Хоррор как


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «holodny_writer» > Хоррор как пропаганда?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Хоррор как пропаганда?

Статья написана 24 марта 19:20

Может ли хоррор быть коммерческим?

Убежден, что сильная история легко находит путь к читателю. Во многом потому, что затрагивает важные для него проблемы. Потому как в своих рассказах опытные мастера касаются тем, актуальных всегда. Менее серьезные — назовем их ремесленниками – не копают вглубь, а просто затрагивают востребованные в нужный момент вопросы, чтобы сделать историю злободневной. Но крайне опасно с расчетом на коммерческий успех делать злободневным то, что умерло. Даже если ты – крепкий мастер и можешь оригинально подать тему, опираясь на вечные ценности.

Речь о сериале «Пищеблок». Насколько грамотно А. Иванов, по чьему роману он был поставлен, раскрыл социалистический быт советских детей, говорить не будем. Признание Иванова в рецензентской среде как мастера очевидно. Имея за плечами опыт, в «Пищеблоке» он не мог ограничиться жанровой подачей изжившей себя проблематики. И, конечно, написал историю не только об упырях, но и о детстве ныне зрелых поколений.

Однако С. Подгаевский, экранизировавший историю о подростках, отказался от многомерности оригинала. И выделил лишь идеологический аспект. Безусловно, с претензией на злободневность. Нужно признать, что первое время просмотра она не бросается в глаза. Критика социалистического прошлого большую часть хронометража спрятана между строк. В виде скрытых колкостей, недосказанности и метафор. Изначально зрителю дают знать лишь, что в детском лагере «Буревестник» обитают вампиры («пиявцы»), подчиняющиеся укусившему их главарю по имени «стратилат» (в пер. с древ. гр. — «военачальник»). По фабуле, когорта из тринадцати укушенных ребят сосет кровь сверстников и, зомбируя жертв, подчиняет их волю Главному. Дабы после закрытия лагерной смены они разнесли его Идею по советским городам.

Негативная трактовка социалистического детства раскрывается в подтексте действия. Посредством небольших штрихов. Например, мы узнаем, что новый вид людей готовят лишь в подобных, специально созданных для этого лагерях. С ростом укусов видно, что инициированные дети надевают форму и становятся образцовыми служителями идеи. Особенно это заметно в финальных сериях, когда выделяется главная часть пионерской одежды – красный галстук. Так, адепт-вожатая при соблазнении жертвы-парня может раздеться догола, но не способна сорвать с шеи алую повязку. Другой, уже подчинившийся, сравнивает зависимость от девушки-вампира с любовью к Родине, которая обязывает беспрекословно выполнять приказ.

Здесь негативная трактовка заявляет о себе более открыто. На деструктивность царящей философии указывает атрибутика сериала. Так, одна из его визитных карточек– это разбитый памятник пионера-барабанщика, который служит метафорой разрушающейся идеологии. Здесь он кажется анахронизмом. Потому как сомнительно, что в злачные восьмидесятые годы на входе в пионерлагерь можно было увидеть разбитую статую, которая символизировала ценности общества. Такая деталь откровенно вводит неопытного зрителя (подростка) в заблуждение. Показывает реальность не такой, какой та была. Наоборот, правдоподобной деталью выглядит то, что социалистической идеологии как раз не противоречит. Можно заметить, что один из главных вампиров по-прежнему остается мальчиком, который мечтает выиграть олимпиаду и ищет друзей. Такие мотивы подчеркивают его привычку полагаться на коллектив. Конечно, с целью построить «светлое будущее» благодаря зависимости сверстников от кусающего их упыря.

Интересно, что связь личных качеств типичного советского подростка с «кровавой» трактовкой, через которую они поданы, проявлена тоже между строк и не режет глаз. Что делает героя живым, не позволяя ему скатиться до обличающей советский быт карикатуры. Также аккуратно и эффектно против коммунистической идеи говорит способ уберечься от нее. Главного героя Валерку Логунова от вампиров спасает не привычные чеснок и соль, а неодобряемые партией крест и святая вода.

К сожалению, попытки дружить и строить отношения среди героев не приводят к серьезным конфликтам. В лучшем случае борьба подростков работает на искусственно поднятую тему злободневности советского прошлого, которое якобы промыло мозги ныне зрелому поколению. Из-за чего большинство героев-пионеров сериала выглядят пустыми и походят на кукол. Ближе к финалу обличение «красной» идеи вовсе не прячется. И открыто называет ее носителей нечистью, используя фантастические элементы в трактовке исторических событий. Что допустимо в таком жанре, как хоррор. Но вызывает вопросы качество, с которым подана такая «антипропаганда».

Отсутствие реализма видно во многом. Например, зрителю показана легкость, с которой дети передвигаются по ночному лагерю, когда все спят. При тогдашнем-то контроле в детских заведениях. Не говоря о хождении вожатых голышом под окнами детских корпусов. Огрехи в поведении героев не соответствуют критикуемой эпохе, из-за чего сама критика кажется надуманной. И подчеркивает лживость, с которой были расставлены акценты в изображении советского прошлого.

Ближе к финалу убеждаемся, что обличение эпохи направлено не для того, чтобы сделать выводы о настоящем. Его цель — рассказать о реалиях пионерлагеря «по-другому». Например, с использованием зарубежной музыки за кадром, которая на фоне советских реалий не уместна. Можно подумать, что постановка истории в западно-молодежном формате оправдана маркетингом и позволяет расширить аудиторию фильма за счет молодых поколений, привыкших к «американскому» кино. Возможно, это так. Но в этом смысле ход Подгаевского вульгализировал роман Иванова во всех смыслах («vulgaris» в пер. с лат. – «народный», «обычный») и сделал достоянием массы всех возрастов. Чего по определению не должно быть, учитывая численность поколения, о котором повествует оригинал.

Попытка по западным лекалам снять фильм о советской эпохе, критикуя саму эпоху дерзка и безрезультатна. Не исключено, что такой ошибкой грешит и роман Иванова, обличающий советский строй более аккуратно. Но обличить — не переосмыслить. Нежелание признать грехи коллективного прошлого и попытка от них отказаться привела «Пищеблок» к граблям, на которые мы наступили в девяностые годы. Этот сериал – как, наверное, и книга – были бы уместны в ту мрачную эпоху ценностного кризиса. Но не сейчас. Теперь копирование зарубежных кино-штампов для того, чтобы изменить восприятие общего прошлого воспринимается как карикатура.

Первая публикация: Клуб Крик, 20 марта 2022 г.

Источник: статья в группе автора





1266
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 марта 22:26

цитата

Потому как сомнительно, что в злачные восьмидесятые годы на входе в пионерлагерь можно было увидеть разбитую статую, которая символизировала ценности общества. Такая деталь откровенно вводит неопытного зрителя (подростка) в заблуждение. Показывает реальность не такой, какой та была.


Словарное определение: «злачное место» — место изобильное, желанное, богатое злаками и плодами, место упокоения праведников — рай».
Не нашел вашего года рождения, но 1980е были скудными, бедными, и никак не злачными (в 1982 году была даже принята «Продовольственная программа», для решения проблемы недоедания и дистрофии среди детей). Поэтому денег на ремонт обшарпанной агитации уже не было. Тем более в провинциальном маломерном лагеречке, висящем на шее какого-нибудь мелкого полуразорившегося заводика.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 марта 22:49
Абсолютно верно. Разные были субъекты хозяйствования. Не живал автор в те времена, ну, или, не помнит их. В смысле — автор статьи. Иванов то помнит прекрасно
 


Ссылка на сообщение25 марта 00:00
Соглашусь. При написании задумался, стоит ли употреблять это слово. Но оставил, потому как знаю о советских реалиях по рассказам старшего поколения. О голоде среди родственников никто не говорит. Что, конечно, не отрицает факта голода в регионах, где родня не жила. Касательно символики, уверен, что статуя на входе в лагерь не могла стоять разбитой. После ущерба ее бы убрали, сделав вид, что ничего не было или поставили бы другую. Потому как денег на ремонт действительно не хватало — факт.
Родился в 97-м году.
 


Ссылка на сообщение25 марта 12:40
В 1982 году я пошел в первый класс.
Жил в Казахстане.
Никакого голода не было. Питались нормально.
В 1984-1988 гг в пионерлагерь ездил каждое лето, но там вообще никаких статуй не было, ни целых, ни разбитых.
 


Ссылка на сообщение25 марта 14:21
Вот это больше походит на реальную картину.
 


Ссылка на сообщение25 марта 12:18
https://sci-article.ru/st...
Потребление основных продуктов питания в СССР и РФ
Ханов Айдар Рашитович, аграрный экономист.

Рыба и рыбопродукы на душу населения в год:
1960 — 10, 1970 — 15,9, 1980 — 17,8, 1995 — 9,7 (кг на душу в год)
Молока и молочных продуктов:
1960 — 238, 1970 — 307, 1980 — 310, 1995 — 294 (кг на душу в год)
Яиц:
1960 — 120, 1970 — 159, 1980 — 250, 1995 — 216 (шт на душу в год)
Мяса и мясопродуктов:
1960 — 40, 1970 — 48, 1980 — 59, 1995 — 55 (кг на душу в год)
Хлеб и хлебопродукты:
1960 — 160, 1970 — 149, 1980 — 135, 1995 — 125 (кг на душу в год)
Картофеля:
1960 — 145, 1970 — 125, 1980 — 105, 1995 — 130 (кг на душу в год)
Овощей и бахчевых:
1960 — 70, 1970 — 82, 1980 — 97, 1995 — 76 (кг на душу в год)
в 1982 году видел ребенка 1.5-2 лет с круглыми ногами. В Ташкенте. Анамнез не знаю. За свою жизнь видел единственного такого ребенка.
Мне в детском саду (начало 60-х) давали перед завтраком рыбий жир. Перед обедом — 2 витаминки.
 


