Офицер и шпион Роман


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «smith.each» > «Офицер и шпион», Роман Полански
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Офицер и шпион», Роман Полански

Статья написана 11 сентября 2020 г. 06:42

Киноистория об одном из самых скандальных политических дел конца XIX века в режиссёрском фокусе Романа Полански

Кадр из х/ф «Офицер и шпион» (2019)
Кадр из х/ф «Офицер и шпион» (2019)

Последний на текущий момент фильм Романа Полански «Офицер и шпион», посвящен знаменитому делу капитана Альфреда Дрейфуса. Этого офицера Генерального штаба французской армии в 1894 году обвинили в шпионаже в пользу кайзеровской Германии. При этом следствие велось со всеми возможными нарушениями: военное руководство республики использовало против Дрейфуса заведомо поддельные документы, офицеры контрразведки давали ложные показания, а общество, и без того не испытывавшее симпатии по отношению к французским евреям, подогревали статьями и заявлениями антисемитского характера. Капитана Дрейфуса с позором изгнали из армии, лишили офицерского звания и отправили в каторжную тюрьму на далёкий Чёртов остров, где тот провел шесть долгих лет.

Добросовестным республиканским офицерам было ясно, что это громкое дело очень быстро превратилось в питаемую антисемитским страхом и шпиономанией политическую расправу. На следующий год после приговора Дрейфусу новый начальник разведывательного бюро французской армии полковник Жорж Пикар нашёл ряд неопровержимых свидетельств, указывавших на очевидный подлог и фальсификацию документов, которые использовал военный трибунал. Более того, Пикар установил, что реальная опись документов, переданная германскому атташе (инцидент, после которого и началось следствие), принадлежала не Дрейфусу, а совершенно другому офицеру — майору Эстерхази.

Кадр из х/ф «Офицер и шпион» (2019)
Кадр из х/ф «Офицер и шпион» (2019)

Пытаясь вновь оживить уже казалось бы закрытое дело, Пикар столкнулся с маниакальным сопротивлением высшего французского офицерства — дошло до того, что полковник и сам попал под следствие по обвинению в клевете. Спустя некоторое время ситуация приобрела масштаб общенационального взрыва: известный писатель и журналист Эмиль Золя опубликовал в газете статью «Я обвиняю…!» (J’Accuse — кстати, таково оригинальное название фильма Полански), в которой публично и поименно обвинил высших военных и административных чинов в малодушии и поддержке несправедливого, сфабрикованного дела. Статья рванула как шашка динамита, а сам Золя на целый год загремел в тюрьму.

цитата
«Правды — вот всё, чего я жажду страстно ради человечества, столько страдавшего и заслужившего право на счастье. Негодующие строки моего послания — вопль души моей. Пусть же дерзнут вызвать меня в суд присяжных и пусть разбирательство состоится при широко открытых дверях!» — отрывок из статьи «Я обвиняю...!»
Эмиль Золя, французский писатель, публицист

Вот обо всех этих событиях от лица полковника Пикара и рассказывает фильм «Офицер и шпион». Да как рассказывает! Всё-таки нельзя отнять у Полански полувековой опыт снимать действительно зрелищное, захватывающее и по-европейски красивое кино. Фильм вышел в прокат на французском языке, в нем снялись французские артисты, и это придаёт всей картине потрясающую аутентичность духа времени и стилизованную документальность событий. Кроме того, с фактурным подбором актёров режиссёр также постарался на славу: главные действующие лица похожи на реальных исторических персонажей как родные братья. Особенно это касается полковника Пикара, Эмиля Золя и самого Альфреда Дрейфуса.

Холодные парижские улицы, красивые и безукоризненно точные в деталях костюмы (в особенности, военные), сцены, в которых зрителю явлена работа армейских специалистов и институтов представительной власти — всё это воссоздаёт реалистичный образ несколько впавшей в вычурно-демократический «маразм» Третьей Французской республики. Уделив куда меньше внимания национальным предрассудкам (об этом ниже), Полански тем не менее наглядно показал глубину морального и институционального разложения как военной системы, так и политической структуры республиканской Франции. Во многом эти узловые изъяны впоследствии приведут к тяжёлым поражениям страны в 1914–1915 гг., хаосу политического управления в межвоенный период и катастрофическому июню 1940 года.

В художественной реконструкции «социального пейзажа» реалистического Парижа конца XIX века Полански помогала заслуженная команда мастеров европейского кино. Над сценарием потрудился уже работавший с Полански британский романист Роберт Харрис, по книгам и скриптам которого поставлены художественные фильмы «Энигма» и «Призрак». За безупречную картинку и отдельные ловкие фокусы с камерой отвечал знаменитый польский кинооператор Павел Эдельман, некогда получивший номинацию на главную награду Американской Киноакадемии за фильм «Пианист».

Кадр из х/ф «Офицер и шпион» (2019)
Кадр из х/ф «Офицер и шпион» (2019)

Как великие романы начинаются со врезающейся в память первой строки, так и великие кинофильмы запоминаются открывающей сценой. Эдельман это прекрасно понимает, и хотя «Офицера и шпиона» едва ли можно отнести к списку великих кинокартин, но первая сцена фильма всё же потрясает.

Холодным снежно-белёсым утром на Марсовом поле караул выводит осуждённого Дрейфуса на площадь, взятую в каре армейскими частями. Генерал произносит обвинение под свист и улюлюканье толпы зевак, после чего драгун в торжественной тишине срезает погоны с плеч бывшего капитана, срывает офицерские лампасы с его брюк и налобную кокарду с кепи, и в довершение всего ломает о колено именную саблю. Единственное, что может сделать Дрейфус, дрожащий как осиновый лист на ветру, это, с трудом сдерживая чувства, раз за разом выкрикивать: «Я не виновен! Глядите, бесчестят невинного! Да здравствует Франция!». Подобные сцены в кинематографе встречаются нечасто (на ум приходит «Ватерлоо» Сергея Бондарчука), и открывающий картину эпизод Павел Эдельман зафиксировал с таким вниманием к деталям, что позабыть её невозможно даже спустя дни после просмотра. Вместе с Полански он показал зрителю чудовищную картину умерщвления человека без убийства — ведь для любого солдата подобная расправа равносильна смертной казни!

цитата
«Я знаком со многими образцами аппарата преследования, показанного в фильме…»
Роман Полански, кинорежиссёр

Пожалуй, лишь одну особенность можно поставить кинокартине в упрёк: грозное антисемитское поветрие, разраставшееся в Европе тех лет, в ней больше оговаривается, нежели демонстрируется. В фильме — буквально одна-две сцены, которые на уровне понятных визуальных образов вскрывают неприглядную сторону гражданского общества Франции рубежа XIX–XX веков. Хотя уже сам острый общественный раскол конца 90-х годов, который свёл в непримиримой публицистической полемике видных французских деятелей науки и искусства и вывел массы людей на улицы, наглядно показал, в какую серьёзную проблему превратился тогда вырвавшийся на волю демон шовинизма и нетерпимости.

В целом фильм «Офицер и шпион» — очередная блестящая режиссёрская работа Романа Полански и хороший знак для современного европейского кинематографа. Очень жаль, что выход её на большие экраны, а также заслуженные победы, которые картина заработала на международных фестивалях, оказались омрачены скандалами вокруг фигуры самого режиссёра и французским крылом движения #MeToo . В 2018 году под давлением общественных организаций Полански лишили членства в Академии кинематографических искусств и наук, а его новый фильм до сих пор не может получить прокат в США и Великобритании. Возможно, в непростой судьбе Альфреда Дрейфуса известный кинорежиссёр находит параллели с теми трудностями и обвинениями, с которыми он столкнулся в последние годы.

P. S. Рекомендую к просмотру всем любителям серьёзного исторического кино, а также нестандартного режиссёрского подхода Полански. Очевидно, что для 86-летнего мастера эта картина имеет огромное значение, поэтому в её создание он вложил колоссальные усилия.





1157
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 сентября 2020 г. 13:06
[Сообщение изъято модератором]
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2020 г. 10:15

сообщение модератора

tiwerz получает предупреждение от модератора
Антисемитизм и ксенофобия приводят к неминуемому бану на 14 дней.
2. НА САЙТЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

2.1. Пропаганда расовой, национальной и религиозной вражды

2.2. Оскорбления и подстрекательства, а также провокации, приводящие к склокам и оскорблениям.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2020 г. 11:33
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2020 г. 12:21

сообщение модератора

tiwerz получает предупреждение от модератора
за систематические нарушения правил сайта и категорическое нежелание и неумение вести себя культурно.


Ссылка на сообщение12 сентября 2020 г. 01:04
Отличная рецензия — спасибо огромное за Ваш труд:beer: И у Вас отличный вкус по выбору картины и режиссёра.
Что касается достоверности истории — я читала роман — в ней допускаются художественные отступления автора. Но исторические хроники, как я поняла, достоверны и аутентичны.
Для Романа Полански эта история тоже отчасти аутентична. Его очень сложная биография — это тоже часть определённой истории. Полански никогда не берётся за темы, которые ему внутренне не понятны.

