Оби Ван Кеноби


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Farit» > Оби-Ван Кеноби
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Оби-Ван Кеноби

Статья написана 27 июня 2022 г. 14:57

Сериал «Оби-Ван Кеноби» – не первое наше погружение в период между «Местью ситхов» и «Новой надеждой», до того были «Изгой-один» и «Хан Соло», но там мы видели в общем-то традиционные для «Звездных войн» гонки и героическое превозмогание без каких-то попыток более менее цельного осмысления событий. А оно, а общем-то, необходимо.

Мало кто задумывается о том, что время взросления Люка и Леи Скайуокеров представляют собой едва ли не самый загадочный период в известной нам истории далекой-далекой Галактики. Благодаря первой трилогии мы знаем, что произошло после этого – восстание, которое в итоге привело к падению Палпатина. Дети Анакина бросили вызов всесильному императору и благодаря доблести, отваге, высоким моральным качествам, а также помощи друзей и единомышленников победили. Победили в открытой и честной – во всяком случае со своей стороны – борьбе.

Благодаря второй трилогии мы знаем, что происходило перед ним – рост противоречий Старой Республики и война клонов как их итог, на фоне чего разворачивался масштабный заговор будущего императора, который закончился истреблением джедаев и воцарением Палпатина. Хитрость, коварство и жестокость победили и, если уж по чесноку, победили совершенно заслуженно.

Обе трилогии наполнены активным действием – войны и заговоры, восстания и интриги, обман и доблесть, в общем, всем тем, за что мы любим «Звездные войны».

Интересующий нас период, по идее, должен в корне отличаться как от предшествующего, так и от последующего. Конечно же войны, восстания, интриги и все такое прочее возможны и там. Они и показаны в перечисленных выше фильмах. Но тамошние события ни в коем случае не являются основным содержанием этого времени.

Парадоксально, но оставшиеся в строю джедаи в рамках этого периода должны были уподобиться своим врагам-ситхам, то есть вместо привычной им открытой и честной борьбы использовать совершенно другие инструменты. Заговоры, тайные планы и их воплощение, действия в глубоком подполье, системная работа по его созданию и поддержке, агитация и пропаганда, поиск и вербовка союзников…

Насколько хорошо у них это получилось? Мы все видели «Новую надежду» и прекрасно знаем, что ничего об этом не знаем.

Если верить первой трилогии во всей Галактике к тому времени осталось всего-то два джедая: Йода и Оби-Ван Кеноби. Скрытность джедаев в этот период совершенно объяснима – в условиях, когда они практически полностью истреблены любые проявления Силы ситхи с очень высокой вероятностью уловят, а дальнейшее – дело техники, которой у императора более, чем достаточно. Я так думаю, что Палпатин, который едва ли не все действие первой трилогии просидел на своем высокотехнологичном троне, именно этим и занимался – изображал паука, ибо более всего боялся именно возвращения джедаев. Не зря боялся, что уж там говорить. Его власти пришел конец в фильме именно с таким названием.

Йода сидел среди болот на планете Дагоба и прятался.

С Оби-Ваном ситуация куда более интересная. С одной стороны, он на момент начала «Новой надежды» – обычный старец с Татуина, к которому мало кто из его соседей проявляет интерес. С другой стороны, именно к нему Лея Органа в критический момент послала двух дроидов с планами Звезды Смерти.

Правда адресатом этих планов он изначально не являлся и если бы не Дарт Вейдер, которому приспичило захватить принцессу в окрестностях именно Татуина, а не где-нибудь еще, то и истории бы не было. Ее, историю, то есть, спасает то, что Лея после получения этих планов дернула именно на Татуин, то есть этот вариант держала в голове. Из чего следует, что Оби-Ван для нее не просто знакомый, но человек, который с одной стороны совершенно надежен в плане поддержки ее борьбы с императором, а с другой – может провернуть весьма серьезное дело, к тому же провернуть в тайне.

Иначе говоря, Лея Оби-Вана знает и знает хорошо.

Степень вовлеченности татуинского старца в дело борьбы с императором так и остается до конца неизвестной. Я предполагаю, что она в целом оставалась на уровне советов разной степени дельности и моральной поддержки. И это легко объяснимо. Шилопопость Леи, ее зацикленность на борьбе с императором, немалые материальные возможности и бесстрашие видны с первого взгляда, так что Оби-Вану совсем не нужно что-то делать самому. Только направлять этот электровеник в нужную сторону.

А вот для Люка Оби-Ван так и остался «старичком Беном», то есть в жизни второго Скайуокера он никакой особой роли до той поры не играл. Что несколько парадоксально, ведь в конце «Мести ситхов» Кеноби в качестве опекаемого достался именно Люк. Перефразируя старый анекдот, получается, что опека не предполагает близкого знакомства.

Итак, по большому счету это практически полное описание диспозиции на момент начала сериала. О есть если в сериале это дело так или иначе прояснят, тогда уже хорошо.

Есть еще несколько важных вопросов, требующих внимания.

Например, все побочные линии с выжившими после «приказа 66» джедаями. Есть факт, против которого не попрешь – в первой трилогии никого из них нет. Есть второй факт, против которого тоже не попрешь – они есть, в «Мандалорце», например, нам Асоку Тано показали. Да и по логике вещей – вмиг перебить ну вот прямо всех джедаев даже для могущественного Палпатина не под силу. Кто-то остался. То есть было бы здорово, если б в сериале нам рассказали о том, куда они делись тогда, когда были так нужны, и откуда появились потом.

Второй важный момент – развитие самого Оби-Вана. На момент окончания «Мести ситхов» это очень мощный джедай, искусно управляющийся со световым мечом и, в общем-то, на него в основном и полагающийся. В «Новой надежде» мы видим мудрого старца, весьма и весьма искушенного в использовании Силы как таковой. Он проигрывает в поединке Вейдеру, но исход поединка – его переход в состояние духа – не оставляет сомнений в том, что силы Оби-Вана во время самоизоляции в общем-то росли. Было бы интересно узнать, за счет чего, особенно в условиях, когда собственно применение Силы для него чревато разоблачением.

Итак, сериал вышел и что мы там увидели?

Далее, как всегда, спойлеры, я предупредил.

В общем и целом с чисто содержательной стороны практически всех этих вопросов коснулись и в той или иной мере ответы на них дали. То есть теперь мы понимаем, почему Оби-Ван не особо якшался с Люком, но при этом Лея ему полностью доверяла и оценила высоко. Понятно, кто помог Кеноби достичь новых высот во владении Силы и как это могло укрыться от ищеек Императора. В принципе ясно, что могло случиться с уцелевшими джедаями – по «Тропе» их уволокли максимально далеко, ну и выжили из них только те, кто научился не высовываться.

То есть, все хорошо? Увы, нет, так как помимо содержательной стороны есть еще и сторона художественная, к которой лично у меня остались очень большие претензии.

Начиналось все относительно не плохо – разделка местного Шаи Хулуда, изрядно побитый жизнью бывший джедай, и его заочное противостояние с Инквизиторами. Несмотря на гротескный внешний вид и опереточную жестокость, эти Инквизиторы были правы в главном – джедаи ловят себя сами, ибо их кодекс не позволяет им пройти мимо творящейся несправедливости. Соответственно задача Инквизиции предельно упрощается – он творят несправедливость, окрестные джедаи реагируют, дальше – дело техники, которой у Империи навалом. Тут же и наглядная иллюстрация в виде попавшегося джедая, ну и контрапунктом джедай разочаровавшийся, против которого эти злодейские штучки бессильны. Разочарование – великая и, прямо скажем, сильно недооцененная сверхспособность.

Между прочим, ход интересный и было бы здорово увидеть его дальнейшее развитие.

Но вот потом…

Представьте, как это выглядело в синопсисе. «Принцесса, которой наскучил скучный прием удирает с него погулять, но в лесу ее подстерегают злодеи, похищают и увозят с собой»

Совершенно нормально, правда? Снять это можно было сотней разных способов, с самым разным наполнением – подпустить драмы, или комедии, или даже трагедии. Погоня дает самые разнообразные возможности.

Зачем же из этой сотни вариантов выбран самый дебильный – мне неведомо. Но в итоге мы видим, как десятилетняя (это по истории, а по внешнему виду не более, чем семилетняя) девочка носится по лесу, а три взрослых мужика не могут ее догнать.

Нет, вы серьезно? И ведь это сделано именно в лоб, Лея не использует ни лучшее знание местности, ни какие-то скрытые тропинки или что-то еще. Они просто и тупо бегут за ней, она, перебирая своими коротенькими ножками все время маячит перед ними в прямой видимости, и они не могут ее догнать. В чем Сила, брат? Что это такое?

Это можно было бы списать на какое-то кратковременное помрачение разума – но кратковременностью здесь даже не пахнет. Едва ли не все эпизоды с Леей в качестве главное или второстепенной героини именно такие. Как апофеоз – починка коммуникаций базы повстанцев, когда она долго и проникновенно таращится на переплетение проводов, за котором мигают красные огоньки. А потом находит своего дроида, чинит его и с его помощью…

Жаль, ведь актрису-то для этой роли подобрали замечательно и зачем нужно было гробить такой шикарный типаж – лично мне неведомо.

Наверное, ни одна история из «Звездных войн» не может обойтись без такой линии, как перерождение. В первой трилогии это был Дарт Вейдер, во второй – он же в личине Анакина Скайуокера, в третьей мы наблюдали за метаниями Кайло Рена. Здесь эта линия тоже есть. Но только в каком-то совсем неудобоваримом виде – Рева Севандер ака Третья сестра заткнула всех за пояс. Ее нравственные кульбиты не поддаются никакому рациональному объяснению – натуральная же психичка, готовая зарезать все живое и ради чего? Из-за детской травмы. Найду Оби-Вана потому, что он во всем виноват, благодаря этому подберусь к Вейдеру, который тоже во всем виноват, не вышло – зарежу Люка Скайуокера, который тоже, наверное, во всем виноват. И на все и про все у нее одна и та же картинка перед глазами, которая то гонит ее всех убивать, то наоборот. Кайло Рен, ты не ту выбрал в партнерши!

Ну и третья значимая линия – противостояние Оби-Вана и Дарта Вейдера. В «Мести ситхов» первый навалял второму, в «Новой надежде» второй первого совсем убил, но тот помер с таким достоинством, что счет был равный. Здесь они сцепились дважды, в первый раз одолел темный, во второй – наоборот, то бишь опять ничья. Правда моральная победа осталась за учителем, но что ситхам мораль?

В остальном… есть персонажи, которые мне понравились. Например инквизиторы – они очень забавно размалеваны, их корпорация – тот еще серпентарий, а в коридорах их цитадели нет камер наблюдения. И еще они не умирают, если их проткнуть световым мечом – между прочим, это тянет на сенсацию. Это ж, получается, Квай Гон еще мог бы жить!

Хороши Ракен и Хаджи. Вот Тала мне не особо понравилась – ну уж очень пафосная. И хакер из нее не особо.

Зато шикарен Фрек с Мапузо. Вот ей богу – давно таких ярких персонажей не было.

Что имеем в итоге? Для любителей саги в целом – вполне интересно, так как заполняет некоторые лакуны, ну и вообще, приятно снова побывать в далекой-далекой Галактике. В остальном… простите мой французский, но это едва ли не полный шлак. На базе хорошего синопсиса сотворен никуда не годный сценарий и по нему снято нечто совершенно несъедобное.





791
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 июня 2022 г. 21:25
В первой трилогии про ситхов никто не слыхивал. Были тёмные джедаи. И Палпатин был злобным клоном самого себя, которого подменили Воины Зла во время Клонических Войн. И весьма странно, что Вейдер в первую очередь не прошерстил Татуин в поисках своих детей у родственников. По крайней мере для профилактики.


Ссылка на сообщение28 июня 2022 г. 09:18
Неудачный продукт в серии.


Ссылка на сообщение29 июня 2022 г. 18:41
Потому, видимо, такие кульбиты истории и странные поведения персонажей, что современные сценаристы во главу угла ставят неожиданные повороты сюжета и всяческие удивления зрителей, а здравый смысл отпихивают куда подальше. Надо будет посмотреть.


⇑ Наверх