Ссылка на сообщение25 марта 12:45
Как наполнить холодильник?
Подключите его к радиорозетке.
 


Ссылка на сообщение25 марта 13:04
«Это был ответ в стиле Бадера — очень веско и на полметра мимо.»
Полдень, XXII век (Возвращение)
А. и Б. Стругацкие
 


Ссылка на сообщение25 марта 13:14
Это вы про свои цитатки с циферками? Изучать экономику по липовым отчетам такое себе занятие, сразу выдает неумех.
 


Ссылка на сообщение25 марта 13:15
Приведите отчет не липовый, а дубовый.
 


Ссылка на сообщение25 марта 13:18
Не было таких в природе ни у кого. Подделки отчетов были, а истинного положения никто не знал из-за обрыва обратных связей.



Карикатура из органа партии, журнал Крокодил, 1982 год.
 


Ссылка на сообщение25 марта 13:29
Если вы говорите о подделках, значит у вас есть с чем сравнивать — есть подлинные цифры.
Приведите их. Ужасните нас!
 


Ссылка на сообщение25 марта 14:58
Уж всякий бред каких-то идиотов без званий точно постить не следует.


Ссылка на сообщение25 марта 17:46
Самый смак в статье — «коллективные грехи прошлого». Я вот был советским пионером, правда, чуть позже, в Перестройку. Теперь видно, до гробовой доски должен каяться перед автором, родившемся в 1997 году, за соучастие в «коллективном грехе». Не зря говорят, что чем позже публицист родился после 1991 года, тем сильнее он пострадал от «сталинизма».
Я вот тоже родился и вырос в Казахстане, в глухой провинции. В дефиците было все ,кроме еды. Точнее, всего было навалом, но народ хотел буржуйских шмоток и тп. А проблемы с питанием и карточки у нас появились вместе с Горбачевым и его командой реформаторов-разрушителей.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 марта 18:12
Родился и вырос в Подмосковье. Начиная с 1978 года, прошел все стадии от октябренка до комсомольца.
Голода не помню, хотя и продуктового изобилия конечно не было. На столе преобладали хлеб и макаронные изделия. Молочка была отвратительная — все разбавленное. Нормальное мясо можно было купить только на рынке, — в магазинах в основном покупали «суповые наборы», то есть кости, едва прикрытые мясом. За колбасой и сыром приходилось ездить в Москву. Вот там действительно было все.
Про шмотки и говорить нечего, — джинсы можно было купить только у фарцовщиков за совершенно сумасшедшие деньги.
 


Ссылка на сообщение25 марта 18:23
Я, напротив, в Подмосковье живу с конца прошлого века. Есть все, кроме достойной жизни, зато до фига борьбы за существование.:-)
 


Ссылка на сообщение25 марта 19:21
Я аккуратно отношусь к прошлому своих поколений. И не привык обличать историю СССР. Потому как знаю из опыта близких, что жизнь в нем была более-менее позитивной или, как минимум, стабильной. Что касается «грехов прошлого», то они были во всех странах, переживавших революции и гражданские войны — так что, никогда не связывал их с конкретной идеологией. Не знаю, где вы все это увидели.
Поэтому задам вам, Евгений, ряд вопросов. Покажите, где в статье написано, что коллективные грехи прошлого связаны со сталинизмом. Объясните, почему считаете, что должны кому-то кланяться. И на основе чего сделали вывод, что должны кланяться автору статьи. Также уточните, почему считаете, будто я называю себя «пострадавшим от явления, которого в тексте даже не называл.
Уверен, так вы осознаете, что сарказм оказался беспочвенным.
 


Ссылка на сообщение25 марта 22:03
А я про «кланяться» ничего и не говорил, только про каяться.
Ну вот такая фраза прежде всего:
«Нежелание признать грехи коллективного прошлого и попытка от них отказаться привела «Пищеблок» к граблям, на которые мы наступили в девяностые годы.»
То есть, вы за нежелание Иванова осуждаете, так из фразы становится понятно. Или вы неточно сформулировали.
Впрочем, вы так толково обозначили свою позицию в комментарии, что часть вопросов действительно снимается, а о другой лень да и некогда спорить. Есть только пожелание в дальнейшем точнее выражать свою позицию в основном тексте, а не в последующих дискуссиях.
 


Ссылка на сообщение25 марта 23:06
Нет, сформулировал точно. Иванова, используя ваше выражение, осуждаю: его демарш в сторону «антипропаганды» глуп. Можно было просто написать крепкую жанровую историю, без пошлой эксплуатации темы.
 


Ссылка на сообщение25 марта 23:19
невозможно этим не согласиться. Но у ЭТИХ свербит, они по другому не могут.
Рекомендую разбор в Ютубе на канале Тактик Медиа разбор историком его дилогии «Тобол» и сериала. Иванов и там соврамши изрядно, хотя без всякой советской власти обошлось.
 


Ссылка на сообщение26 марта 14:56
Спасибо, ознакомлюсь.
 


Ссылка на сообщение26 марта 20:38
Люди склонны запоминать хорошее. Тем более когда речь идет о молодости. И трава была зеленее, как говорится. Поэтому довольно смешно читать такие уверенные утверждения от человека, который в те времена не жил и знает только с чьих-то слов, как было хорошо в СССР. Голода, конечно, не было, но нельзя сказать, что питались мы сытно и качественно. Так себе питались по сравнению с нынешними временами. Про все остальное помимо питания и говорить не стоит. И статуи могли стоять разбитые. Это сейчас каждый год плитку перекладывают. Если что, СССР закончился, когда я была уже в очень сознательном возрасте.
 


Ссылка на сообщение26 марта 21:32
В то, что статуя не где-нибудь, а на входе в пионерлагерь могла стоять разбитой, не верю. Скудности питания никто не отменяет. Об отсутствии голода говорят те, кто жил в то время — докажите им свою позицию.
 


Ссылка на сообщение27 марта 21:01
Даже не сомневалась, что снова про сытный Советский союз с таким апломбом рассказывает человек 1988 года рождения. И рассказы очевидцев для него роли не играют. На этом дискуссию можно закрывать :-D
 


Ссылка на сообщение28 марта 22:46
Про вытрезвители в СССР, видимо, очевидцы не сообщали. И про пенсии в 17 рублей. И только потом вдруг начались пьянство и нищета, ага. Специально для вас анекдот времен СССР:
«Дети, в какой стране самые красивые игрушки?» Дети (хором): «В Советском Союзе!» Воспитательница «А в какой стране самые нарядные детские одежды?» Дети (хором): «В Советском Союзе!» Воспитательница: «А в какой стране самое счастливое детство?» Дети (хором): «В Советском Союзе!» Воспитательница: «Вовочка, почему ты плачешь?» Вовочка (сквозь слезы): «Хочу жить в Советском Союзе!»

А термин «антисоветчик» в 21 веке — это уже диагноз. Всего хорошего. Счастливого пребывания в мире своих иллюзий.
 


Ссылка на сообщение30 марта 02:33
Какое предсказуемо агрессивное поведение. Почему-то все любители совка такие. И неудобные фрагменты цитат предсказуемо исчезают из ответов. Туннельное зрение.
И кстати, вы попали в точку. Образование позволяет мне ставить диагнозы людям, пребывающим в мире собственных иллюзий.
 


Ссылка на сообщение30 марта 14:07
Ушли от темы рецензии — достаточно!
 


Ссылка на сообщение9 апреля 09:46
В Вологодской области первые талоны появились в 1983 году.


Ссылка на сообщение25 марта 18:25
Две цитаты по теме.
Джордж Оруэлл (Эрик Артур Блэйр):

цитата

Литература — это всегда пропаганда.

Михаил Жванецкий:

цитата

Давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел, до хрипоты, до драки, воспринимая вкус еды на слух, цвет на зуб, вонь на глаз, представляя себе фильм по названию, живопись по фамилии, страну по «Клубу кинопутешествий», остроту мнений по хрестоматии.


Ссылка на сообщение26 марта 06:56
Я бы больше поверил в серьёзность проблематики и правдоподобность темы сериала, прокати Подгаевский в нём тему «В СССР секса нет».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 марта 14:57
Вдвойне за Подгаевского обидно. Пробивает дно каждой последующей работой, хотя дебютировал сильно.
 


Ссылка на сообщение27 марта 05:38
holodny_writer

В болоте дна нет, а Подгаевский и иже с ним там всё золото ищут.
 


Ссылка на сообщение27 марта 14:19
Деньги они там ищут. Хотя, тоже в какой-то степени золото.
 


Ссылка на сообщение27 марта 15:34
holodny_writer
И как, бюджет отбивают?
 


Ссылка на сообщение27 марта 16:16
Да вроде бы. Приноси фильмы убытки, никто бы не снимал.
 


Ссылка на сообщение28 марта 10:42
holodny_writer
Или тусовка присосалась к гособеспечению.


Ссылка на сообщение26 марта 19:09
Что называется, разнесли в пух и прах.


Ссылка на сообщение27 марта 05:40
Roland23
Первый нормальный комментарий.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх