Лолита Стэнли Кубрик


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «jelounov» > "Лолита", Стэнли Кубрик, 1962, вторая часть обзора
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Лолита», Стэнли Кубрик, 1962, вторая часть обзора

Статья написана 10 декабря 2020 г. 15:24

Выкладываю вторую часть разбора скрытых смыслов кубриковской «Лолиты».

Как я уже говорил в первой части — в фильме есть верхний смысловой уровень, и более глубокие уровни. Только достигнув нижнего можно понять замысел режиссера. При этом глубинный смысл не уничтожает поверхностный: и зритель может сам для себя решить, какой вариант смысла ему лично ближе. После «Лолиты» Кубрик использовал этот прием игры со зрителем еще трижды.

Только внимательный и анализирующий зритель поймет, что мы смотрим фильмы, в которых есть более одного сюжета. Попробуйте угадать в комментариях еще три фильма Кубрика, в которых использован этот прием.





1241
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 декабря 2020 г. 16:17
Добрый день! Спасибо Вам за прекрасный разбор фильма! С большим удовольствием его пересмотрел после Ваших комментариев. У меня возникло несколько вопросов, буду признателен ,если Вы на них ответите (на всякий случай уберу под спойлер)

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

1) Правильно ли я понимаю, что раздвоение личности главного героя прочитывается уже в романе Набокова? То есть это не режиссерская задумка Кубрика? И он ее воплотил средствами кинематографа и художественно развил? Сам роман я к сожалению не читал.
2) Если принять версию, что Клэр Куилти — это двойник/алтер эго Гумберта ,у него существовал реальный прототип с тем же именем (которого знали Шарлотта и Лолита). Насколько оправданным с этой точки зрения было обвинение его Лолитой в последней сцене с Гумбертом? Ведь она фактически натравливает своего психически нездорового экс-любовника на живого и невиновного человека, который не сделал им ничего плохого?
3) Почему в финальных титрах нам сообщают, что Гумберт умер в тюрьме во время процесса по обвинению в убийстве Клэра Куилти, если принять версию, что убийство только аллегория?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2020 г. 22:48
Спасибо за вопросы.
1) Да, читается. Вообще тема двойников в 19 — начале 20 века была очень популярна в романтической литературе. Даже есть термин доппельгангер. Кубрик безусловно ее заметил и реализовал. Он очень любит тему двойников, в его фильмах они повсюду. Роман очень интересен как шарада — и я уверен что Кубрик у Набокова много поучился.
2) Реальный прототип мог существовать, но это несущественно. Гумберт понимал о ком идет речь, не о реальном прототипе. Вообще, подсознание устроено так что мы всегда знаем о каких-то определенных негативных вещах, но знания заблокированы. Мы не помним о них, иначе нам психологически тяжело с этим жить. Так человек может убить кого-то, но помнит об этом только во снах, потому что это слишком ужасно. Так что Гумберт всегда знал о своей субличности, и иного понимания слов Лолиты быть не могло.
3) Это без изменений перенесено из романа. Смерть Гумберта — аллегория. Сам Гумберт Гумберт — тоже лишь воображаемая личность. Этот человек носил другое имя. «Умерла» в переносном смысле эта болезненная диссоциативная личностная конструкция, а сам человек излечился.

Сложно об этом говорить прямым текстом, потому что Набоков накрутил все намеренно так, что очень многое — только образы в восприятии автора дневника, который называет себя Гумбертом Гумбертом. Притом восприятие больного человека с богатым воображением и культурным бэкграундом.
Кубрик, как мог, постарался перенести это на экран. Он вообще любил смешивать на экране реальность, воображение и сны. И как раз с «Лолиты» это началось.
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2020 г. 10:03
Спасибо Вам огромное за пояснения. Ваш разбор фильма сподвиг меня не только пересмотреть этот Кубриковский шедевр, но и наконец прочитать роман, а это многого стоит. Раньше я избегал «Лолиту» из-за неприятной педофильской тематики, но теперь обязательно прочитаю
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2020 г. 22:27
Рад.
Ну роман довольно сложный и тематика реально проблематичная.
Но вообще Набоков, конечно, очень хороший автор.
Мне лично очень нравятся еще «Камера Обскура» и «Защита Лужина».


Ссылка на сообщение25 декабря 2020 г. 11:25

цитата jelounov

Только внимательный и анализирующий зритель поймет, что мы смотрим фильмы, в которых есть более одного сюжета. Попробуйте угадать в комментариях еще три фильма Кубрика, в которых использован этот прием.


Рискну предположить, что эти три фильма «Космическая одиссея», «Сияние» и «Заводной апельсин», хотя честно признаюсь, целиком с кинематографией Кубрика незнаком (еще смотрел «Лолиту» и «Спартака»)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2020 г. 22:28
Сияние в точку. Еще плюс к этому С широко закрытыми глазами и Цельнометаллическая оболочка.


⇑ Наверх