Красиво излагаете — атмосферно, глубоко и подробно. Успехов и Вдохновения в дальнейших работах!:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2020 г. 13:34
Благодарю Вас за столь приятные слова и оценку.:-)
Будем стараться! :beer:


Ссылка на сообщение13 сентября 2020 г. 09:02
Поскольку я изучал этот вопрос в рамках истории разведки, то любопытно, что картинка может оказаться еще глубже!
Ведь ахинея про Мату Хари (не в кино, а в реальности) и столь же яростное желание закончить дело на Дрейфусе, но не копать в сторону — это результат чудовищной бездарности и непрофессионализма французских спецслужб.
А Пикар занимался РАЗВЕДКОЙ. То есть из-за кротов и разгильдяев вся его сеть и вся работа полетела бы в пропасть. Ему нужен был реальный человек (и не один), который сливал информацию немцам.
И открылась такая бездна... Проще (да и по совести честнее) оказалось перевести дело в рамки общественного реагирования.
Потом советская и немецкая разведки жили во Франции легко и вольготно. И — да, поражение Франции в 1940 — глубокий позор. Но логичный.
Что касается самой картины — очень приятно видеть профессиональный, качественный фильм. Ибо Полански не надо подделываться под «тенденции», его и так травят...
Но премии, которым его удостоили — явное проявление пока еще свободы в Европе — ибо Большое жюри Канн, киножурналисты и жюри французских премий плюнули в морду выгребной яме под кликухой «миту».
Интересно, надо быть «нелюбимым», чтобы обрести свободу?
А еще — Полански немного и о себе... Некоторые подробности его дела несколько иначе представляют картинку.
Ибо легендарная Трейси Лордс с 15 лет водила за нос КУЧУ взрослых режиссеров, актеров, операторов. Так что кто тут пострадавший — надо смотреть под большой лупой. История отдельная, но травля Полански в связи с фильмом про Дрейфуса что-то мне напоминает...


Ссылка на сообщение14 сентября 2020 г. 21:49
Посмотрел фильм. Добротно снято. Так и хочется сказать — верю.
Постановщики не опустились до мыла, но и не сняли документалку.
Хорошая историческая картина. Помню, как в свое время на истфаке бегло эту тему проходили, спустя десятилетия восполнил пробел:-)


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 14:01
Одно маленькое замечание: Эмиль Золя в тюрьму всё-таки не загремел, вовремя перебравшись в Англию.


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 14:14
Фильм произвел сильное впечатление рассказанной историей. Вернее экранизацией истории, прочитанной давно, может быть в детстве. Мастерские кадры оживили то, детское, ощущение творившейся несправедливости. Недоуменное — ну, разве так можно? Почему люди такие злые?
И всё таки, и всё таки...
Сильнейшее ощущение «байопика». Трудно сформулировать это ощущение. Сценарист, режиссер связаны, как будто, рамками случившихся событий и должны катится по рельсам предопределённости.
А, вот. Кажется понял. Прекрасный цветок ХУДОЖЕСТВЕННОГО фильма, подчиняясь публицистической заостренности превращается в геометрически правильное тело стрелы, летящей к цели — черно-белому кругу зла, и поражающей ее.
Этот фильм — вручную раскрашенный чёрно-белый публицистический очерк. Этакое «Я кинообвиняю!» Раскрашенный, правда, высокохудожественно.
Впечатляет, как заметка в газете о надругательстве над ребенком. Вы искренне негодуете. Трогает, как статистическая таблица, в той области где вы заинтересованы. Боже, ведь этак у нас не выйдет то-то, сколько проблем возникнет.
Помогла картина Дрейфусу? По понятным причинам нет. Поможет ли исторический очерк с раскрашенными иллюстрациями предотвратить повторение подобного. Нет.
Во-первых, как мы уже знаем — история учит, только тому, что ничему не учит.
Во-вторых. «Это совсем другое! — сказал он с искренней обидой.»
Пытался режиссер выплеснуть свою обиду, использовав историю Дрейфуса? Несомненно. Но получилось настолько завуалированно, что никого на самом деле не задело и не всколыхнуло.
Вот, если бы, Полански хватило смелости изложить свою историю, в авторской интерпретации... Другой уровень интереса. Ле скандаль. За и против. Запреты и демонстрации. Другие сборы. Другой уровень художественного восприятия. Ведь это современная история, участники которой еще живы. Зарницы гроз еще видны. Вот это была бы художественная публицистика. А так, школяр Полянски раскрыл в библиотеке старую древнюю подшивку газет и стал подрисовывать на нечетких фотографиях усы и шпаги.
Это моё мнение.


⇑ Наверх