Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 5 февраля 2019 г. 12:59

Иванов Алексей. Пищеблок. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019.

Не люблю я писать про вещи известных, больших писателей. Про них и без меня напишут. Интереснее открывать (хотя бы для себя) новые имена или способствовать продвижению (хотя бы в среде доверяющих моему мнению и вкусу) авторов достойных, но недостаточно известных. И всё же несколько слов о романе Алексея Иванова «Пищеблок» я скажу.

Прочёл с интересом. Можно сказать, с нарастающим. Когда-то я с таким же интересом проглотил достаточно спорную книгу Иванова «Блуда и МУДО», и вот, тема детского воспитания снова всплывает в творчестве писателя...

Никакой ностальгии по лагерному пионерскому детству, о которой дружно пишут все прочитавшие, «Пищеблок» мне не навеял. Наверное, потому, что сам я отбывал срок в пионерлагере за дюжину лет до олимпийского восьмидесятого года, в значительно более кондовые идеологически времена. В пионерлагере моего детства было настолько скучно, что я практически ничего не могу о нём вспомнить, кроме ненавистного утреннего вставания с зарядкой и поднятием флага, ночного обмазывания друг друга зубной пастой и разучивания песни почему-то про Эльбрус, который «красавец» и «могучий». Я там даже ни в одну девочку не влюбился, хотя в те времена влюблялся обычно раза по три за год… А, мне ещё подарили большой красивый мяч, убей, не помню, за победу в каком конкурсе. Наверное, поэтому я не согласен с теми, кто пишет, что роман «весёлый». Да, местами я улыбался, пару раз хохотнул, но книга, скорее, грустная.

Не заметил я и никакого провисания сюжета в моментах, касающихся вампиров, по сравнению с описанием реальной жизни вожатых и их подопечных, на что жалуются некоторые рецензенты. Все цельно, органично и убедительно.

Не скрою, одной из причин моего внимательного чтения было желание узнать, как Иванов объяснит своих вампиров, не боящихся солнечного света. Уж чего только про свойства и особенности поведения кровопийц писатели и сценаристы не придумывали… Что ж, генезис вампиров «Пищеблока» Иванов обосновал вполне правдоподобно.

А ещё рецензенты сетуют, что выдающийся писатель Алексей Иванов написал не очень выдающуюся вещь, вот мол, был у него «Тобол», а это так, что-то проходное. Да, автор не оригинален в проведении аналогий между мертвечиной идеологических ритуалов и жёсткими правилами мёртвого вампирского сообщества. Но, может быть именно сейчас стоит напомнить о гибельности экстаза подчинения? Да вовсе и не педалирует Иванов эти аналогии, не навязывает... Кому надо – заметят, а незаметившие – будут просто читать занимательную историю смертельной подковёрной схватки, развернувшейся в пионерском лагере «Буревестник» на берегу Волги.


Статья написана 1 февраля 2019 г. 14:30

В отношении романа "Спящие красавицы" я питал немало надежд.

Прежде всего меня интриговал сюжет данного произведения, рассказывающий о мире, в котором все женщины погрузились в беспробудный сон, покрывшись загадочными белыми коконами.

Кроме того, меня радовал приличный объем текста, поскольку я люблю масштабные повествования со множеством деталей. А уж масштабные повествования со множеством деталей, вышедшие из под пера Стивена Кинга я люблю вдвойне (особенно его шедевральное "Противостояние").

Правда, на этот раз Король Ужасов призвал в соавторы своего сына, что я расценил как дополнительный плюс. Ведь ни для кого не секрет, что Кинг-старший в последние годы стал "сдавать" как писатель, поэтому участие Оуэна в процессе создания книги виделось мне в качестве эквивалента новой связки дров, которые могли бы помочь вновь разгореться затухающей мысленной топке его отца.

Но, как говорится, не случилось.

Первое, что поражает в романе (в плохом смысле слова) — это его слишком размеренный темп. Я не против подробных описаний характеров персонажей и мест, где им приходиться взаимодействовать друг с другом. Но "воды" в "Спящих красавицах" настолько много и зачастую она настолько не к месту, что начинаешь искренне удивляться куда же смотрели редакторы, которых авторы благодарят в послесловии. Да, иногда монотонность изложения событий прерывалась вспышками экшена, но особой погоды они не делали в виду их краткости и однообразности.

Еще одним поводом для негодования является тот факт, что из почти восьми сотен страниц текста (речь об издании произведения на русском языке в серии "Темная Башня") больше половины занимает завязка истории, обещанной читателям в кратком содержании, представленном на обороте книги. Такое ощущение, что Кингов больше интересовал не основной сюжет об упадке цивилизации, а возможность поупражняться в придумывании разнообразных героев, попутно поведав об их жизнях все что только можно.

Часть из этих героев, как не трудно догадаться, те самые "спящие красавицы" — т.е. женщины. И все — с непростой и зачастую тяжелой судьбой, которой наградили их мужчины. И в этом заключается еще одна отличительная черта романа — его зашкаливающий феминизм. Стивен и раньше не обходил эту тему стороной, но никогда не увлекался ей настолько рьяно. Никогда не подходил к ее освещению так однобоко (если у тебя есть член между ног, то ты скорее всего — недалекая злобная мразь, а если нет, то сама мудрость и добродетель; ага, спасибо, что открыли нам глаза, ребята).

Видимо Мастеру на старости лет захотелось быть, что называется, в тренде, в котором развивается общество в его родной стране, вот только не стоило делать это в ущерб своей же работе. Хотя возможно, что феминизм головного мозга случился у Оуэна. Если так, то это единственное, что он привнес в книгу, поскольку в остальном перед нами предстает привычный текст Мастера.

Ах да, есть еще и наркотики, щедрой рукой рассыпанные по страницам произведения. Но, насколько мы знаем, и эта тема близка Стивену и в жизни и в творчестве (помнится, в "Под Куполом" тоже варили метамфетамин).

Печально, что "Спящие красавицы" вместо вкусного долгоиграющего блюда оказались пресной вязкой кашей. Жевать ее или нет, решать, конечно, вам. Однако я посоветовал бы браться за роман Кингов только в одном случае — если вы страдаете бессонницей. Он отлично усыпляет, поверьте.

Оценка: 6/10.


Статья написана 1 февраля 2019 г. 11:10

И лампа не горит, и врут календари, или Фракционная антиутопия с экзотическим содержимым

lovec_chelovekov

Кел Черис была настоящим офицером гекзархата и типичным представителем Кел. Разве что знатные математические способности выделяли ее из рядов Пепельного Ястреба. Да последняя битва, в которой она позволила себе лишнее.

Кто знает, по этой ли причине, но именно она стала одним из кандидатов на пост главы операции по освобождению захваченной еретиками Крепости Рассыпанных Игл. И человеком, получившим это назначение. Ведь именно Черис предложила вынуть из «черной колыбели» сознание генерала Джедао, гениального тактика, не проигравшего ни одной битвы. Гениального безумца, истребившего во время одной из компаний вместе с противником свои собственные войска.

Но что если Джедао далеко не так безумен, как было принято считать. А все эти события лишь звенья в изощренной цепи, выкованной неведомыми кукловодами, ведущей к судьбоносным изменениям во всем гекзархате.


Юн Ха Ли (Yoon Ha Lee) – представитель мало знакомого на наших просторах племени американцев корейского происхождения, причем закончивший/ая университет как математик-программист, и даже работавший некоторое время по специальности. За без малого 10 лет из-под его пера вышло около 40 рассказов, публиковавшихся в различных журналах, и даже сборник «Заповедник теней» (2013). В 2016 Юн Ха Ли проявил себя в крупной форме. Увидел свет наш сегодняшний герой, к созданию которого автора подтолкнули идеи из этноматематической книги Марсии Ашер «Математика в других местах» и рассказа «Паладин потерянного часа» Харлана Эллисона. А также желание написать космическую оперу, где будет больше места для раскрытия характеров персонажей, чем в рассказах.

Вышло весьма любопытно.

В цикле на сегодня три книги, кроме «Гамбита» это «Стратагема Ворона» и «Призрачное оружие», они на русский не переведены. Скорее всего пока.

Основной и сюжетообразующей идеей «Лиса» стало государство, использующее технологии, работающие лишь при использовании единообразного для всех «высокого» календаря. Календаря включающего в себя не только цифры и меры времени, но и праздники, памятные даты, поминальные дни с… ритуальными пытками еретиков. Собственно целую общественную систему. Как у создателей гекзархата вышло добиться такого эффекта, нам не сообщают, лишь упоминается некий прорыв в математической области, породившей календарную механику, но факт остается фактом. Неординарная фишка, придуманная Ли, задает тон всему циклу. Наблюдать за особенностями применения этой самой механики крайне интересно. В гекзархате работают самые экзотические эффекты и оружие, которые лишь может представить себе воспаленный человеческий мозг. Корабли преодолевающие огромные расстояния. Генераторы направляющих бурь, способных расщепить атомы на составные части. И подавители этих самых бурь. Тысячи пехотных формаций, видов построения боевого подразделения или роя кораблей, дающие солдатам в руки силовые щиты и тепловые копья, возможность скрывать и получать информацию о противнике и еще массу «плюшек». Расширяющие возможности армии до невообразимых пределов. Но лишь в том случае, когда окружающие придерживаются всех требований высокого календаря и календарная стабильность остается на надлежащем уровне. А такое случается далеко не всегда. Ведь в этом благословенном государстве хватает товарищей, имеющих свой взгляд на календарную проблему. Еретиков. Для гекзархата беда в том, что календарная механика это игра, в которую может играть кто угодно. Низкоуровневая календарная деградация, не угрожающая основам, встречается в государстве чуть ли не каждый день. Но это дело легко поправимое. А вот когда календарная ересь накрывает огромные области, тогда наступают большие проблемы. Вплоть до потери связности между звездными системами составляющими гекзархат. В областях, подверженных календарной гнили не работают двигатели космических судов, а в плане инвариантной технологии, которую можно использовать при любом календарном режиме гекзархат не настолько силен. Расслабились, положившись на экзотику.




Статья написана 30 января 2019 г. 18:45

Аннотация:

Мудрецы утверждают: сон — это маленькая смерть. Кристина слышала об этом, но не придавала значения. Жила, как ей нравилось, и делала, что хотела. Но однажды наступил переломный момент — две странные девочки и таинственный город Эль Пунто явились ей во снах и не пожелали уходить оттуда. Пытаясь их прогнать, Кристина вступила на скользкую дорожку из предположений, тайн и неслучайных совпадений, обрушившихся со всех сторон. И с каждым прожитым днём и увиденным сном Кристине всё чаще кажется, что в словах мудрецов скрыто зерно истины…




Когда в рутинную явь просочатся странные сны, когда совпадения встанут в расплывчатый ряд, то ты не кричи и не бойся, пощады не жди от судьбы, но упрямо шагай вперед. Вряд ли жизнерадостная и беззаботная Кристина, главная героиня романа «Эль Пунто», могла заподозрить, чем обернется для нее работа фотографом в рядовой строительной компании ООО «СтройДом». Да и не было никакой прямой взаимосвязи между убийственно яркими снами и офисными буднями с периодическими выездами на объекты. Будто бы не было.

Погружение в книгу происходит на удивление легко, но вскоре появляется ощущение, что тебя намеренно держат на мелководье, настолько поверхностно скользишь по страницам романа. Украдкой подброшенные автором мелочи – стопка книжек на лавочке, путаница с фотографией – лишь разжигают интерес. И тогда сны один за другим обволакивают тебя и плавно уводят все глубже и глубже, пока в толще повествования не начнут проплывать зыбкие тени архетипов и прамифов.

Первое время сюжетные линии реальности и снов выглядят едва пересекающимися, но чем дальше, тем сильнее они переплетаются, смешиваются, пока грань не станет обманчиво тонкой и зависящей лишь от точки зрения смотрящего. Именно сны служат ключом к разрастающемуся шару загадок. Во многом они похожи на артхаусные короткометражки, пестрый фестиваль разномастных историй, которые объединены несколькими обязательными элементами. Местом – провинциальным городком El Punto, а также рядом персонажей – самой Кристиной и таинственной парочкой Х&М, предстающими то в образе девочек, то мужчин, то зрелых женщин.

Каждый сон – своеобразная притча с моралью и одновременно зарисовка о психологической проблеме или травме, об угрозе, которую нужно преодолеть. Муж-тиран, подавляющий и унижающий близких. Муки неразделенной любви. Толпа, обезумевшая от засухи и потому жаждущая крови уже смирившейся жертвы. Отец, отдавший дочери все, что имел, а получивший в ответ лишь досаду и злость. А еще каждый сон – это своеобразный квест, шарада из символов, психологический ребус взаимоотношений и самооценки.

В реальности же героиня колеблется от паники или депрессии до азарта или рвения, от попытки раствориться в буднях, идеально подстроившись под окружение, до рьяного самоотречения в стремлении достичь цели. И порой оба варианта кажутся лишь разными сторонами одной монеты. Тем временем, вокруг Кристины течет жизнь, вертится круговорот работников «СтройДома». С кем-то из них она дружит, с кем-то старается больше не пересекаться. Внезапной вспышкой ворвется в ее мир немного странный, но забавный и милый сомнолог Иоанн, которого Кристина будет звать просто Ио.

По большому счету, перед нами гигантская игра, собранная из маленьких игр. Во снах Кристина ищет ключ, размыкающий тусклый и давящий купол над Эль Пунто, и для этого нащупывает нужную роль. В реальности она подстраивается под окружение, а заодно пытается понять, в каком сверхъестественном и таинственном театре оказалась марионеткой, и что нужно сделать, чтобы все это остановить. Одновременно автор ненавязчиво играет с читателем как на уровне прямых цитат из классиков магического реализма, так и аллюзий на уровне стиля. Впрочем, для того чтобы получить удовольствие от книги, опознавать все отсылки вовсе не обязательно. Это литературная игра для поклонников жанра и единомышленников.

Виктор Колюжняк давно и уверенно отмечается на литературном конкурсе "Рваная Грелка", что не могло не наложить отпечаток на его стиль в виде любви к коротким и ярким зарисовкам. На фоне напряженных и камерных снов основное повествование часто кажется ровной и гладкой рекой, которая забурлит лишь ближе к финалу. Однако не стоит обольщаться. Сюжетный пазл сложится из разрозненных деталей в многослойную картину далеко не сразу, зато потом можно лишь удивляться – как же мы так долго ничего не замечали?! И затаив дыхание, ждать ответа, который две девочки, два Оле Лукойе, снова и снова требуют от героини «Ты нам скажешь». Требуют, тем самым выворачивая наизнанку внутренний конфликт между естественным и навязанным, между свободой и гетто, между выбором и покорностью, который коренится, наверное, в каждом из нас.

Итог: яркие краски магии, сшитой из снов и совпадений, проступающие сквозь серые будни реальности.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 30 января 2019 г. 18:35

Первая книга в стиле фэнтези, на которую по воле случая пишу отзыв. Однако если сказать, что «Планета Сэнп» — фэнтезийная книга — не сказать ничего. Ведь чем отличается научная фантастика от фэнтези? В научной фантастике есть фантастическое допущение, которое в данный момент, в нынешних условиях не представляется возможным. Но возможно в принципе, в других условиях в будущем. В научной фантастике соблюдаются законы физики, принципы научно-материалистического мировоззрения. То есть там не могут из ниоткуда появляться предметы или существа, отсутствует магия и драконы. В фэнтези таких ограничений нет, это фактически атмосферная литературная сказка. Разница только в объеме и, возможно, целевой аудитории.

