Думаю, если вы не первый день читаете мою авторскую колонку, то могли заметить, что я являюсь преданным поклонником «Вселенной «Заклятия», родоначальником которой восемь лет назад стал режиссер Джеймс Ван.
При этом, я не могу сказать, что все фильмы франшизы мне нравятся. Например, первая и последняя «Аннабель» не произвели на меня особого впечатления, а «Проклятие монахини» так и вовсе разочаровало. Еще можно вспомнить откровенно проходное «Проклятие плачущей», которое, на мой взгляд, не относится к детищу Вана (кстати, режиссер картины Майкл Чавес придерживается того же мнения).
И хотя я не высоко оцениваю «Плачущую», все же считаю, что занимаясь фильмом «Заклятие 3: По воле дьявола», совсем недавно добравшимся до кинотеатров, Чавес проделал отличную работу над ошибками. Но обо всем по порядку.
Итак, повествование в третьей ленте о похождениях исследователей паранормальных явлений Эда и Лоррейн Уоррен вращается вокруг убийства, совершенного Эрни (Арне) Джонсоном в феврале 1981-го года. Суть в том, что прежде всегда спокойный парень, находясь в невменяемом состоянии, зарезал работодателя своей девушки, а когда его задержала полиция, рассказал, что пойти на этот шаг его сподвиг сам дьявол. Поскольку подобное заявление не могло служить надеждой основой для защиты в суде, супруги Уоррен решили помочь молодому человеку и доказать, что он был всего лишь пешкой в руках темных сил.
Уж не знаю, что Эду и Лоррейн удалось выяснить на самом деле («Заклятие 3», как обычно, основано на реальном происшествии), но версия событий, изложенная в фильме пришлась мне по душе. Наконец-то создатели «Вселенной» отошли от стандартной схемы «Уоррены побеждают очередное зло, вселившееся куда-либо» и выдали оригинальную в рамках цикла историю, в которой помимо демона присутствует и другой, не менее опасный враг (раскрывать его личность я не буду во избежание спойлера).
Решение отойти от уже приевшихся сюжетных поворотов заметно освежило франшизу и заставило по новому переживать за исход приключений персонажей Патрика Уилсона и Веры Фармиги (дополнительной остроты также добавила и уязвимость одного из супругов, возникшая после обряда экзорцизма в начале картины).
А уж напряженных эпизодов в «Заклятии 3» хватает с лихвой! Причем, разворачиваются они в самых разных локациях, что, безусловно, является большим плюсом, ибо теперь повествование не ограничивается лишь стенами одержимого дома. Расследование убийства вынудит героев постоянно перемещаться с места на место, а параллельно с этим нам покажут как несладко приходится Эрни Джонсону в тюрьме, куда за ним последовал вездесущий демон.
Объективно поругать «По воле дьявола» можно было бы только за две вещи. Одна из них — это излишняя сентиментальность, периодически прорывающаяся на первый план. Все же в предыдущих фильмах цикла ее было гораздо меньше... Хотя, с другой стороны, ярко обозначенная романтическая привязанность Эда и Лоррейн пошла истории на пользу, ибо сделала ее более человечной и убедительной. Глядя на Уорренов, ты и правда видишь живых людей, которым есть что терять, а не безликих специалистов по борьбе с нечистью. И это действительно здорово.
Второй момент, слегка огорчивший меня — это суд над Эрни, который по большому счету остался за кадром. За исключением пары сцен нам так и не показали процесс по делу Джонсона и не осветили мнение общественности о нем. Все-таки этот случай в свое время шокировал Америку, а в картине его изобразили как-то чересчур уж скромно.
Однако несмотря на это, «Заклятие 3» — все равно весьма качественный и грамотно выстроенный хоррор, в котором все его составляющие находятся в гармонии друг с другом. Не буду утверждать, что это шедевр, но, на мой взгляд, это лучшее, что могло произойти с франшизой об известных «охотниках за привидениями из Новой Англии» в отсутствии Джеймса Вана у руля.
Оценка: 8/10.