Ребекка Куанг Пылающий бог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Angvat» > Ребекка Куанг «Пылающий бог»: Ощипанная курица вместо феникса
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ребекка Куанг «Пылающий бог»: Ощипанная курица вместо феникса

Статья написана 10 июня 10:46

Ребекка Куанг «Пылающий бог», 2020 год https://fantlab.ru/work1300365

Уже в третий и, видимо, в последний раз всем ни хао. Никто этого не ждал, никто этого не просил, но вот вам мое мнение о заключительной книге трилогии «Опиумная война». Обычно, если вторая книга очередного «молодого и талантливого» меня разочаровала, за третью я уже даже не берусь, но тут решил проверить – авона цикл восстал из пепла аки феникс, и хотя бы финал всей этой китайской мелодрамы авторша умудрилась вытянуть? Вариант досуга, знаете ли, не особо хуже, чем снова бухнуться в литературную бездну малоизвестных авторов в попытке отыскать пропущенную другими жемчужину. И разумеется, никакого «вдруг» вообще не случилось, но пока что не будем ставить телегу впереди быка.

На самом деле сказать о данном произведении я могу не то, чтобы много. Если на второй томик я еще возлагал какие-то надежды (которые, к слову, не оправдались от слова совсем), то от третьей книги я уже почти ничего не ждал и собирался дочитать ее скорее по инерции. Но писательница нашла, чем меня удивить, правда совсем чуть-чуть. И увы отнюдь не в хорошем смысле, так как даже многие развешанные в предыдущих книгах ружья с едва тлеющими фитилями, по сути, так и не выстрелили, просто немного поискрив где-то на фоне. Поэтому если вы задаетесь вопросом, смогла ли авторша вытянуть финал после слабой и провисавшей второй книги, смогла ли вернуться к хотя бы поверхностным историческим и мифологическим аналогиям, как в первой, ответ прост и увы вполне ожидаем – нет. Местами у меня вообще складывалось впечатление, что у писательницы совсем не осталось никаких идей и мыслей, а финальный том она домучивала просто из-за контракта с издателем. Но обо всем по порядку.

Первая книга была посвящена войне с местными японцами, вторая – уже войне гражданской, а третья по идее должна была по идее вылиться в противостояние с местными европейцами. По крайне мере, финал той самой второй книги жирно на это намекал. Но нет. На самом деле это одно из множества так и не выстреливших ружей (или скорее пушек, учитывая, как можно было развить данную идею). По большей части третья книга о том же, о чем и первые две. Потеряв друзей, кисть руки и преданная союзниками главная героиня Рин заводит себе новых союзников (некоторые из которых снова ее предают, никогда такого не было, и вот опять) и начинает заниматься тем же, что и в предыдущей книге – воюет с недобитыми японцами и противниками внутри своей страны. Разве что теперь противники – это те самые бывшие союзники, но суть происходящего это меняет не сильно. Причем японцы в определенный момент будто бы просто куда-то исчезают – видимо, авторша уже просто не знала, чтобы еще о них написать, и в определенный момент вывела их за скобки повествования.

А что же европейцы, спросите вы? Ну они как бы есть, номинально, и даже принимают участие в конфликте. Но на самом деле они здесь один из элементов блеклого фона и когда это надо – рояль из кустов. Когда писательница не знает, как же ей дальше домучивать свой сюжет, просто прилетают эти самые европейцы на своих дирижаблях и начинают все бомбить. Нужен толчок для того, чтобы Рин поняла, что ее новые «братья по оружию» ничем не лучше прежних – прилетели-разбомбили, Рин пробудила древнюю хтонь, с который теперь не может справиться – прилетели-разбомбили, Рин вступила в схватку с противником, которого не может одолеть – прилетели… ну вы поняли. У этих самых европейцев, по сути, в книге даже никаких персонажей нет (кроме разве что монашки из предыдущей книги, да и та появляется совсем на чуть-чуть), да и толковой экспозиции. Герои порой пускаются в рассуждения о том какие эти иностранцы плохие или наоборот просвещенные, но мы сами практически этого не видим. Знаете, по паре куцых описаний да дирижаблям как-то сложно судить о выдуманном народе. Порой доходит вообще до смешного. Так авторша уже видимо из последних сил снова пролистала книжицу «Ужасы войны для чайников» и наделила местных европейцев чем-то вроде напалма. И знаете, сколько раз за книгу они воспользуются этим чудовищным оружием? Да примерно ни разу. Оно у них просто есть и все.

С продолжением темы гражданской войны тоже не сложилось. Знаете, что может раздражать больше, чем персонаж Мэри Сью? Номинально очень сильный персонаж, который тем не менее регулярно всем проигрывает. С главной героиней здесь примерно так и происходит. Вражеский маг воды, европейцы с их «антишаманскими» технологиями, древние колдуны – ни с кем Рин не может самостоятельно справиться (как хорошо, что в критический момент либо опять дирижабли начинают все бомбить, либо подворачивается еще какой рояль из бамбуковых зарослей). И скажем на противостоянии с тем же магом воды можно было бы выстроить интересную сюжетную линию – априори он сильнее, но ранее куда хуже контролировал свои силы и даже боялся их. Но нет. Теперь он просто мастерски владеет своими способностями, «прокачавшись» где-то за кадром. Также изредка, будто бы по инерции, авторша все еще стращает нас выдержками из тех самых «Ужасов войны для чайников» вроде каннибализма или массовых захоронений, но на сей раз они совсем уж куцые и блеклые, так что навряд ли способны впечатлить хоть кого-то.

С персонажами все так же печально, как и в прошлой части. Те, кому удалось пережить две предыдущие книги, все такие же блеклые и незапоминающиеся, новички еще хуже в этом плане, ибо по большому счету просто расходный материал для тлеющей топки вялотекущего сюжета. Сама героиня… Писательница пыталась наконец показать ее то ли рост, то ли моральное падение, но, честно говоря, вышло не очень. Рин мечется из стороны в стороны, доверяясь то ненадежным союзникам, то бывшим врагам, казнит одних, милует других… С одними расправляется без жалости, других все никак не может заставить себя убить. Наверное, по идее это должен был быть трагический персонаж, но на деле вышел какой-то неоконченный набросок без четких ориентиров и мотиваций.

Но, пожалуй, один самых печальных, хотя и ожидаемых элементов книги – это те самые не стреляющие чеховские ружья, некоторые из них всю трилогию так и провисели на стенках без особого дела. К примеру, помните, как еще в первой книге героиня лишила себя способности к деторождению, что сперва преподносилось как нечто трагическое и значимое? Знаете, какое это в итоге оказало влияние на сюжет? Правильно, никакое. В третьей книге про это просто один раз вспомнили мимоходом и все. Про европейцев уже было сказано выше. А дух феникса, что засел в главной героине и которого даже вроде как вынесли в заглавие данного произведения? Здесь он выглядит как ощипанная курица, которой дают по шее все встречные-поперечные. И когда нас снова начинают стращать, что-де он способен спалить весь мир, выглядит это уже просто как дешевый фарс. И так тут со всем – сюжетные зацепки и линии либо топорно обрываются, либо вообще растворяются где-то в общей каше повествования. Потому концовка, которая по идее должна быть драматичной, скорее вызывает лишь облегчение. Все, отмучались. Писательница, читатели, блеклые герои. Больше такого не надо.

Моя оценка данной книге – 3 цыпленка табака из 10. Общая оценка всей трилогии – 4 мифических зверя из 10. Просто очередной пример того, как после спорной, но все же подающей надежды первой книги все опять скатилось в унылую штамповку, потому что у писательницы, как обычно, контракт сразу на трилогию, а идей едва наскребается всего на одну книгу.





1087
просмотры





  Комментарии
Страницы: [1] 2 


Ссылка на сообщение10 июня 11:12 цитировать
фемофентези, одно слово
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июня 11:15 цитировать
фемофентези... Они тоже разными бывают.
Здесь (в провале трилогии) дело в другом.


Ссылка на сообщение10 июня 11:18 цитировать
Браво! Одним только заголовком дать исчерпывающую характеристику этой натужной, беспомощной сидживишной фэнтезятине — это великолепно.
Захочу прочитать что-то ориентальное — возьму лучше в очередной раз Барри Хьюарта. Суровый цисгендерный белый мужик, написавший всего три романа, одной левой уделывает всю эту фем-лгбт-блм шелупонь с кучей их поделок.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июня 14:46 цитировать

цитата

возьму лучше в очередной раз Барри Хьюарта

Все никак до него не доберусь. Спасибо что напомнили, надо бы восполнить пробел.


Ссылка на сообщение10 июня 11:40 цитировать
Рецензия интереснее, чем книга. Первая, дальше не читал.


Ссылка на сообщение10 июня 11:59 цитировать
Спасибо за рецензию! Интересно было «прочувствовать» книгу вместе с вами. ИМХО, эмоции в отзыве на книгу должны приветствоваться! )))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июня 14:41 цитировать
Пожалуйста)


Ссылка на сообщение10 июня 12:07 цитировать
Я обратил внимание, что даже те, кто «Опиумную войну» хвалил, дальше первого тома не продвинулись.
Очень долго не планировал продолжать цикл, но раз уж вышла аудиоверсия решил дослушать.
Чем дальше в лес — тем хуже. Наивность и инфантилизм персонажей, слабое знание матчасти (особенно это касается описаний военных действий — тут ляп на ляпе, глупость на глупости), следование набившим оскомину сюжетным клише (за трилогию ГГ предают союзники и берут в плен раз десять). Попытка показать серую мораль и неоднозначность только выводит главную героиню за моральный горизонт событий — в третьем томе есть пара прекрасных сцен, где она сжигает вражеских солдат вместе с заложниками (ну так же проще, чем пытаться их освободить) и оправдывает каннибализм в своем отряде. Абсолютно никакущая концовка, которая по сути обесценивает практически все события второго и третьего томов.
В итоге выставил единицу и последнему роману, и всему циклу. Определенно, худшее, что я читал/слушал за последние несколько лет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июня 14:39 цитировать
Я выставляю единицы-двойки только тем книгам, которые умудрились меня конкретно выбесить, что к счастью бывает не так уж часто. Имхо, последний том «кола» просто не достоин. Будь это действительно плохая книга, над ней хоть позубаскалить можно было бы. А так это просто тотальное ничто, которое уже мало кому интересно. Действительно складывается впечатления, что многие из тех, кто пел дифирамбы первому томику, дальше него так и не продвинулся.
 


Ссылка на сообщение10 июня 14:58 цитировать

цитата Angvat

Я выставляю единицы-двойки только тем книгам, которые умудрились меня конкретно выбесить

Это как раз мой случай:-)))
Хотя, наверно, с колом я погорячился, сказалась моя общая усталость от автора и ее цикла.
А еще забавно прослеживается разница аудитории фантлаба и лайвлиба: на ФЛ цикл оценивают весьма низко, и рецензии пишут в основном негативные, а вот на ЛЛ ему поют дифирамбы и заваливают десятками.
 


Ссылка на сообщение10 июня 16:59 цитировать
Ничего удивительного. Состав аудитории фанлаба не совпадает со средней читательской аудиторией. Потому что читают у нас в стране в основном как раз девочки-подростки, а не мужики за 30-40.


Ссылка на сообщение10 июня 12:30 цитировать
У меня всего один вопрос и тот адресован себе самому — мужик, нафига ты это себе купил?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июня 14:25 цитировать
У меня недалеко есть магазин уценки, где залежалые книги или новые, но с браком или повреждениями продаются за чисто символические деньги. Я порой делаю туда набег и выношу оттуда всякое-разное. Собственно данная книга как раз из очередной такой партии.
 


Ссылка на сообщение10 июня 18:13 цитировать
Хороший магазинчик, у меня поблизости такого нет)


Ссылка на сообщение10 июня 13:55 цитировать

цитата Asuranis

У меня всего один вопрос и тот адресован себе самому — мужик, нафига ты это себе купил?


Правильный вопрос. Романы расчитаны на девочек-подростков. Было бы вам 14 лет, и отношение к прочитанному было другое.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июня 16:32 цитировать

цитата

расчитаны на девочек-подростков

азиатской внешности.
Девочки-подростки славянской внешности книжки не читают.
 


Ссылка на сообщение10 июня 16:45 цитировать
Интересно, кто же раскупил весь тираж в России? :-D Или у нас уже все молодое население азиатской внешности?
 


Ссылка на сообщение10 июня 22:44 цитировать
Думаю мужики, увлекающиеся лолитами.
 


Ссылка на сообщение10 июня 18:13 цитировать
Я польстился на описание первой книги, остальные уже купил ради полноты, и первая книга оказалась и правда не такой уж ужасной, но вот дальше...


Ссылка на сообщение10 июня 16:52 цитировать

цитата _Pir_

фемофентези, одно слово

цитата arcanum

Суровый цисгендерный белый мужик, написавший всего три романа, одной левой уделывает всю эту фем-лгбт-блм шелупонь с кучей их поделок.

цитата validity

Девочки-подростки славянской внешности книжки не читают.


О, а давайте все же обойдемся без ярлыков и пренебрежительных обобщений.

Что характерно, у автора рецензии подобных посылов нет. Он критикует конкретную работу и заодно склонность маркетологов раздувать трилогии из всего подряд и наживаться на политкорректных трендах. А некоторые здесь как будто бы этак ненавязчиво ставят под сомнение способность определенных групп людей к написанию хороших романов (и чтению) вообще. Не надо так.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июня 17:33 цитировать
Ну как бы тот самый случай, когда «то, что пишет Пётр о Павле, больше характеризует Петра, чем Павла»
 


Ссылка на сообщение12 июня 23:23 цитировать
Кстати, правильное замечание
 


Ссылка на сообщение13 июня 22:59 цитировать
Спасибо за комментарий!


Ссылка на сообщение10 июня 18:28 цитировать
Хорошая рецензия, только не «всем ни хао», а «всем хао», потому что «ни» — это «ты»:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июня 21:48 цитировать
Учту)


Ссылка на сообщение11 июня 12:50 цитировать
Наконец-то, «сага» закончилась
Страницы: [1] 2 



Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх