424 Иллюстрированные былины


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 424. Иллюстрированные былины: Святогор (худ. И.Билибин, В.Перцов, В.Лосин, В.Конашевич, Н.Кочергин, Е.Кибрик, Н.Цейтлин, Я.Манухин, В.Кульков, К. и Б. Кукулиевы)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

424. Иллюстрированные былины: Святогор (худ. И.Билибин, В.Перцов, В.Лосин, В.Конашевич, Н.Кочергин, Е.Кибрик, Н.Цейтлин, Я.Манухин, В.Кульков, К. и Б. Кукулиевы)

Статья написана 2 июля 2022 г. 12:03

Илья Муромец, Микула Селянинович и Святогор

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

Среди былин об Илье Муромце есть несколько, посвящённых его дружбе с великаном — богатырём Святогором. А великан Святогор, в свою очередь, связан с крестьянином Микулой Селяниновичем.

К. и Б. Кукулиевы

Моя память сохранила впечатления о Святогоре из глубокого детства. В журнале «Мурзилка» в январском номере за 1972 год был опубликован рассказ о великане. Иллюстрации были палехских живописцев.

1) Великан Святогор и кузнец. Завязка более для того, чтобы показать масштаб: Святогор наступает на землянку и перекрывает трубу. Но есть и сюжетный зачин: кузнец даёт Святогору возможность исполнения двух желаний.

«Мурзилка». 1972-01 (худ. К. и Б. Кукулиевы)
«Мурзилка». 1972-01 (худ. К. и Б. Кукулиевы)

2) Встреча Святогора с Ильёй Муромцем. Опять-таки масштаб. Художниками проигнорирован совершенно сказочный эпизод с помещением Ильи в карман великана по подсказке великанской жены. Ну ладно, потом у Билибина посмотрим.

«Мурзилка». 1972-01 (худ. К. и Б. Кукулиевы)
«Мурзилка». 1972-01 (худ. К. и Б. Кукулиевы)

3) Один из самых памятных моментов в русском былинном цикле — это рассказ о попытке Святогора перевернуть Землю. В «Мурзилке» эпизод описывается так: Святогор нашёл кольцо и стал его тянуть. Тужится, уходит в землю вместе с конём, пока полностью не исчезает с поверхности. Впечатляющая физическая головоломка: может ли Мюнхгаузен вытащить себя за волосы, может ли богатырь сам себя загнать под землю.

«Мурзилка». 1972-01 (худ. К. и Б. Кукулиевы)
«Мурзилка». 1972-01 (худ. К. и Б. Кукулиевы)

Запомнился мне в раннем детстве этот эпизод. А картинки не запомнились, что очень странно. Вроде бы, и палехская манера оригинальная, но не зацепила. Приходится признать: в моём восприятии раскрученные художники Кукулиевы относятся к безликим иллюстраторам.

Интересно также, что в этом рассказе Святогор тянет кольцо. Это чистая космогоническая идея. Архимед мечтал перевернуть Землю, но он всё рассчитал теоретически и понимал, что ему сначала требовалось найти точку опоры. А русский богатырь полагался не на рычаг, а на собственную силу. Проявляется необразованность воина, но зато какие стремления!

А так-то, более была распространена притча о котомке с землёй. Притча сословная: крестьянин пашет землю, подъезжает воин. Воин ищет, какой бы подвиг совершить. Ему предлагают котомку поднять. Святогор тянет котомку, поднять её не может и уходит под землю. В общем, в котомке землица, крестьянин Микула Селянинович её с лёгкостью подхватывает, а великан богатырь Святогор понимает предел своих сил. Понятно, что подобная притча с классовых позиций соответствовала советской идеологии. Тем удивительнее, что в 1972 году в «Мурзилке» Святогор представлен титаном, чьи помыслы достойны античных мылителей.

И.Билибин

Билибин обратился к былине о Святогоре в 1941 году после возвращения в СССР из эмиграции. Имеется одна полноценная цветная иллюстрация и несколько контурных рисунков. Видно, что мастерство своё Билибин не растратил и к 65-летию. Жаль, что развернуться ему не удалось: отблески модерна сталинской довоенной эстетике не соответствовали.

1) Илья Муромец увидел грозного богатыря и на всякий случай прячется на дереве.

Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин

2) Святогор завалился спать. Жена Святогора (женщина обычного роста) пригласила Илью слезть с дерева, объясняет, что великан не опасен. Изумительный рисунок. В авторитетном искусствоведческом альбоме «Билибин» этот рисунок квалифицирован как набросок. В современном издании Мещерякова помещён раскрашенный рисунок. Мне кажется сомнительным, что раскраска принадлежит самому Билибину.

Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин

3) Разрозненные рисунки, относящиеся к завершающим эпизодам былины. Святогор тянет котомку с землёй и уходит в землю по колено. Но крестьянина Микулы пока нет среди персонажей. Да и вообще, Святогор вовремя остановился и под землю не ушёл (бросил котомочку).

Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин

4) Билибин рисует вариант окончания, в котором Смерть подала Святогору знак: на его пути встретился гроб, он решил этот гроб примерить, да так и остался там (гроб его не выпустил). Илья Муромец пытается вызволить Святогора, но разбить обручи на гробе ему не под силу.

Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин

В.Конашевич

У Конашевича исходный текст былины был близок к тому, который иллюстрировал Билибин. Потому и мотивы перекликаются.

1) Святогор собирается поднять котомку с землицей.

Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич

2) Илья Муромец и гроб Святогора.

Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич

Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич

Н.Цейтлин

Рисунки Цейтлина похожи на цветные витражи. А сюита его более посвящена лирической линии былины — жене Святогора.

1) Святогор находит себе жену.

Худ. Н.Цейтлин
Худ. Н.Цейтлин

2) Илья Муромец спускается с дуба по приглашению жены спящего Святогора.

Худ. Н.Цейтлин
Худ. Н.Цейтлин

3) Святогор тянет котомку и уходит под землю.

Худ. Н.Цейтлин
Худ. Н.Цейтлин

4) Жена остается верна Святогору, прощается с Ильёй Муромцем и превращается в ракиту.

Худ. Н.Цейтлин
Худ. Н.Цейтлин

В.Перцов

Перцова более интересует богатырская силушка. Несмотря на присутствие Микулы Селяниновича в названии былины, в рисунках Перцова он не появился.

1) Могучий великан Святогор. Знакомство с Ильёй Муромцем (в этой версии он встречает дремлющего на ходу Святогора и будит его ударами копья, которые великану как комариные укусы).

Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

2) Изумительный рисунок: у Святогора, тянущего котомку, от напряжения глаза вылазят из орбит. Чувствуется, что от такого напряжения можно и под землю уйти.

Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

В.Лосин

1) Лосин даёт галерею портретов в книжном сборнике былин. Явно сказочные великаны выписаны по всем канонам реализма.

Худ. В.Лосин (2007)
Худ. В.Лосин (2007)
Худ. В.Лосин (2007)
Худ. В.Лосин (2007)

2) Ранее в «Мурзилке» Лосин рисовал встречу Святогора и Ильи — великан был вполне допустимого роста.

«Мурзилка». 1981-11 (худ. В.Лосин)
«Мурзилка». 1981-11 (худ. В.Лосин)

Н.Кочергин

Кочергин уделял большое внимание фигуре Микулы Селяниновича.

1) Отдельный портрет крестьянина-кормильца как центрального персонажа былины.

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

2) Цветной и чёрно-белый вариант встречи Микулы с великаном Святогором — на земле та самая котомочка. Пафосный сборник героических былин.

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

3) Обращение к сказочной стороне былины в другом сборнике. Жена кормит Святогора (где-то в листве дерев засел Илья Муромец). Показано, насколько Святогор добродушен.

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

4) Святогор проснулся (Илья его копьём в носу почесал), подружился с Ильёй Муромцем и положил его в карман (чтобы путешествовать вместе).

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

Е.Кибрик

Художник Кибрик тоже проиллюстрировал сборник былин в начале Пятидесятых. Портреты Микулы и Святогора. Микула явно центральный персонаж.

Худ. Е.Кибрик
Худ. Е.Кибрик
Худ. Е.Кибрик
Худ. Е.Кибрик

В.Кульков

Кульков в поздне-советское время подавал былины в сказочном антураже в расчёте на детскую аудиторию.

Худ. В.Кульков
Худ. В.Кульков
Худ. В.Кульков
Худ. В.Кульков

Я.Манухин

В отдельном издании книжки-картинки предполагалась наличие в иллюстрациях концепции. Художник Манухин сделал лёгкий акцент на древне-русскую живопись.

Приключения Святогора изображались красочно и достаточно детально.

Худ. Я.Манухин
Худ. Я.Манухин

Худ. Я.Манухин
Худ. Я.Манухин

Но центральными персонажами выставлен всё же Микула Селянинович (Илья Муромец к нему просто присоседился).

Худ. Я.Манухин
Худ. Я.Манухин

Всё-таки не был оценён русскими людьми порыв Святогора к перевёртыванию земли. Крестьянский практицизм загнал добродушного романтика под землю.





484
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 июля 2022 г. 21:47
Что любопытно: все используют подход, при котором Святогор нормального роста, а все кругом маленькое. Даже у Кочергина голова до туч выглядит туманом.
Взгляда детского, снизу вверх — нет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июля 2022 г. 06:55


⇑ Наверх