ВЕКТОР БЕЛОРУССКОЙ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «steklysh» > ВЕКТОР БЕЛОРУССКОЙ ФАНТАСТИКИ Статья в еженедельнике «Литература и мастацтва» от 26 февраля 2010 г.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ВЕКТОР БЕЛОРУССКОЙ ФАНТАСТИКИ Статья в еженедельнике «Литература и мастацтва» от 26 февраля 2010 г.

Статья написана 9 апреля 2010 г. 09:36

                                                ВЕКТОР БЕЛОРУССКОЙ ФАНТАСТИКИ

        Фантас тика была и остается одним из самых популярных литературных жанров.  Современная научная фантастика стремится исследовать человека в условиях быстро меняющегося под влиянием научных достижений мира, изучить особенности мышления, поведения и взаимо¬отношений людей в необычных, экстремальных условиях, в которых они могут оказаться благодаря тем или иным научным свершениям. И хотя научная фантастика является опережающим отражением действительности, такой подход позволяет ей поднимать и обсуждать чрезвычайно важные научные, социальные и психологические проблемы, актуальные для наших современников.

Тиражи произведений С. Лукьяненко, В. Головачева, братьев Стругацких достигают десятков миллионов экземпляров.

        А что же в Беларуси? В начале 90-х годов фантастические произведения современных белорусских писателей активно публиковали государственное издательское предприятие «Юнацтва» и частное издательство «Эридан». Издательство «Юнацтва» выпускало прославленную серию «Библиотека приключений и фантастики», в которой увидели свет произведения белорусских фантастов Н. Новаш, Вл. Куличенко, С. Трусова и др. Издательство «Эридан» организовало выпуск журнала «Фантакрим-Мега», где были опубликованы произведения С. Булыги, Е. Дрозда, Б. Зеленского,

Ю. Брайдера и Н. Чадовича и других авторов, издавало авторские сборники и книги. Проводились литературные конкурсы, фестивали и встречи писателей-фантастов.  В то время положение с изданием фантастических произведений белорусских писателей можно было признать вполне благополучным.  

       Начиная с середины 90-х годов, после объединения государственных издательств «Юнацтва» и «Мастацкая литаратура» и ликвидации частного издательства «Эридан», ситуация начала стремительно ухудшаться. На книжный рынок Беларуси хлынул неудержимый поток фантастических произведений российских авторов, популяризации которых способствовали рекламные кампании в СМИ. Белорусская фантастика оказалась вытесненной на обочину книгоиздательского процесса.  Авторы, названия чьих произведений еще вчера были на устах читающей публики, теперь были вынуждены сочинять «в стол» либо томиться в многолетних очередях в московских издательствах, где их никто не ждал. Писатель, потративший на создание своего произведения, нередко, несколько лет, наконец приходил с рукописью в издательство, где ему с вежливой улыбкой объясняли, что читатель охладел к белорусской фантастике и было бы разумным не тратить попусту бесценное время на соревнование с московскими «акулами пера», а «строчить» так называемую «популярку», то есть научно-популярную, справочную и учебную литературу, на которую всегда будет сохраняться устойчивый спрос.

           Однако в начале 2000-х годов наметился спад интереса читающей публики к книге. Причины спада в большей степени макроэкономические, и они хорошо известны.  Усугубило негативные процессы стремительное распространение Интернета и цифровых технологий. Время быстрых и легких денег в книжном бизнесе миновало. Книга стала дорогим подарком. Многие издатели в погоне за прибылью забыли, что создание книги в огромной мере искусство, а не только производственный процесс. Всегда существует дефицит талантливо изданной книги. В ней важно все – текстовое содержание, оформление, полиграфическое исполнение. Важна новизна подачи информации – как визуальной, так и текстовой.  Однако именно по части новаторских идей белорусские издатели не блещут, предлагая в сотый раз потчевать читателей сборниками кулинарных рецептов или пособиями по садоводству. Руководство издательства неизбежно отдает все усилия продвижению продукции на рынки, а редакторы не желают брать ответственность за формирование «портфеля рукописей», резонно полагая поплатиться рабочим местом в случае неудачи предложенного к реализации проекта. В итоге получается, что с авторами работать некому. Отдельно стоит вопрос об оплате авторского труда. Объективно цены на исходные материалы для производства печатной продукции приближаются или вплотную приблизились к мировым. Однако продать саму книгу по средней мировой цене практически невозможно.

Несмотря на колоссальные трудности последних лет, многие белорусские фантасты сумели выстоять и сохранить любовь к творчеству. За десятилетия плодотворного сотрудничества Ю. Брайдер (недавно ушедший от нас) и Н. Чадович опубликовали порядка тридцати  произведений, главным образом в московских издательствах, активно печатается в Москве О. Громыко, сравнительно часто  наведывается с новыми рукописями в «белокаменную» С. Булыга. К сожалению, судьбы других известных белорусских писателей-фантастов сложились иначе, в большинстве своем их произведения пылятся в полках письменных столов. Не будем забывать, что контингент авторов составляют в основном люди пенсионного или предпенсионного возрастов. Престиж литературного труда резко упал. Молодежь «не идет» в литературу, опасаясь повторить незавидный удел старших собратьев.

Мы хотим печататься в белорусских издательствах и ждем поддержку не только от государства, но и от частных издателей.

В сентябре 2009 года издательство «Харвест» выпустило в свет 12 книг серии «Белорусская современная фантастика», в которой представлены романы и повести Ю. Брайдера и Н. Чадовича, Н. Чергинца, А. Силецкого, Н. Новаш, М. Деревянко, С. Цеханского, Е. Дрозда, Е. Конышевой и А. Груздова, Вл. Куличенко. В серию также вошли написанные по-белорусски произведения Г. Авласенко «Дикие кошки Барсума» и сборник повестей А. Алешкевича «Дети звезд».

Перемещение во времени, покорение далеких планет, борьба цивилизаций, контакты с другими формами разума, эволюция человечества после глобальных катаклизмов — вот некоторые темы произведений, многие из которых изданы впервые. И белорусские читатели имеют возможность первыми познакомиться с новыми произведениями популярных авторов.

                                                                                                            

                                                                                                                Владимир Куличенко,

                                                                                                               

                                                                                                                председатель секции «Приключения

                                                                                                                и фантастика» Союза писателей Беларуси,

                                                                                                                директор Белорусского республиканского

                                                                                                                литературного фонда





371
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 апреля 2010 г. 17:04

цитата steklysh

Тиражи произведений ведущих российских фантастов С. Лукьяненко, В. Головачева, братьев Стругацких

Стругацкие не могут быть ведущими российскими фантастами. Ну никак.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 апреля 2010 г. 13:39
Благодарю за поправку.:beer:


⇑ Наверх