Тёмные материалы Кёко


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Кел-кор» > Тёмные материалы Кёко Карасумы: хвосты
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Тёмные материалы Кёко Карасумы: хвосты

Статья написана 24 марта 2022 г. 18:23

Внимание!

Это восьмая публикация из цикла статей о манге «Тёмные материалы Кёко Карасумы» / 『烏丸響子の事件簿』.

Предыдущие части вы можете прочитать, пройдя по ссылкам:

1. «Последняя из Карасум»;

2. «Тёмные материалы Кёко Карасумы: досье»;

3. «ХроноКарасума»;

4. «Тёмные материалы Кёко Карасумы: история»;

5. «КёкоПериодика»;

6. «Тёмные материалы Кёко Карасумы: вояж»;

7. «Корреспонденция для Кёко».




Пять лет назад случилось то, чего не ожидал и даже в самых удивительных своих предсказаниях не смог спрогнозировать никто. 24 марта 2017 года я открыл для себя первый том манги, посвящённой Кёко Карасуме. Ну и всё... Точка.

Хотя нет, не точка, конечно, — а многоточие... Потому что на самом деле первый том меня не особенно увлёк (я тогда только начинал, так сказать, входить в мир манги, «Тёмные материалы...» были для меня одной из первых многотомных серий — я их вообще взял «в нагрузку» к другой, так как рисунок «зацепил»). А читал я томики по одному в день, и следующий, второй, уже дал понять, что по первому эту серию уж точно судить не следует. В общем, когда 31 марта 2017 года я перевернул последнюю страницу восьмой книги, мне хотелось рыдать, оттого что на русском нет продолжения истории. Пришлось решать эту проблему и узнавать, что же в итоге случилось с Кёкой Карасумой, на другом языке. Вот с тех пор «Тёмные материалы...» — моя любимая графическая история.

Завсегдатаям уже всё давно известно, но если вы на нашем «канале» впервые, то вот краткий экскурс по предыдущим статьям, посвящённым обсуждаемой манге: начало всего — крупный обзор; продолжение всего с досье на главных действующих лиц; затем — хронология событий; четвёртый материал повествует об истории создания «Тёмных материалов...»; пятый — о публикации глав в журналах; шестой — об издании «Кёко Карасумы» в разных странах; ну, а седьмая статья посвящена письмам читателей, направленным в манга-журналы, где публиковались «Тёмные материалы...»

Что же теперь будет в фокусе внимания? В заголовке упоминаются некие «хвосты»... Это просто всё, что я успел собрать, надумать, осмыслить за последнее время по поводу «Кёко Карасумы» — скопом. Постараюсь выложить информацию структурированно, чтобы не получился «винегрет».




Сразу предупрежу всех, кто ещё ничего не знает о манге, не знаком с сюжетом и главными действующими лицами: всё, что написано ниже, полно спойлеров (причём никак специально не обозначенных), так что будьте внимательны и осторожны!

____________________

Первое, на чём хотелось бы остановиться и на чём я уже останавливался в прошлом: Райко Гобури и его история. В статье о хронологии манги я писал буквально следующее:

  1. Неопределённое время назад (приблизительно 30‒35) — Митамура берёт из детского приюта Райко Гобури и воспитывает его. (Это предположение сделано исходя из внешнего вида Райко и того соображения, что, когда Митамура взял под опеку Кёко, вероятно, Гобури он уже отпустил в «свободное плавание».)

Уже в следующей статье с этим своим предположением я же сам и поспорил, найдя тут логическую ошибку: Митамура был бы слишком молодым, чтобы воспитывать Райко с пелёнок. Но тогда мне не хватило всего одного шага, чтобы добраться до правильного ответа: Кодзо взял на воспитание мальчика из приюта не 30–35 лет назад (отсчитывая от событий первого тома), а 19 — после того, как распалась команда «Марки». Он специально натаскивал Гобури на поиск демонов именно в районе Киото! Это же гениальный тактический ход, который, кстати, в итоге ещё как оправдал себя! И при этом — не забываем, что в то же время Митамура взял под опеку девочку из племени демонов. Ну, в общем, и швец, и жнец, и на дуде игрец... Пусть это кажется невероятным, но что касается дат — тут точно всё сходится...

Так что исправленная запись в хронологической табличке должна выглядеть следующим образом:

  1. 19 лет назад — Митамура берёт из детского приюта Райко Гобури и воспитывает его как борца с демонами Киото.

