Миры уральского


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «master so» > Миры уральского мечтателя
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Миры уральского мечтателя

Статья написана 7 ноября 2021 г. 16:24

Данный очерк ни в коей мере не критическая статья, такая задача не ставилась. Это рассуждения обычного читателя, любителя фантастики, поклонника хороших книг. К таким книгам читатель относит и собрание сочинений С. Слепынина в двух томах. Настоящий двухтомник включил в себя все художественные произведения автора, именно о них и будет разговор.

Рассматривая всё творчество Семёна Слепынина, возникает впечатление сплочённости его книг — все они, выражаясь поэтически, очень похожи на лестницу, каждое произведение — ступенька, каждая ступенька — новая высота, все ступеньки связаны косоурами (а для кого-то просто тетивами, кто как представляет себе эту лестницу в воображении), создавая цикличность сюжетов.

Всё фантастическое наследие Семёна Васильевича так или иначе связано с космосом, с просторами не только нашей галактики, но и с параллельными мирами, с иномирами. И по другому, наверное, быть не могло, фантазия автора в границы видимого пространства просто не вмещалась. Лишь в самой первой повести «Фарсаны» герои осваивали космос в классической форме — на космическом корабле, в продолжительном многолетнем полёте. Но это был только пролог.

Вторая книга Слепынина «Звёздные берега» поражает техническими возможностями людей и братьев по разуму. Никакие физические барьеры не останавливают людей будущего. Они покоряют не только космос своего мира, но и находят дорогу в иную Вселенную, со знаком минус, зеркальную сестру нашей Вселенной, с обратным течением времени. Но проблемы и конфликты там точно такие же, как и в нашем мире. Тут и своеобразная Матрица, в чём то даже реальнее и мощнее компьютерной гегемонии из культового фильма, соответственно несущая даже более ужасную угрозу всей Вселенной. Дружественные цивилизации вступают в союз с землянам, объединяют свои усилия для уничтожения всемирного зла. Технические достижения каждой звёздной расы разные, как и их уровень развития. Слепынин не стал задаваться целью описывать подробности техносферы звёздных братьев, но одну любопытную деталь хочется отметить. Обогнавшие землян в развитии таисяне летают в космосе со скоростью, в сотни раз превышающую световую. Их корабли «съедали» пространство, трансформируя его во время. Это ведь не что иное, как аннигиляция Танева, придуманная Сергеем Снеговым. Вполне вероятно, что Семён Слепынин, восхищённый блестящими идеями книги Снегова «Люди как боги», в знак уважения использовал этот приём в своём повествовании. Иначе как объяснить, что такую шикарную мысль писатель упомянул вскользь, как бы между делом?

Следующие повести Семёна Васильевича вроде и не о космосе, но всё равно герои повести «Мальчик из саванны» бороздят галактические просторы, а главный персонаж книги «Второе пришествие» и вовсе оказывается представителем могучей цивилизации, намного опередившей Землю в развитии. В этих книгах уже просматривается новое направление в творчестве писателя — фантастика философская.

Окончательно оставив все перипетии развития технического, Слепынин полностью переходит к фантастике духовной, моральной. Это подтверждает его следующий роман «Сфера Разума», качественно другой по содержанию, совершенно отличный от более ранних произведений, но всё же снова связанный с ними какой-то невидимой нитью родства.

Последняя книга «Паломники бесконечности» является вершиной творчества автора, это просто феерия, не только космическая, но и духовная. Данный роман, без сомнения, квинтэссенция всего творчества Семёна Васильевича, всех его мыслей, его переживаний и выводов. И у него это получилось великолепно! Попытка с чем-то сравнить эту книгу окончилась неудачей, лишь лёгкой дымкой булгаковский «Мастер и Маргарита» проникает в размышления.

Оба романа — это не просто диптих, даже не дилогия, это что-то единое, неразрывное. По прочтении книги, даже немного позднее, в размышлениях о ней, осмыслении её, возникает понимание того, что Слепынину удалось разорвав кольцо, замкнуть его... в кольцо. Но это кольцо не линейное, это нечто вроде ленты Мёбиуса, да ещё трансформированное в форме знака бесконечности. Как то так!

...Ну и почему «Пастушья свирель»? Ведь во всём двухтомнике нет такого произведения, а в данной книге лишь два романа — «Сфера Разума» и «Паломники бесконечности». Никакой ошибки нет, пастушья свирель очень важный элемент сюжета каждого романа, более того в каждом романе есть глава с таким названием, кроме этого «Пастушья свирель» — первое название журнального варианта произведения, напечатанного в журнале «Уральский следопыт», и только потом переименованного автором в «Паломники бесконечности». И самое важное, что владелец свирели, таинственный пастух, является связующим звеном двух книг, а в итоге окажется... Кем? Лучше прочитать книгу!

Нет нужды пересказывать сюжет романов писателя, они настолько многогранны, что каждый прочитавший видит их по-своему, опираясь на своё мировоззрение, свой внутренний мир. И как бы ни сложилось впечатление от прочитанного, возникшая в воображении лестница провела читателя по ступенькам на самый верх, в прекрасные фантастические миры уральского мечтателя Семёна Васильевича Слепынина! А дальше куда? Можно отдохнуть, поразмышлять и прочитанном, можно сразу идти вперёд, к новым авторам, а вот вернуться или упасть с такой лестницы невозможно, ведь это лестница в бесконечность.

Всем приятного чтения!

книга С. Слепынин «Пастушья свирель»

из-во АзГард, 2017 г.





67
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх