Конец Вечности 1987 го


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Конец Вечности" - 1987-го года.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Конец Вечности» — 1987-го года.

Статья написана 9 апреля 2021 г. 09:44

Что можно сказать об этой экранизации классического романа Азимова?

С одной стороны — работа откровенно слабая. Есть две нормальные мужские роли. Техник Харлан (Олег Вавилов) и Старший Вычислитель Твиссел (Георгий Жженов) — они вполне адекватны своим образам. Остальные актеры просто не знают, что им делать. Юрский пытался изображать интригана, но это откровенно слабо, причем он-то как раз умел играть. Беспомощность в строчках сценария и умении режиссера. Нойс Ламбет — явный провал в выборе актрисы. И аристократкой её вообще не сделали :) Вот кадр из венгерской экранизации 1976-го, который навевает мысли о «Принцессе Марса», и собственных ограничениях бюджета.

Вот та же аристократка из советского варианта. Свои условия — свои аристократки... Но, имхо, просто решили не заморачиваться.

А могли бы сделать и что-то этом духе: Фотосессия Jessica Ellerby (Zero Nine Magazine, апрель 2021)

Другое ведь дело :)))

.

Декорации, мягко говоря, не фонтан. Павильон, несколько комнат. Вообще ощущение жесткого ограничения бюджета (который весь пошел на три минуты финальных зарубежных съемок :) ). Вот вам японец (один), вот вам негр (один) — показали максимально акцентировано, как показывают единственную дорогую вещь в в бедном костюме. С мужскими костюмами получилось не так позорно — какой-то фасон Техников смогли изобразить. Зато финал с метафорой-предупреждением — ну вообще ни в какие ворота. И да, спойлер, там будет карлик. Зачем? Он должен что-то символизировать.

С другой — я понимаю, в каких условиях все это снималось. Пленочная камера, пленки всегда мало, никаких современных съемок с рук. Сценарий утверждали (то есть мотали нервы не по делу), скорее всего, в 85-86 гг. Декорации — отдельная проблема. Товарный дефицит в полный рост. При этом в фильме роман пересказан относительно точно. Основное противоречие — раскрыли.

И тут вопрос — а что ты, вот такой умник из 2021-го, можешь посоветовать товарищам из 1987-го в вопросе съемок фильма о путешествиях во времени?

Хе-хе. Вот над этим можно подумать.

.

— что было ясно уже в 87-м людям, имевшим хоть какой-то, хоть крошечный доступ к западной фантастической литературе — «Конец Вечности» довольно убог в смысле интриги, динамики, накала страстей, раскрытия персонажей. «Берег динозавров» кроет его как бык овцу. Даже в коротком пересказе. Азимов написал хорошую научную фантастику, но посредственную историю с умеренной драмой (что заметил еще С. Лем). Режиссер явно подозревал что-то такое. Но как улучшить?

— ставим вопросы. А как та же Вечность противостояла коррупции? Понятно, что перед глазами Азимова, который писал книгу в середине 20-го века были многочисленные милитари- и бизнес-структуры, укомплектованные только мужчинами (хотя уже тогда это была иллюзия — зенитчицы, регулировщицы, чайные барышни и секретарши вполне себе присутствовали). Официальный государственный аскетизм — вот мотив середины столетия. Конечно, английская Вики намекает на тяжелую советскую цензуру, которая вырезала много интересного :) : «The Russian translation, first edition 1966, was heavily censored due to both sexual references and sociological discussions unacceptable to Soviet ideology.» Однако, романа в оригинале я не читал. И Азимов вывел женщин за скобки Вечности не только, чтобы дать мотивацию герою, но и чтобы ограничить Вечность. Будь это семейное дело нескольких кланов, они бы в итоге стали просто паразитировать на Реальности.

