Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 30 января 2019 г. 16:46

Аннотация:

Прошло двадцать лет после свержения авгуров, правителей, что черпали силу в предвидении будущего. Однажды грядущее закрылось перед ними, и, не желая терять власть, постепенно они сошли с ума от собственной беспомощности. Теперь авгуров нет, а все люди, у которых есть хотя бы подобие магических способностей, находятся под постоянным контролем, скованные четырьмя догмами. Давьян – один из таких одаренных, жертва войны, которая закончилась еще до его рождения. Будущего у Давьяна нет, он обречен на вечное презрение и рабство. К тому же, как выясняется, из всех возможных способностей у него есть только одна: то самое предвидение, которое уже чуть не разрушило мир, а потом исчезло. Но будущее коварно, изменчиво, и это открытие запускает цепь событий, которые приведут к самым неожиданным последствиям и множеству смертей. А на западе, в лесу, приходит в сознание странный человек. Он не помнит, кто он; не помнит, как его зовут, его одежда залита чужой кровью и, кажется, даже собственные мысли временами ему не принадлежат... Пути незнакомца и Давьяна вскоре пересекутся, и вместе им предстоит выяснить, что на свете есть опасность гораздо страшнее правления обезумевших авгуров.




Многие годы авгуры твердой рукой правили Андаррой, используя свои способности читать мысли и память людей, а также прорицать будущее. Так продолжалось до тех пор, пока по неизвестным причинам видения не начали обманывать авгуров. Посыпались грубые ошибки, скрывать которые стало все труднее, но правители до последнего цеплялись за власть, вводя все более суровые законы. И тогда разразилась Невидимая война. Три из пяти Тола — твердынь одаренных, где изучались и развивались искусства владения сутью — были сожжены, обитателей дворца и андаррских школ безжалостно перебили. Чудом спасшиеся бегством от ревнителей или выдержавшие осаду в двух уцелевших Толах одаренные были согласны почти на все, чтобы сохранить свои жизни. Тогда был заключен договор, составленный Стражем Севера, по которому все одаренные получили метки, самопроявляющиеся при первом использовании сути, и подчинились четырем догмам, жестко ограничивающим применение дара. Никогда и никоим образом не вредить своим даром обычным людям, беспрекословно исполнять приказы блюстителей...

После заключения договора прошло уже пятнадцать лет. Однако обучающийся в одной из школ подросток Давьян постоянно сталкивается с враждебностью окружающих, когда те узнают в нем одаренного. Еще печальнее, что в скором времени Давьяну предстоит пройти испытание, и если он не сможет показать, что научился использовать суть, то последствия для него будут плачевными. По закону таких учеников лишают способности обращаться к сути, делая тенями. И то, что Давьян умеет видеть, когда человек лжет, его не спасет, скорее наоборот — ведь, по слухам, этим приемом владели только авгуры, за которыми до сих пор ведут охоту блюстители. Поэтому когда накануне испытания недавно приехавший в школу старший, Илсет Тенвар, сообщает Давьяну, что знает о его таланте, и дает старинный сосуд, который должен указать ему путь к тем, кто сохраняет утраченные знания об авгурах, то мальчик почти не колеблется. Однако по случайности следом за ним увязывается его закадычный школьный друг Вирр. А на следующий день после побега мальчишек все обитатели школы погибнут, кроме Ашалии, их подруги, которая против воли станет тенью, но все равно приложит все усилия, чтобы найти злодеев.

Дебютный роман Джеймса Айлингтона "Тень ушедшего" — плоть от плоти эпического фэнтези. Величественный масштаб, тысячелетняя предыстория, множество вовлеченных в противостояние могущественных сил и отважных героев. Но есть в этом и оборотная сторона. Увы, но собран роман, наверное, из всех возможных стандартных фэнтезийных элементов. Судите сами. Древний враг, копящий силы на севере, и сдерживающая его пока гигантская магическая преграда? Чек. Древнее пророчество и тайные общества, магические школы и таинственные жестокие убийства, презирающие магов блюстители и охотники? Чек. Мудрый отшельник-наставник, надежный заступник-изгнанник, добрые принц и принцесса, загадочный юноша с амнезией? Чек. Добавьте сюда смертельно опасных магических существ, проклятый и заброшенный город, а также несколько темпоральных петель, чтобы получить полное представление об использованных Айлингтоном сюжетных приемах и антуражных элементах.

Парадокс заключается в том, что несмотря на невероятную концентрацию типовых деталей, роман читается на удивление бодро и увлекательно. Единственное, что немного раздражает, автор любит сперва показать необъяснимо странное поведение героя, но лишь спустя пару-тройку десятков глав объяснить, чем же оно в действительности вызвано. Зато когда эпилог закрывает собой смысловые пробелы в прологе, переворачивая наше представление о том, кто же является главным злодеем в этом мире, то невольно тянешься за следующими томами цикла. И сразу же приятная новость — автор завершил трилогию, заключительный том уже в очереди на публикацию, поэтому теперь все в руках отечественных читателей и издательства.

Итог: увлекательное эпическое фэнтези, собранное из стандартных элементов.

Моя оценка: 7/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Всеволода Алфёрова «Царь без царства».


Статья написана 29 января 2019 г. 18:53

(предупреждение: весь обзор один большой спойлер)

У Веркина мало историй полностью лишенных фантастического или мистического элемента, эта одна из таких. В центре ее подросток Никита из российской глубинки: не то, чтобы «трудный» и безнадежный, но проблемный. Патологический лжец, неспособный испытывать добрые чувства к самым близким людям. В нем еще живо что-то врожденно-хорошее, но оно легко сметается любым эмоциональным ветерком. Поведение и мышление его настолько напитаны негативом, что сочувствие к протагонисту по ходу чтения все время исчезает. Благодаря скверному характеру он никак не может установить нормальные отношения с братом, подружкой, родителями, приятелями Денисом (его он хочет натурально убить и зовет Упырем) и Ильей (его он кличет не иначе, как Вырвиглаз). Кто же мертвец в этом романе? Никита и есть мертвец. Физически он жив, но эмоционально мертв. Он желает всем зла. Все персонажи совершают какие-нибудь действия, Никита просто плывет по течению, его единственный реальный поступок – попытка убить Дениса. Из зависти перед тем, что у того в жизни все есть — любящие родители, интеллектуальное превосходство и восемь сортов мороженого в холодильнике. Денис – его каталист.

Причина проблем Никиты открывается в самом конце — а с нею и второй смысловой слой: его не любят родители. Поэтому он сам не способен полюбить. Ложь – это способ ребенка привлечь внимание, закамуфлированный крик о помощи, попытка стать интересным и любимым. Ужас в том, что объект его ненависти, Денис, в еще худшем положении: родителям он вообще не нужен, его родили «по медицинским показаниям» и сбагривают на сторону, под крылышко первому попавшемуся «другу», который становится для парня смертельной угрозой. Думаю, и внешнее безобразие «Упыря» — лишь перекос в восприятии со стороны Никиты. В минуту просветления он видит Дениса нормальным парнем. Человек ненавидит человека из-за того, в чем тот еще более несчастен, чем он сам.

Единственный друг Никиты – Вырвиглаз, такой же бедолага, даже хуже, отец бьет его и запирает в подвале, когда напьется. Представитель социального дна, Илья помогает протагонисту опуститься на свой уровень. Интересен младший брат Никиты – он с детских лет профессиональный организатор погребений. Старший — мертвец, младший — похоронщик. Старший (тут аллюзия на ЧЯП) имеет запас удачи, он выигрывает деньги в автомате, находит старинный собачий ошейник с картой сокровищ, но отказывается от него из ложных надежд – зато брат действует активно и перехватывает ошейник, а с ним и удачу. Перспективы старшего брата выглядят скверными, зато младший явно далеко пойдет, он уже успешный человек: ведь он умеет извлекать пользу и выгоду даже из смерти. Почему так вышло?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно опуститься глубже, на третий смысловой слой. Когда Никита подслушивает разговор родителей, они говорят о нем с беспокойством и интересом. Может быть, ему и в самом деле не хватило родительской любви, но все же они не злодеи, как отец Ильи и, как могут, забоятся о нем. Никита злопамятен, он лелеет в душе все понесенные обиды, и это искажает его восприятие всех людей вокруг. Единственный персонаж, с которым он не находится в конфликте – грубая и язвительная бабка. Вот чей характер он унаследовал, а с ним и проблемы. Ее хамское отношение к его отцу и матери он тоже унаследовал. К счастью, Никита все же не безнадежный парень: эта история может оказаться подростковым кризисом, из коего он выйдет психически здоровым и социально успешным человеком. Да и Вырвиглаза с собой подтянет вверх. Стопроцентный драматический персонаж на развилке – качнется ли маятник его судьбы в темную сторону, или в светлую, мы можем только гадать. Если в светлую, то благодарить надо Дениса.