Если характеризовать жанровую направленность романа, то следует вспомнить о космической опере (например, классические произведения американской фантастики 1950-х — Гамильтон и Гаррисон), такой экзотический жанр как технофэнтези (где звездолеты соседствуют с драконами), женский роман (особенно это заметно сначала и в самом конце), авантюрный, приключенческий, роман а-ля Морис Дрюон...

«Планета Сэнп» — очень противоречивая вещь. По мере ознакомления несколько раз менялось впечатление и мнение о тексте где-то в такой последовательности: сначала скорее минус, потом жирный плюс, в конце снова скатывание к минусу.

Сюжет — очень динамичный, и без лишних эпитетов, интересный. Не отпускает буквально до конца, читается легко. Конечно, если не считать экзотических, необычных имен, рас, географических и этнических наименований, которые немного отвлекают от основного. Фантазия автора бьет ключом. Общий стиль, сюжетная канва и персонажи чем-то напоминают трилогию Снегова «Люди как боги».

Рассказывать о сюжете не имеет смысла, его надо читать, а не спойлерить. Очень увлекательное чтиво. Скажу лишь, что события в романе разворачиваются вокруг главного героя, могучего оборотня, которого космические пираты высадили на дикую планету. А где-то в дальних космических дебрях, медленно разворачивается война между двумя могущественными государственными образованиями — Империей и Братством. До поры до времени неясно, насколько важен главный герой для контекста той войны и насколько мощные силы он таит в своей природе...

Как ценителю утопий, интересны были те места, где описывался общественный строй. Здесь автор была щедрой — в романе изображены несколько типов общества, навеянных европейской историей. Здесь присутствует социум людей, которые после катастрофы оказались в ловушке на удаленной планете и опустились до уровня мезолита, следующее общество напоминает общину викингов, потом — какой-то немецкий город-замок периода феодальной раздробленности. Завершает картину столица, отсылающая сначала в теплое итальянское Средиземноморье периода Возрождения, затем — в гламурный Версаль Людовика ХІV. Все эти общества, соседствующие на одной планете, автором практически не изображаются отдельно, отступлениями, о них читатель узнает в деталях, между сюжетными ходами и диалогами. К этому следует добавить определенный намек на стимпанк, занимающий несколько страниц — в сцене с битвой на планете, уровень развития которой соответствует началу ХХ века, а также на интересное общество четвероруких людей, живущих под корнями деревьев и в симбиозе с ними.

Особо следует отметить детали средневекового быта, которые изображены с мастерством художника (кстати, это основная профессия автора). Простой, несколько грубоватый мир феодализма прописан настолько убедительно, что невольно проникаешься симпатией к тем образам-людям, которые живут в нем. Прекрасно передана психология, ментальность человека средневековья. Очевидно, увлечение Марковской историческим реконструкторством и верховой ездой очень помогло ей в описании сцен с участием лошадей, которые являются настоящими и полноправными действующими персонажами. Поразительно, что такие, на первый взгляд, мелочи, как отдельные элементы конской сбруи, или повадки строптивого коня описаны довольно метко и, без преувеличения, филигранно, со знанием дела.

Очень хорошо выписан образ главного героя. Очевидно, за экзотическим антуражем человека-оборотня стоит сознательное или подсознательное женское представление об идеальном мужчине. Мужчине, немногословном, сильном, человеке слова, защитнике, безупречном отце, однолюбе. Все эти качества присутствуют у Гэла — он и творец (создал Тех, кто создал людей; представитель творческих профессий — кузнец, певец, музыкант), и воин, и (в меру) романтический герой.

О мировоззрении. Понятно, что книга адресована любителям фэнтези (или в его более продвинутом варианте — технофэнтези). Все же немного сложновато воспринимать такие вещи как, например, абордаж космического корабля какими-то чудными присосками с последующей рукопашной атакой или описание дрейфа космического «парусника» загадочными «гравитационными полями»... Но повторю то, о чем говорил в начале — все это во вступлении и окончании. Середина романа с ее миром Сэнпа, автору удалась. Более того, где-то прочитав 60% текста, когда доходишь до пика авторского замысла, невольно ловишь себя на мысли — а не рационально-материалистическая ли основа у этого произведения?.. Позволю себе процитировать:

«

цитата
— Ты говоришь, как бог… — ухмыльнулся тоун, — но ты ведь и не человек — ты зверь.

— Я не маоронг, — тихо ответил Гэл сэнпийскому разбойнику, когда укутывал умирающую девушку в шкуры, — я тот, кто, на свою беду, их создал.

— Кого создал? — удивился пьяный Фэррас.

— Тех, кто создал вас, — все же ответил Волн, который уже не мог оживлять мертвых. — Людей.

— Зверь. — Неожиданно Фэррас встал, пошатнулся, снова сел, — вот скажи, Зверь, скажи, зачем все это? Скажи, зачем мы живем?

Гэл ухмыльнулся, убийца-философ, сколько их в этом Мире?

— Зачем вы живете? — тихо переспросил Гэл, поднялся с тоуной на руках и уложил мертвое невесомое тело юной Нэллэи на стол в ворохе серых шкур, — заполняете поступками пустоту, а голосами тишину.

Фэррас не понял. Залитые кровью глаза теперь пристально смотрели на белое лицо той, которую он убил:

— А зачем мы умираем?

— Вы освобождаете место для пустоты…

»

Эта цитата настолько емка и красноречива, что превосходит несколько десятков страниц неудачных философских размышлений у некоторых авторов-фантастов. Эти несколько строк достойны того, чтобы аплодировать автору стоя. Здесь и философия, и рациональное объяснение той сверхъестественности (в кавычках или без — это уже кому как нравится), которая присутствует в романе. И можно простить автору те непонятные присоски и сабли у космических пиратов, мало ли что для сюжета нужно... Можно подумать, что данный роман вовсе не фэнтези, если здесь есть такие материалистические пассажи. Но... Далее впечатление портится — все не совсем так, как кажется на первый взгляд. Появляются одинокие души (!) в пустынных коридорах старого звездолета. Довершает картину целая цивилизация, основное занятие которой — сидеть в своих городах-муравейниках и заниматься магией. То есть, к сожалению, чуда не произошло, сверхъестественное таки является составной частью этого произведения. Хотя без него можно было преспокойно обойтись, для этого даже не нужно было бы перестраивать всю структуру романа. Но это с точки зрения сторонника «жесткой» фантастики и «социалки». Для любителей «драконологии» это только в плюс.

Что имеем в итоге по 10-балльной шкале? Сюжет — 10, для такого рода литературы очень хорошо. Автору удалось создать собственную оригинальную вселенную. Идейное наполнение, проблематика — да простит госпожа Марковская, но 0. Между строками нет ничего, что бы заставило задуматься над какими-то глобальными проблемами. Чистый эскапизм и развлекательная функция, с которой роман, как уже было отмечено, прекрасно справляется. Еще можно выделить такой критерий как мировоззрение произведения. К сожалению, при всех плюсах, о которых я упоминал и цитировал, здесь есть вещи, несовместимые с материалистическим мировоззрением. Поэтому оценка 6. В целом я бы оценил, где в 6,5 (в конце ко всему прочему отвлекает не слишком удачная, на мой взгляд, любовная линия, придающая некий беллетристический оттенок тому, что было так хорошо прописано в середине произведения). В результате получается, что данное произведение все же является типичным «научным фэнтези» (когда для сверхъестественного придумывается псевдонаучное объяснение), если уже — поджанр «планетарный роман» может быть «меч и планета».

В любом случае, вещь эпична, стоит того, чтобы ее читали. Без сомнения.





  Подписка

Количество подписчиков: 893

⇑ Наверх