— значит, можно описать немного другую ситуацию, которая бы идеально укладывалась в картинку позднего Союза: у довольно многих специалистов Вечности есть вполне себе семьи и дети. В Реальности, которую они посещают на выходных. Есть возможность пользоваться благами жизни. Но. Граница проходит по семейственности. Нельзя притащить в Вечность детей, внуков, расселить их по пустым секторам и назначить своими заместителями. Техники во многом следят именно за этим. И рассчитывает дисциплинирующие изменения как раз верхушка Вычислителей, обрубая варианты с семейными кланами. Вот за надзор Техников ненавидят люто («кровавая гэбня», да...).

Тут Клио смеётся в лицо. Кто был режиссер?

«Ермаш, Андрей Филиппович. Будучи сыном Председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша, в 27 лет (после короткометражной новеллы «Возвращение доктора» в киноальманахе «Молодость») Андрей Ермаш получил финансирование и возможность снять серьёзный фантастический боевик — «Лунная радуга». В 1987 году, уже после ухода Филиппа Ермаша с поста Председателя Госкино, Андрей Ермаш снял свой второй фантастический фильм — «Конец вечности». Этот фильм стал его последней режиссёрской работой.» Текст из Вики. Мг. Семейственность...

— то есть история Харлана и Нойс — должна быть не первой и не последней. Если техник хочет переселить любовницу в другое время и спасти её от изменения (не создавая опасных изменений Реальности), то флаг ему в руки и барабан на шею. У всех свои маленькие слабости. Как тогда создавать мотивацию Харлану?

— он должен видеть, что подобные союзы все равно плохо кончаются. Эпизод не с рассуждениями об отсутствии противораковой вакцины, а условная пьянка его знакомого Техника, который застрелил только что свою жену — смотался на 50 лет в будущее, когда старушка решила рассказать что-то из технологий своего столетия. Это было бы проблемой, он проблему решил, но понимает, что теперь бросит жену, которую пять лет назад перевез из другого Столетия. Эпизод с внуками-правнуками другого Техника (или даже Вычислителя): их почти неизбежно стирает очередное Изменение. Тот вроде бы спокоен, но рассказывает о своём странном ощущении: семья у тебя будет, но род точно прервется. Чтобы общество сохранилось.

— то есть у Харлана претензии к Вечности не замыкаются на любовь к Нойс. Вопрос во внуках-правнуках и свободе развития. Тут можно сыграть и на чистых генетических линиях, которые надо сохранять, чтобы человечество протянуло миллионы лет. Но это предпосылки интриги, саму интригу надо расписывать отдельно :)

— нужен хотя бы один труп. Причем труп значимого персонажа.

Что про сами съемки?

— как вышли из ситуации в фильме «Кин-дза-дза»? Объявляли мусор техникой. Понятно, что Вечность — не Плюк. Но тут уже работа режиссера, декоратора и всей съемочный банды. Нужны необычно выглядящие новые вещи. Любые, а не «типа западные». Все нужно нарисовать заранее, продумать действия рук персонажей с очередной механической штуковиной. А не просто сделать кресло с очень высокой спинкой. Что меня особо посмешило — это листы с черно-белыми рекламными объявлениями в коллекции Харлана. Цветные были в Вечности под запретом? :)))

— нужен динамичный свет, продуманные интершумы (да, «Бегущий по лезвию»). Это единственное, при таком бюджете, что может спасти павильонные съемки и создать ощущение функционирования вечности. Нужна съемка с 3-х камер как минимум и короткий монтаж многих сцен. Длинноты убивают. Надо хоть как-то обеспечить больше съемок с подвижных камер.

Могло бы получиться? Да. Есть великолепная мистика 1990-го года «Филипп Траум». Уже почти не советская :) Племянник сатаны приезжает в немецкий городок. Начинает делать подарки и задавать вопросы. Исходную повесть Марка Твена «Таинственный незнакомец» хорошо обработали. И вытащили конфликт между добром и необходимостью.





1283
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 апреля 2021 г. 10:22
Венгерский фильм есть на русском?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2021 г. 10:43
Я видел только несколько фото.

Посмотрел бы.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2021 г. 11:20
https://www.youtube.com/watch... — вот на венгерском


Ссылка на сообщение9 апреля 2021 г. 12:38
Спасибо за интересную статью. В планах покопаться в истории публикации и экранизации романа. В послесловии к первому изданию 1966 года, Араб-оглы яростно защищает «роман-предостережение». Такой защиты не хватило «Основанию» Азимова, который был опубликован официально лишь в 1991, а до этого ходил в самиздате.
Было бы здорово сравнить первые переводы Юстрина (кстати, есть ли о нем информация?) с оригиналом на наличие пропусков. Где-то читала, что были вырезаны целые куски текста.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2021 г. 12:55
русская вики сообщает «Переводы
Долгое время существовал только цензурированый перевод Ю. Эстрина, изданный с 1966 года общим тиражом более 1 750 000 экз. (и который цитируется в фильме А. Ермаша). В нём, в частности:
вырезана информация о евгенике в 482 столетии;
вырезано описание смерти человечества;
слова Нойс о пагубности системы, при которой люди могут выбирать своё будущее, были заменены на слова о пагубности выбора будущего всех людей лишь кучкой из них.
В 2002 году перевод Эстрина был исправлен И. Измайловым с незначительной общей редактурой[4].»
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2021 г. 12:57
Насчет sexual references — то тут надо сравнивать построчно, а это уже не совсем уровень отдельного поста :)


Ссылка на сообщение11 апреля 2021 г. 08:43

цитата beskarss78

Вот та же аристократка из советского варианта. Свои условия — свои аристократки... Но, имхо, просто решили не заморачиваться.


Пересмотрели с женой «Рикки-Тикки-Тави» 1979 года, производство СССР — Индия. Мысли те же — решили не заморачиваться. Что мужа, что жену из семьи британских аристократов можно переносить в любой другой фильм о любой другой стране, даже не переодевая. Играют и без того одинаково.


Ссылка на сообщение11 апреля 2021 г. 12:30
Спасибо за статью. Не сказал бы, что со всем согласен, но многое подмечено верно.
Однако мне кажется, что сравнение с венгерской версией фильма не вполне корректно. Да, у венгров лучше декорации и костюмы, более качественно подобрана актриса на роль аристократки Нойс. Но вот сам их фильм... В актёрах нет души: они, как манекены, играют с одинаковым выражением лица любые сцены — как лирические, так и драматические. Сюжет фильма, по сравнению с книгой, скомкан и обрезан, сам фильм характерен очень резкими сменами сцен. Главный герой по ходу всего фильма как одержимый бегает туда-сюда и угрожает всем лазерным оружием.
И получается, что по сравнению с венгерским, советский фильм кажется шедевром.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2021 г. 19:27
«И получается, что по сравнению с венгерским, советский фильм кажется шедевром.»

Видел из фильма 1976 только фрагменты в оригинале — целиком смотреть на венгерском не стал.
Фактически, это телеспектакль. И да, минимум два советских актера играют на порядок лучше.

Проблема немного в другом.
Режиссер — человек с громадными связями. У него точно был опыт и понимание, как надо строить декорации и т.п.
И вот он умудрился начисто изгнать из фильма эпичность.
По сравнению с «Кин-дза-дза» — фильм выглядит телеспектаклем, где рассказывают а не показывают.
Потому что планету Плюк снимали в дюжине разных мест, проявляли смекалку. А тут — павильон и зарубежная командировка. Не заморачивались. Что с актрисой, что с пультами управления.

Простейший пример — надо было показать какое-то время до и после изменения. Масштабно. Хотя бы в виде картин «псевдофотографий». Да, нет компьютерной графики, но одно изображение лучше тысячи слов. Если не космодром, то хотя бы завод.
Пример посложнее — с МНВ (вместо убийства экипажа переместить ящичек). Два актера могли стоять перед экраном, чтобы зритель видел на нем варианты развития событий? Да. Но не заморачивались.
И так во всем.
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2021 г. 20:01
Какой «опыт и понимание»? Папа сына пропихнул и деньги ему выделил. А сын снял два таких фильма, что их до сих пор только знатоки фантастики помнят и то, стараются забыть как страшный сон.
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2021 г. 22:46
Если сынок был не 146% придурком — то он же видел, как кино снимается.
Понятно, если не хочется учиться — то мозгов лучший педагог не добавит. Но чем-то он явно научился. Я про это в рецензии и писал «Тут Клио смеётся в лицо.» — будь у режиссера хоть капля воображения, он смог бы показать, что отказ от вечности переход к открытой семейственности в Союзе — вещи одного порядка. Подвести базис (еще один) под Перестройку. Это дало бы ему еще сколько лет существования в тусовке.
Но не захотел.
Фильм сделан «на отвяжись»
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2021 г. 00:49
А может, он был просто бездарен и ленив?
Ведь есть же примеры других «блатных» режиссеров — и там совсем другая картина.
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2021 г. 07:01
Могу припомнить только Федора Бондарчука.
И он тоже снимает шляпу, с поправкой на нынешний уровень бюджетов и спецэффектов.
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2021 г. 10:10
Михалковы-Кончаловские. Вот уж «блатные» так «блатные» — всем «блатным» «блатные». Но талант окончательно растеряли только уже при Путине, да и то не до конца.
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2021 г. 10:29
А, эти...
Мне творчество ни Никиты Михалкова, ни Андрона Михалкова Кончаловского никогда не нравилось. Хотя у А.М-К. есть пара хороших фильмов вроде «Одиссеи» или «Поезд-беглец».
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2021 г. 10:50
«Сибириада» на общесоветском фоне очень даже неплоха была, да и «Первый учитель» вкупе с «Асей Клячиной». Ну и ранний Никита — хоть и тянул напропалую чужие находки, да и позволено ему было больше, чем другим, — но ранние его фильмы примерно до конца 80-х и даже до середины 90-х — хоть и конъюнктурные, как правило, но ведь весьма мастеровитые и даже пробивающие порой — аж на «Оскар». Но про Егора Кончаловского (третье поколение) с его «Антикиллерами» и цельнотянутым «Побегом», впрочем, я молчу.
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2021 г. 10:13
Да и Тарковский в определенном смысле тоже был «блатным» — точнее, из достаточно «золотой» молодежи. В любом случае — не безродный провинциал, как Шукшин, Гайдай или Леонид Быков.
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2021 г. 10:15
И еще есть дочь Андрея Смирнова — Авдотья. Но это уж совсем пост-пост-советские времена.
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2021 г. 10:42
А что касается Бондарчука-сына, то как актер он ведь совсем неплох (хотя и довольно одномерен — но этим и папа грешил), а как режиссер он всяко лучше Уве Болла. Ну и как продюсер он чуть ли не русский Спилберг — но при таких-то связях в мире кино (и не только) трудно быть совсем уж провальным продюсером. А ведь там еще и сестра есть (бывшая некогда Хари в «Солярисе») — и тоже ведь режиссер.

А есть ведь еще и Филипп Янковский — режиссер, конечно, средний, но достаточно профессиональный («В движении», «Статский советник», «Меченосец», «Каменная башка»).


Ссылка на сообщение18 апреля 2021 г. 10:32
Раньше думала, что «Конец вечности» — единственная экранизация Азимова в СССР. Ан нет, еще в 1978 по мотивам романа «Обнаженное солнце» был снят 3-х серийный телеспектакль «Последняя альтернатива». https://www.youtube.com/watch?v=fQWLs...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2021 г. 23:19
Шикарный телеспектакль. Смотрел его первый раз в раннем детстве, в конце 80-х. В интернете он выложен около десяти лет назад. До этого я его долго искал и надеялся что он появится в сети рано или поздно. Отличная для телеспектакля работа, эффектные декорации, креативное электронное музыкальное оформление, хорошие актёры.


⇑ Наверх