История печальная, но в стиле Веркина – дающая парадоксальную надежду на лучшее в итоге, когда уже кажется, что перед нами трагедия. Концовка полуоткрытая, можно истолковать обстоятельства так, что Денис умер или же остался жить; мне все же кажется, что он скорее жив. Резкий контраст веселого стиля и печального содержания добавляет драматизма. В завершение обзора не могу не сказать – вот еще одна книга, заявленная у Веркина как детская, в действительности же она доступна пониманию даже не для всякого взрослого. Судя по отзывам, что я смог найти — далеко не всякого. Исследуя архитектонику романов Веркина я начинаю склоняться к мнению, что это не просто авторский стиль. Значительная часть его историй — это вариации одной и той же грандиозной истории, гранями которой становятся судьбы близких по духу героев.

Оценка 10/10

https://fantlab.ru/work201586


Статья написана 28 января 2019 г. 17:14

Давление кинематографа в пять блокбастеров на одну квадратную букву...

Очень кинематографический текст.

Всё буквально пересыщено разнообразными отсылками к уже существующей синема-традиции (героиня упоминает "Секретные материалы" и дюжину американских телепередач — а периодически и попадает 90-е) и рассчитано на потенциальную экранизацию. Описания, характер диалогов, мизансцены — все буквально кричит: "тащите меня на экран".

Нет, я все понимаю, иногда текст романа существует лишь как первая ступень разгонного блока, где вместо орбиты — хорошие сборы в кинотеатрах.

Но тут если не перебор, то близкое к этому состояние.

Итак, есть у США возможность пользоваться машиной времени и пространства. Садишься в самолетик (непростой), летишь на Луну, а там уже корабли в ряд выстроились, с ядрёно-квантовыми двигателями. Долетаешь до ближайшей червоточины, там разворот — и ты уже в будущем. Там поболтаешь, узнаешь, чего надо — и назад. Плюс полгода возраста для современников.

Будущее стирается, это теперь всего лишь вероятностная ветвь.

Кораблик может и в другую галактику слетать.

И не спрашивайте меня, как это отражается на геополитическом балансе планеты, откуда все это у США и т.п. "Секретные материалы"

Возникают две взаимосвязанные проблемы.

С одной стороны в будущем есть какая-то катастрофа, которая все ближе — то была через тысячу лет, то вот через пятьдесят будет. Больше всего эта катастрофа похожа на компьютерную игрушку Death Stranding — вот этот ролик https://www.youtube.com/watch?v=dbGD_d2cGEk.

С другой стороны — кто-то шинкует офицеров той службы, которая в США занимается полетами. Классическая тема маньяков и передающегося по цепочке безумия. Зачем-почему — героиня пытается выяснить, периодически летая в будущее — подсказки нужны.

Получается достаточно интересная вариация "Дня сурка". Героиня постоянно видит людей в разных вариациях. Вот ей понравился мужчина, и вот она через двадцать лет, сама не изменившись в возрасте, спит с ним. Вот возврат — как бы новые карты на столе. С другой — она совершенно не всемогуща, проблем все больше.

Отыграны и параллельные миры.

Законы триллера автор выполняет исправно — место убийства, причина катастрофы, детская травма героини, злодеи и герои — все сходится в одной точке, в развязке. Идет постоянное нагнетание событий — новые смерти, разворачивается некий опаснейший заговор — и сам темп взвинчивания нервов подобран удачно. Тут самой прямой аналогией выступает фильм "Куб" и сериал "Кости".

Героиня уравновешенная (в психическом смысле), её образ раскрыт.

Контраст между космическими полётами и беготнёй по лесу с целью найти особое дерево ("Твин Пикс"!!!) — работает.

Но.

Развязка выглядит хоть и подготовленной, и даже играет роль скафандр, утерянный героиней в самом начале текста вместе с одной ногой — однако ничуть не логичной. Это классический хэппи-энд в конце длинного, темного, сужающегося коридора.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Нельзя было летать в другую галактику и контачить там инопланетянами. Не полетели в итоге,
плюс осталась жива подруга детства героини.

Автор постоянно выжимает у зрителя слезу — вот героиня отправляется в будущее, видит там мать в хосписе, и та ругает её, что не показывалась двадцать лет. Ничем кроме эмоций для зрителя этот визит в хоспис не обоснован.

Наконец, тема заговора, хоть и достаточно логично раскрыта -

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

экипаж законтачившего корабля не захотел умирать, чтобы отсечь путь к земле, но пытается разгромить саму службу, которая занимается полетами — но но ответа на вопрос "не полетит ли другой кораблик в том же направлении"
так и не дано.

Итого: напряженный триллер в научно-фантастических декорациях, где от научной фантастики остались только декорации.


Статья написана 28 января 2019 г. 14:44

Как подсознательному, а позже, сознательном материалисту, мне никогда не нравились всякие разговоры, а также книги о теории заговоров, криптоистории и масонах. Ну не внушают доверия вещи, которые практически невозможно доказать. К сожалению, объяснения каких-то глобальных событий или общественных потрясений, сводящиеся к тайным повелениям загадочного «большого брата», «темного князя», мировой закулисы, стали привычными для сознания значительного количества обывателей, которые упорно не хотят хоть немного напрячь свои мозги, чтобы рационально проанализировать все то, что происходит вокруг. Зато в мещанских разговорах все ясно — Америка, евреи, масоны. Противно.

Так к чему это я? Дело в том, что такого рода «концепции» иногда перекочевывают в фантастику. Это тогда, когда не в меру активные «прогрессоры» дергают за ниточки развитие примитивных туземных цивилизаций. В повести Вадима Чернышева «Аннигиляция» все именно так и происходит. В отличие от предыдущей повести (романа) «Брешь», где сюжет развивается в более продуманном мире – в нескольких далеких планетах с антиутопическим социальным устройством, здесь все происходит на Земле.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Временной промежуток — с 1924 года до ХХІІІ век. Все значимые события в истории человечества, своеобразные реперные точки если не прямо вызваны вмешательством мощных внеземных сил, так на них уж точно активно влияли загадочные инопланетяне. Речь идет о Легионе, который является носителем Учения о единении разумных существ в гармоничное общество, и меркантильных лигурийцах, которые используют землян в своих интересах; их цель — получить побольше золота для своей цивилизации. Представители обеих общин приобретают человеческий облик ради подталкивания развития человечества по своим сценариям.

Что получаем в итоге? В готовые исторические события, во всем известный каркас подводится новое альтернативное объяснение, которое расходится с материалистическим пониманием исторического процесса. Наибольшее неприятие вызывает концепция «интеграции человечества сверху», путем всевозможных хитроумных политических комбинаций между элитами разных государств и блоков. Хотя по тексту повести заметно, что автор всеми фибрами своей души обеспокоен состоянием дел в сегодняшнем мире, стремится понять, куда идет человеческая цивилизация. Однако его выводы и рецепты абстрактные — против всего плохого и за все хорошее. Замечая второстепенные негативы современности, автор нигде в тексте не поднимается к пониманию главной причины всех мировых бед (войны, бедность, экологические проблемы, неравенство экономического развития различных частей планеты) — существование системы, где все является товаром. А альтерглобализм, намеки на который есть в этом произведении, может быть построен только снизу. Выражаясь марксистским языком, революционно. Ведь никто не будет добровольно отдавать власть и собственность, ее народу надо брать силой. Именно такой, построенный после слома старой системы тип общества, уничтожит в том числе и национальную предвзятость, и решит проблему моральной деградации, о которой пишет автор. Поэтому, хотя у этой повести и есть абстрактный хэппи-энд, она на порядок слабее «Бреши», где его нет. В мире «Бреши» все было построено на интересном сочетании социальной фантастики и политического гротеска, а эта повесть является попыткой написания мини-трактата по геополитике и криптоистории, немного разбавленного фантастическим сюжетом. Вообще, «Брешь», если отбросить идеалистическую мистификацию с миром «сверхъестественного», гораздо лучше воспринимается, а ее мир, где каждая планета способна противостоять и Легиону, и другим глобальным силам, прописан более логично. В «Аннигиляции» этой логики меньше (не ясно, например, почему за отсталую морально и технически Землю борются такие глобальные игроки, как лигурийцы и легионеры: почему лигурийцы не могли взять все золото еще когда по Земле ходили питекантропы и не «париться»). Ну и традиционный для автора отход от научной (!) фантастики — существует «мировой эфир», «ментальные сферы» итп.

Немного спасают повесть нотки среднеазиатской и африканской экзотики (заметно, что автор вложил в эти строки свой немалый жизненный опыт).


Статья написана 26 января 2019 г. 22:51

You died.

Да, именно этот финальный титр из классической «Dark Souls» легко мог бы стать эпиграфом романа «Золотая пуля», Некрасова и Врочека.

Повествование сразу дробит голову неопытного читателя, не готового к мрачному апокалипсис-вестерну без цензуры, но с блэк-джеком. Гайдар-вестерну, как уточняют авторы. Ветеран же чтения лишь крякнет, да перевернет страницу.

Внутри не найдется компромиссов и спасительных роялей в кустах. Здешние рояли радостно жрут неосторожно зашедшего к ним путника. Проигравшего не просто убьют, а сделают это максимально безжалостно и мучительно. (Не совсем спойлер). При этом зрителя не попросят стыдливо удалится, а наоборот, кресло читателя будет находиться прямо на сцене.

Ближе, чем первый ряд.

Ты умер. Снова и снова. Умирал настолько часто, что смерть стала всего лишь досадной помехой. Интересное состояние микрокосма, когда вокруг главных героев почти все умерло достаточно давно. Погибло в суровом атомном огне, а может, и в каком-нибудь еще, но не менее гибельном пламени.

Хотя получившийся мир авторы любят отцовской суровой любовью. Сразу видно – бати. Детально и с любовью прописывают антураж городов и локаций, но главное для них – то, что творится в головах у существ из этих самых городов и пустошей. Хотел написать у людей, но не все персонажи заслужили такой классификации.

А еще авторы любят внутренности — как физические, так и психологические. Иногда читателю будет сложно определить, где закончились вторые и начались первые. Тут Врочек и Некрасов проходят по острому лезвию натуралистичности с одной стороны и привычной для многих книг самоцензурой, призванной «привлечь» некую «широкую аудиторию» с другой.

Спокойно аудитория, не для вас маманя папани такой цветочек растили. Что неожиданно — за последней чертой насилия и мрака в «Золотой пуле» можно неожиданно встретить воистину Крапивинскую нежность и веру в добро, а это последнее, что ожидаешь встретить в такой ситуации, согласитесь. И это радует.

«Золотая пуля» — это как настоящая корейская еда, если вам говорили, что блюдо не острое, значит его вам готовил не повар кореец, а загримированный казах.

Надоели пресные чиабатты — тебе сюда.

Читать следует ради той особой атмосферы книжного послевкусия, которое сегодня далеко не каждая книга способна выдать изысканному читателю.

Хотя, о чем – я, как же мало таких книг. Яркие чистые эмоции, как в твоем первом романе ужасов.

(Теперь спойлер).

При чтении захвати уютный пледик, поможет в трудную минуту.





  Подписка

Количество подписчиков: 893

⇑ Наверх