____________________

Движемся далее. Не раз и не два я утверждал, что «Тёмные материалы...» — произведение в общем и целом логически выверенное и стройное. Вот я сумел на основе того, что рассказано в десяти томах рисованной истории, изложить довольно-таки непротиворечивую хронологию событий. Однако уж совсем без логических дыр не обошлось. И на мой взгляд, главная из них кроется между седьмым и восьмым танкобонами, между пятьдесят четвёртой и пятьдесят пятой главами. В этот промежуток «укладывается» полгода, в которые неизвестно что происходит. Мы не знаем, чем занимаются главные герои, где пропадает Кёко Карасума, как продвигается операция по борьбе с нечистью... Единственное ясно совершенно: эти полгода Кодзо Митамура сидит в тюрьме — ну, хотя бы что-то...

По идее, смотрите, что произошло: пропал без вести сотрудник полиции. Очень важный сотрудник полиции, который на передовой сражался против целых демонических полчищ и с помощью которого удалось уничтожить опаснейшего террориста Тацуми Кано. Это всё о Кёко Карасуме, если что. Она сбежала, пока коллеги пытались переправить её из региона Тохоку в Токио. Мики Сугиура сотоварищи (покалеченный, но ещё не сдавшийся отряд «Марки») решают, что с этой девушкой явно что-то неладно и надо её непременно отыскать. Что же они делают в течение полугода? Получается, что ничего?.. Хотя в голову Кёко, как и в головы всех (ну, за известными нечастыми исключениями) жителей Японии вшит чип!

Так, хорошо, предположим, что Кёко — фигура такого ранга, что не «по зубам» Сугиуре, и Сибате, и другим членам отряда, и к чипу Карасумы им доступ заказан. Но тогда закономерный вопрос: кто её ищет и каким образом? Простые инспекторы прочёсывают местность там, где её видели в последний раз? В свете того, о чём пойдёт речь чуть ниже (о доле фантастики в «Тёмных материалах...»), не удивлюсь, если дело действительно обстоит так плачевно... А Мидзутани как же? Он, кстати, как начальник токийской полиции не несёт ли ответственность и за Карасуму тоже? Ему не интересно ли, куда пропала инспектор? Или здесь принцип «вассал моего вассала — не мой вассал» в силе, и люди Митамуры остаются вне юрисдикции Мидзутани? И ему не проще ли было отыскать Кёко, задействовав поиск через идентификационный чип? — ну, конечно, в том случае, если господину начальнику полиции это было нужно...

В общем, сами видите: огромное количество вопросов я тут написал, но ответов не нахожу... На мой взгляд, это логическая дыра в сюжете, как ни погляди. Во всеуслышание заявлялось о желании найти исчезнувшую Карасуму (это было в главе пятьдесят четвёртой), но спустя полгода она всё ещё пропадала неизвестно где, и, судя по всему, никаких серьёзных активных действий по поиску не предпринималось (о чём свидетельствует глава пятьдесят пятая). Главное уязвимое место — чип. По нему можно было найти Кёко (впоследствии как раз благодаря ему её и отследили, но сделал это, конечно же, злой гений Митамура).

____________________

Следующее, на чём мне хотелось бы остановиться, — это не логический ляп, а невыстрелившее «чеховское ружьё». Рей Кумано был связан с хирургом, от которого получал средство для внутримышечных инъекций, с помощью которых поддерживал свои силы. В качестве оплаты он приносил этому таинственному доктору спиленные рога демонов. А тот колдовал над ними и продавал премьер-министру Кураде. Внимание, вопрос: зачем Кураде было нужно это вещество? Как это сочетается с его стремлением уничтожить всю расу демонов?

Если предположить, что премьер-министр, возможно, принимал такой наркотик (это вполне логичное следствие из контекста той сцены, где Курада получает ампулы от хирурга-«коновала»), то зачем бы ему изводить всех демонов под корень? В таком случае он просто-напросто потеряет однажды источник наслаждения. Или предположим, что он занимался торговлей наркотиками. Ну, тогда итог тот же: потеряет источник дохода. А если он просто знал об этом бизнесе и скупал продукт, чтобы другим наркоманам не досталось, очень переживал за здоровье людей, то... Нет, ребята, это фантастика...

По непроницаемому лицу Курады вообще ничего невозможно прочитать. А из диалога с доктором (точнее сказать, из монолога хирурга) понять что-либо существенное тоже нельзя. Например, даже трудно предположить, впервые ли премьер-министр заглядывает сюда... Истинные цели Курады неясны — его встрече с доктором посвящена одна-единственная страница из всего десятитомника. И в дальнейшем об этом наркотике, изготовленном из рога демона, речи нет... Да и хирург после этого в манге вовсе не появляется...

