за железным занавесом (1984-1987 гг.), а вторая — о её жизни в перестроечном Союзе и России до отъезда в середине 90-х. Полностью прочитал пока только первую.

Книга, конечно, must read для всех, кто интересуется «русским роком», популярной культурой конца 20 века, историей позднего СССР и эпохой перестройки. Среди героев — БГ, Цой, Кинчев, Курёхин, Каспарян, Густав-Гурьянов, Бугаев-Африка, главный битломан Союза Коля Васин, способный общаться на английском только фразами из песен «битлов», Башлачёв, Макаревич, Дэвид Боуи и даже Энди Уорхол.

История похожа на детектив. Здесь есть агенты КГБ и ЦРУ, вывоз из Союза контрабандой записей и арт-объектов и такой же контрабандный ввоз пластинок, инструментов, шмоток и банок супа «Кэмпбелл» с автографом Энди Уорхола, хитрости на таможне. Разумеется, описываются концерты и тусовки музыкантов. Но главное — взгляд человека из другой вселенной на русский андеграунд. О многом Джоанна рассказывает довольно откровенно, например, об отношениях с женатым Кинчевым.

цитата
«И вновь я поняла, как многого была лишена все эти годы в Америке, как будто сердце моё было лампой, не включённой в сеть. А эти музыканты — они источали электричество».

цитата
«Только в России я поняла, какую чушь нам в Америке подсовывают под видом хлеба».

цитата
«К тому времени я давно уже перестала удивляться количеству алкоголя, которое способны были потребить русские, но с пьянством «Звуков Му» сравниться не мог никто».

Издание дополняют несколько десятков редких фотографий из архива автора и первое интервью с Борисом Гребенщиковым.

Книга уже вызвала скандал — очень обиделся Андрей Макаревич. Стингрей сравнила официальный московский концерт «Машины времени» и подпольные концерты ленинградских музыкантов:

цитата
«Вместо памятной мне по Ленинграду дикой, необузданной энергии подпольного концерта здесь царила задавленная, вялая атмосфера <...> Андрей на самом деле был прекрасный музыкант, но всё выглядело и звучало приглаженным и зажатым. Группа играет песню, публика вежливо аплодирует <...>

После концерта мы с Борисом (Гребенщиковым) отправились к Андрею (Макаревичу) домой, и я была поражена, насколько огромной и роскошной оказалась его квартира <...> разительный контраст с тесным коммунальным жильём Бориса и других неофициальных рокеров».

За тридцать пять лет, наверняка, что-то позабылось, что-то смешалось в памяти, что-то иностранке было совсем непонятно, но читать интересно.

Русский рок — музыка моей юности, ностальгия. Я отстоял немалую очередь и взял автограф у Стингрей и переводчика книги (сопроводившего текст многочисленными комментариями и пояснениями), известного джазового критика Александра Кана, а также у появившегося на презентации Александра Липницкого, бывшего басиста «Звуков Му».





326
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 июня 2020 г. 12:47
Мог бы объявление на ФЛ кинуть...
Я-бы тоже сходил

свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 июня 2020 г. 13:31
Получилось спонтанно после работы, осенью прошлого года на Новом Арбате.
Пластинки эти тоже на подпись приносили.


⇑ Наверх