Марта Уэллс Отказ всех


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «iRbos» > Марта Уэллс «Отказ всех систем»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Марта Уэллс «Отказ всех систем»

Статья написана 22 июня 2022 г. 10:48

Отказ всех систем

Автор: Марта Уэллс

Дата выхода: 2019

Издательство: fanzon

От фантастических книг я всегда приблизительно понимаю, чего ожидать. Выводы легко делаются на основании отзывов людей с похожими вкусами (или наоборот) и общего информационного фона книги. Поэтому несмотря на западные премии и в принципе положительный отклик публики у нас, я ничего особо от сборника Марты Уэллс о Киллерботе не ждал и это полностью себя оправдало.

Дело здесь даже не в том, что пара повестей под красивой обложкой — это чистейшее развлекательное чтение. Просто из-за небольшого объёма автору не удалось ничего нормально описать, кроме главного героя. Поэтому, чтобы книга понравилась, вы должны либо почувствовать сродство с ним, либо нет. Протагонист — получивший независимость и сознание андроид-автостраж — классический хикка, выкристаллизованный представитель поколения снежинок. Киллербот не умеет и не любит общаться с людьми, зато при любом удобном случае с головой погружается в защитный кокон сериалов, откуда и черпает все знания о хомосапиансах. При этом он очень КРУТОЙ. С пушками и всяким таким. Думаю, можно легко найти пару аниме, которые начинаются так же. Лет десять назад подобный персонаж, наверное, мог бы найти у меня отклик, сейчас вызывает скорее лёгкое раздражение. Хотя в целом я понимаю, почему многим он понравился и показался очень уютным.

Сюжет тоже ничем интересным похвастаться не смог. В заглавной повести под угрозой оказываются жизнь подопечных-исследователей автостража. Кто-то целенаправленно хочет избавиться от их присутствия на планете. Поэтому в ход идут диверсии и саботаж всех мастей. Написано увлекательно, но никаких твистов здесь нет. Просто появляется внешний враг, которому герои под покровительством нашего андроида, используя свою смекалку, навешают по первое число. Как задел, история воспринималась бы нормально, но дальше всё пошло, наоборот, по наклонной.

Увы, вторая повесть с ироничным названием «Искусственное состояние» оказалась по всем параметрам хуже. Новые персонажи стали ещё менее запоминающимися, а сюжет — лихорадочным и натянутым. Получив заслуженную полную свободу, наш Киллербот отправился по местам боевой славы: узнать, как случился сбой, из-за которого он когда-то убил своих подопечных. К сожалению, опять никаких откровений мы не увидим — просто очередное приключение тела. Отягчающим обстоятельством для восприятия стал сюжетный троп, когда герою начинает помогать суперкрутой бог из машины искусственный интеллект. Такой поворот даже более именитым мастерам, вроде Хайнлайна («Луна — суровая госпожа») и Карда («Голос Тех, Кого Нет»), удавался не совсем гладко, а здесь смотрится вообще печально.

В конце можно было бы немного взгрустнуть: и премии нынче не те, и непонятно за что их дают. Но основная проблема в том, что меня всю книгу не покидало ощущение — она как будто написана копирайтером с чётким портретом целевой аудитории перед глазами. Поэтому не исключаю — ей приключения андроида-мизантропа действительно могли прийтись по душе. Жаль, всех остальных автору зацепить оказалось нечем.




P.S. Если понравился текст, подписывайтесь так же на мой телеграм-канал и группу в ВК. Все интерактивы и неформатные материалы обитают там)





1201
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 июня 2022 г. 20:45
Объем определяется автором, поэтому из-за малого объема что-то не втиснуть — это как-то :(:(:(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2022 г. 20:56
В данном случае никто автора не оправдывает, просто констатация факта)))


Ссылка на сообщение22 июня 2022 г. 22:04
Вообще, как отдельная повесть, «Отказ» работает т.е. умерено развлекает. Да и сам Киллербот тут вполне органичен и где-то даже мил. Но автор попала в классическую ловушку неожиданного успеха – «Отказ» многим понравился и насобирал ворох премий (незаслуженно я считаю), и значит надо было ковать железо пока горячо, а идей то нет. И понеслась… Из любопытства прочитал весь цикл и там всё довольно печально – сюжет никакой, персонажи кроме протагониста просто статисты, мир так толком и не описан и т. д. и т.п. Вывод: надо уметь вовремя наступать на горло собственной песне и не плодить откровенно плохие продолжения к средней по качеству повести, пусть и с занятным главным героем. Кстати, видимо Марта Уэллс это понимает, и похоже с циклом про Киллербота наконец закончила.
P.S.
Премии дали зато, что Киллербот позиционирует себя, как интроверта-асексуала с гаптофобией, которому все эти лямуры нафиг не сдались. Ну и он к тому же типичный цундере с рыцарскими замашками. Ядерная смесь однако) Даже меня проняло)) Ну и факт пола Уэллс, видимо, сыграл свою роль. Теперь за это выдают Хьюго, Небьюлы etc. И это было бы даже смешно, но жюри этих премий действовали прям со зверской серьезностью)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2022 г. 23:22
Соглашусь со всем до PS. Первая повесть действительно умеренно развлекала. И это тоже хорошо. Я, правда, думал-думал и решил дальше не читать. Время пожалел. Рад, что не ошибся.
На счёт PS. Я в принципе не сильно поддерживаю плач ярославны, что премии нынче не тем дают. Или дают за повесточку. Будем честны, эти книги действительно имеют свою аудиторию и кому-то очень нравятся. Может быть из-за наличия этих, элементов может нет. Но я лично действительно знаю пару человек, которым понравились эти книги. И они прям радовались, когда вышла третья. Просто у меня с ними вкусы расходятся) но они вполне попадают под ца этой книги.
На счёт пола автора полез гуглить даже. Оказалось все же просто женщина) не, я думаю, это тут уже точно роли не играет. Если бы она ещё была по лгбт можно было бы что-то сказать, а это уже давно не играет особо.
 


Ссылка на сообщение23 июня 2022 г. 00:45
Так и мне понравилась первая повесть. И к идее продолжения я поначалу отнесся позитивно. Это дальше начался адок) Насчет неважности пола и повестки я бы даже согласился… год назад. Но дело в том, что я как раз недавно добил ВСЕ произведения, взявшие Хьюго, в категории «Лучший роман» с 56 года. Вплоть до, что иронично, «Сетевого эффекта» 2021 г. И большую часть лауреатов из категорий «Лучшая повесть» и «Лучший рассказ». Ну и приличное количество номинантов. Общее качество текстов СИЛЬНО просело, начиная с середины 10-х. Пишут просто плохо. Очень. Сюжеты рваные, персонажи плоские, идеи не то что не раскрыты, даже не выражены внятно. Про степень проработки миров, окружения, второстепенных персонажей вообще говорить не стоит. Последним романом, которому дали премию и от которого я не плевался был «Задача трёх тел» 2015 года. Не самое сильное произведение в моей жизни, да и ценность его больше в показе культурно-исторических особенностях Китая 20 века чем в фантастике. Но всё же вполне недурно. И если, скажем, в нулевых премию получали Кларк за «Стренджа» или Виндж за «Конец радуг», то в 10-х мы имеем Джемесин получающую Хьюго ТРИ года подряд (рекорд кстати) за откровеннейшую халтуру, но зато идеально вписывающуюся в так называемую современную «повестку». Эта литературная деградация особенно видна, когда читаешь всё это подряд. Прям обидно: у Хьюго всякое было в истории – и награждали порой странно и номинировали порой не пойми кого, но общее качество текстов было стабильно высоким. Было на, что ориентироваться. Насчет пола… рискну вызвать народный гнев, и всё же с 2016 г. в категории «Лучший роман» награждают исключительно женщин. В номинантах иногда проскальзывают мужчины, но редко. И тут либо мужики резко и на пустом месте разучились писать фантастику вообще, либо политическая конъюнктура победила здравый смысл. Я склоняюсь ко второму варианту и это печально, ведь цензура есть зло.
 


Ссылка на сообщение23 июня 2022 г. 08:17
Джон Скальци «Люди в красном» (2013), Джо Уолтон «Среди других» (2012), Чайна Мьевиль «Город и город»(2010) (ИМХО) достойны премии.
 


Ссылка на сообщение24 июня 2022 г. 18:32
Джо Уолтон — это она, если память не барахлит.
 


Ссылка на сообщение23 июня 2022 г. 09:34
Дело не в «деградации» и «цензуре». Моя гипотеза (будем называть ее так из-за наличия лишь косвенных данных), что на самом деле на это все влияют... Деньги. Парам-пам) Дело в том, что где-то лет двадцать-десять назад в книжную отрасль западную прочно пришел маркетинг и неожиданно все открыли для себя, что оказывается женская аудитория не просто существует, но и делает львиную долю продаж. И чам дальше, тем этот тренд прогрессирует. И если раньше книги писались либо для мужчин, либо для всех, то сейчас их пишут и целенаправленно под эту аудиторию. Потому что кто платит, тот и заказывает музыку. А запрос там по массе чуть другой. То есть все эти идеи и проработка мира волнует их меньше, чем условно внутренний мир героев. Вот и премиям пришлось перестроиться под запрос времени. Ну и да, качнувшийся обратно социальный маятник тоже никто не отменял, хотя его влияние, мне кажется, куда меньше.
Поэтому просто мужчины с их книжками для себя проиграли войну долларом и рублем за свое право голоса. Поэтому и у Киллербота есть допечатки, а у многих более качественных книг ее нет.
Все выводы основаны на работе в издательстве с сильным маркетингом. Коллеги часто ездили на западные конференции и привозили много интересных презентаций, где прям некоторые кейсы подробно расписывались. Но все равно это остается лишь частным мнением.
 


Ссылка на сообщение23 июня 2022 г. 11:45

цитата iRbos

женская аудитория не просто существует, но и делает львиную долю продаж.

Логично предположить, что женскую аудиторию в основной массе может больше интересовать что-то из нежного девичьего фэнтези, а не попытки домохозяек написать «научно-фантастические» романы. Конечно нельзя ждать от домохозяек уровня Питера Уоттса или Грега Игана по научности, но... Кстати, у Марты Уэллс с «научностью» всё не так уж и плохо.
 


Ссылка на сообщение23 июня 2022 г. 11:50

цитата ffr

Логично предположить, что женскую аудиторию в основной массе может больше интересовать что-то из нежного девичьего фэнтези, а не попытки домохозяек написать «научно-фантастическ ие романы». Конечно нельзя ждать от домохозяек уровня Питера Уоттса или Грега Игага по научности, но ... Кстати, у Марты Уэллс с «научностью» всё не так и плохо.

Хех, это махоровые стереотипы. Женская аудитория неоднородна (сюрприз, не состоит из одних домоходяек) и не читает что-то одно. Они хотят и фэнтези, и фантастику, и то, и вот то. Потому что тоже люди. И за свои хотелки они готовы платить) А еще продвигать и рассказывать об этом всем. Не даром это называется «сарафанное радио»)))

цитата ffr

Кстати, у Марты Уэллс с «научностью» всё не так и плохо.

Не спец, но на вид в целом да, просто не интересно лично для меня.


Ссылка на сообщение23 июня 2022 г. 15:59

цитата iRbos

Жаль, всех остальных автору зацепить оказалось нечем.

Как Вы лихо за всех решили, даже завидно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июня 2022 г. 16:04
¯\_(ツ)_/¯
 


Ссылка на сообщение24 июня 2022 г. 13:06
Я прошу искренне прощение за Флуд — а как Вы нарисовали такой смайлик? :-)

Женская аудитория существует — Вы правы. Но мне кажется, сегодня подобное фэнтези уже не удивляет в смысле того, что порой жаль тратить на него время — которое, как известно стоит много))
 


Ссылка на сообщение24 июня 2022 г. 13:18
В гугле вбил «Смайлик разводящий руками» и скопировал) Он очень баянистый, его легко найти)))

цитата neo smile

Женская аудитория существует — Вы правы. Но мне кажется, сегодня подобное фэнтези уже не удивляет в смысле того, что порой жаль тратить на него время — которое, как известно стоит много))

Все готовы тратить свое время на разное) Вопрос именно в концентрации аналогичных вкусов у людей.
 


Ссылка на сообщение24 июня 2022 г. 16:19

цитата iRbos

Все готовы тратить свое время на разное) Вопрос именно в концентрации аналогичных вкусов у людей.

Ну не только в этом вопрос)) Сейчас модно заигрывать с классикой — в том числе с концептами фантастов НВ 60х прежнего века. Из того, что вы написали — спасибо за рецензию:beer: — у меня вышла личная ассоциация. Все эти андроиды-мизантропы очень сильно похожи на соавторство ФКДика и Желязны «Господь Гнева». Роман не самый лучший — но очень глубокий.
Из этих соображений читать что-то от современных авторов страшновато. В рецензии уловила мысль — местами тема умышленно перегружена.
Касательно, например, того же Желязны в похожей тематике — если даже мастодонты порой лажают... Ну, я лучше кино хорошее в смешении жанров посмотрю. Если не вытянут тему — хотя бы дадут компенсацию хорошей визуализации.
Тем более книжки сейчас хороших денег стоят — в определенном смысле мне не нужны такие риски))

цитата iRbos

В гугле вбил «Смайлик разводящий руками» и скопировал) Он очень баянистый, его легко найти)))

Спасибо! Зазвучала песня — зацепило сильно:-)


Ссылка на сообщение24 июня 2022 г. 13:07
Мне понравилась первая книга. Весело и необычно. Особенно ковернадцатая серия «Рассвета и гибели «Лунного заповедника»:-)))
На мой взгляд, твёрдая восьмёрка.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июня 2022 г. 13:20

цитата Denver_inc

Весело и необычно. Особенно ковернадцатая серия «Рассвета и гибели «Лунного заповедника»

Лунный заповедник вообще лучшее, что там есть. Но я все ждал, когда автор не удержится и врубит что-то из современных сериалов)


Ссылка на сообщение24 июня 2022 г. 23:21
Приятная вещь, которая в свое время хорошо меня развлекла.


⇑ Наверх