В общем, «ружьё» было повешено, но не выстрелило. Весьма хотелось бы узнать, что сам Одзи Хирои думает на этот счёт (и по поводу отслеживания Карасумы по чипу тоже). Поэтому я попросил Екатерину Вересковскую перевести на японский язык вопросы о Карасуме и Кураде и носился с ними, пытаясь тем или иным образом закинуть сценаристу «Тёмных материалов...», в том числе даже подключил к поискам саму Екатерину, но, увы, добраться до автора у нас так и не получилось. Также я пытался атаковать теми же самыми вопросами Юскэ Кодзаки, однако тот упорно молчал, так что и здесь ждала неудача. Вопросы до сих пор остаются без ответов.

____________________

А теперь перейдём к научной фантастике и ретрофутуризму. На каждом втором сайте — да чуть ли не на каждом первом — можно увидеть среди тегов, характеризующих мангу, такой маркер как «научная фантастика». Чем он оправдывается? Пожалуй, только двумя соображениями:

1. Действие происходит в будущем (после 2050 года, когда точно — неизвестно, но надо полагать, приблизительно в 2060–2070-е годы);

2. Жителям Японии в головы вживляются идентификационные чипы.

Да, вроде как будущее. Да, вон как технологии шагнули. Вместе с тем достаточно взглянуть на первые главы, чтобы понять, что художник изображает обыденный мир 2002–2003 годов (ведь первая глава была опубликована в манга-журнале на исходе 2002 года, а подготовка к ней могла быть начата даже раньше). Одни только мониторы на основе электронно-лучевой трубки чего стоят! А затем можно будет увидеть ещё одну удивительную картину: главные новости населению сообщают... через листовки, которые раздают на улицах! Среди СМИ безраздельно властвует телевидение, об Интернете никто и не вспоминает... Облик городских пространств и интерьеров домов тоже обращается скорее в прошлое, чем в будущее.

И вот тут возникает вопрос: а может, это такой вид ретрофутуризма, что ли? Но ретрофутуризм вроде как должен описывать мир будущего такими средствами, которые либо уже вышли из употребления, либо вот-вот уйдут в историю. Вот с этим в «Тёмных материалах...» не всё в порядке. В манге вообще нет этого ощущения — будущего. И нет ощущения хотя бы более или менее ощутимой крупицы научной фантастики (даже «мягкой», гуманитарной, не говоря уж о «твёрдой»). Поэтому этот тег в энциклопедиях манги не стоит ставить рядом с «Тёмными материалами...» — его бы лучше заменить на «мистику» и «триллер».

Есть ощущение, что всё, что творится на страницах манги, происходит здесь и сейчас, в начале XXI века, просто люди как-то научились вживлять под кожу идентификационные чипы (о которых они вспоминают только в экстренных случаях). Ну и да, человечество веками живёт бок о бок с демонами. Так что по всему выходит, что это альтернативная версия нашей привычной Земли. И вот в этих рамках параллельной вселенной авторы совершенно свободно могли бы рисовать нашу современность и не заморачиваться с датами, не придумывать никакого 2050-го года (это единственная точная дата, названная во всём десятитомнике) — раз уж они так и этак не смогли изобразить достоверного счастливого или несчастного будущего Японии...




Напоследок покажу ещё несколько сокровищ по теме Кёкочки, которые удалось раздобыть. Это репринтные воспроизведения страниц манги на листах формата A3. Ну такая красота, просто сил нет!

Глава 1, стр. 2–3
Глава 1, стр. 2–3
Глава 47, стр. 4–5
Глава 47, стр. 4–5
Глава 61, стр. 2
Глава 61, стр. 2
Глава 61, стр. 16
Глава 61, стр. 16
Глава 62, стр. 17
Глава 62, стр. 17
Глава 67, стр. 1
Глава 67, стр. 1




И на этом сегодняшние размышления завершаются... Спасибо за внимание!

Иллюстрация Андрея Ильиных.





877
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 марта 2022 г. 18:12
Вот бы Азбука перевыпустила по 2 книги в 1 томе. 4 крепыша отлично смотрелись бы!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 марта 2022 г. 18:34

цитата Aazmandus

4 крепыша отлично смотрелись бы!

Нет, вы же сейчас предлагаете снова остановиться там же, где и десять лет назад! Только не это!!!
Если брать формат 2 в 1, то было бы 5 отличных книг! ;-)


⇑ Наверх