Жак д Онт Гегель


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «240580» > Жак д'Онт. "Гегель. Биография" (1998)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Жак д'Онт. «Гегель. Биография» (1998)

Статья написана 25 ноября 2020 г. 23:06

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – фигура в истории мировой философии знаковая. Наследие Гегеля – вершина развития Немецкой классической философии и одновременно реперная точка, из которой исходят многие философские системы современности, в частности, марксизм. В этой связи показательным выглядит эпизод из жизни некоего офицера-артиллериста Эвальда Ильенкова, встретившего победный май 1945-го в Берлине. Будущий философ-марксист поклонился могиле своего выдающегося предшественника. У могильной плиты Гегеля Эвальд Васильевич, возможно, думал о противоборстве правового и левого гегельянства как о философской квинтэссенции минувшей войны…

Жизнь Философа была такой же полной загадок и темных пятен, как и его учение. Несколько биографических работ, появившихся в разное время, не обладали всеобъемлющей полнотой, не учитывали весь спектр возможных источников. Рассматриваемое издание (2012 — русский перевод), безусловно, претендует на приличную полноту в жизнеописании Гегеля. Объем книги – больше 500 страниц. Кроме того, труд обладает оригинальным и, в определенной степени, неожиданным подходом. Подходом левого автора, пишущем о (почти) левом философе.

Жак д'Онт (1920-2012) – известный французский исследователь философии Гегеля, марксовед. Во время войны – участник Движения Сопротивления. Около десяти лет был председателем Французского философского общества и до смерти – членом правления Гегелевского общества (Hegel-Vereinigung).

Этапам жизненного пути Гегеля в книге уделено не так уж много места. Начинается все нетипично, как для биографии – с похорон и речей у надгробия. А после конца следует возврат к началу: Тюбингенский штифт с его затхлой атмосферой средневековой схоластики и глухим бунтом студентов, незавидная роль слуги — домашнего учителя у богатых и влиятельных хозяев, получение отцовского наследства и вольные хлеба, разрыв с друзьями по штифту Гёльдерлином и Шеллингом, долгожданное удовлетворение амбиций. Подробно освещается малоизвестный факт из жизни Философа – трагедия незаконнорожденного сына, погибшего в далекой ост-индской Батавии… Но не известными и открытыми фактами ценна книга, а попыткой постичь побуждения и скрытые мотивы мыслителя, вникнуть в междустрочие его трудов в свете полученной исследователем архивной информации.

Основной посыл книги – сформировавшееся мнение о Гегеле, как о высокомерном профессоре, оправдывающем реакционное чиновничество и прусскую монархию, неверно. Причины, из-за которых сложился такой стереотип, очевидны – условия реставрации постнаполеоновского времени, когда философ не мог прямо высказывать свои мысли, если они радикально не совпадали с официальным консервативным дискурсом. Именно поэтому язык Гегеля очень труден для восприятия. Помню свой опыт прочтения украинского перевода «Феноменологии духа», в котором надо было пробираться по словесным дебрям, словно сквозь джунгли (усугубил восприятие изобретенный переводчиком специфический терминологический аппарат). Однако даже в такой форме то тут, то там всплывали узнаваемые выводы и умозаключения. Казалось, еще чуть-чуть и будет… Маркс!

Философская система Гегеля при самом пристальном изучении, по д'Онту, базируется на «реализме» с элементами материализма (!). Д'Онт указывает, что под конец жизни Гегель даже высказывает некоторые мысли в духе сен-симонизма (!!).

Меж тем профессор-интроверт, как узнаем со страниц книги, постоянно ходил прямо по лезвию бритвы – чуть ли не открыто симпатизировал Великой Французской революции, переводил труды революционеров, писал «под сукно» довльно радикальные по своему времени тексты, вступался за членов студенческих объединений – буршеншафтов и, несмотря на угрозу ареста, тайно посещал заключенных радикалов…

Отдельная тема в книге – роль масонских организаций в складывании мировоззрения Гегеля. Масонство просто бурлило оппозиционным духом, многие факты в биографии Философа указывают на его тесное общение в среде тайных организаций.

Немного разочаровало то, что в работе практически не присутствует тема Маркса. Хотя ради объективности следует сказать, что Маркс не был непосредственным учеником Гегеля, а принадлежал к позднейшему течению младогегельянцев, левому крылу гегельянства. Зато в книге рассказывается о многих учениках Философа, слушавших его лекции.

Рекомендую данную работу всем, кто интересуется историей философии и марксистской диалектикой. Книга далеко выходит за рамки обычного биографического исследования.





516
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх