Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
В минувшее воскресенье стали известны лауреаты Большой премии Воображения (Grand Prix de l'Imaginaire) — старейшей и наиболее престижной французской награды в области фантастической литературы. С 1974 по 1991 годы она называлась Большой премией французской научной фантастики (Grand Prix de la Science-Fiction française) и вручалась только писателям, пишущим на французском языке. Однако после 1990 года перестала вручатся премия "Аполло" за лучший переводной роман. Также с течением лет появилось больше всё больше хороших книг в жанрах фэнтези и хоррора. По этим двум причинам название премии и решили изменить на современное.
В жюри всегда любили немного "поэстетствовать": в позапрошлом году лучшим признали переводной роман из Эстонии, на сей раз — из Исландии. Удивительнее другое. Впервые за долгую историю обе главные награды — и за лучший франкофонный роман и за лучший рассказ — достались одному писателю, Лорану Женфору.
Будущий писатель родился 18 февраля 1968 года в муниципалитете Монтрёй, восточном пригороде Парижа. Свою дебютную книгу он выпустил в возрасте 20 лет и с тех пор дважды удостаивался Большой премии Воображения, не считая других литературных наград. Сочиняет преимущественно научную фантастику, любит описывать необычные планеты и формы жизни. Наибольшую популярность Женфору принесла серия книг "Omale", написанная в жанре космической оперы.
Роман "Lum'en" повествует о трудной колонизации планеты Гаранс (Garance), на которой, как оказывается, сотни тысяч лет существует разумная форма жизни, совсем не похожая на человеческую... Книга уже была отмечена премией Жюли Верланже и номинировалась на некоторые другие награды.
О рассказе "Ethfrag" мне трудно сказать что-то определённое, кроме того, что он печатался на страницах журнала "Bifrost" и подписчики признали его лучшей публикацией года.
Дилогия начинающей писательницы Кристель Дабо относится к жанру фэнтези. Впрочем, возможно, это и не дилогия вовсе, а трилогия или пенталогия — кто знает?
Помимо сатирического романа исландца Магнасона в шорт-лист вошли "Книга странных новых вещей" Мишеля Фейбера, "Слуги правосудия" Энн Леки, "Посольский город" Чайны Мьевиля, "The Adjacent" Кристофера Приста, "Последний полицейский" Бена Уинтерса — новинки мировой фантастики на любой хороший вкус.
У Кена Лю соперников оказалось поменьше: Майк Резник (рассказ "Лавка чудес Аластера Баффла"), Конни Уиллис (повесть "Inside Job") и некто Алекс Барретт ("My Goat Ate Its Own Legs"). Здесь выбор жюри был более очевидным.
Когда будет доработана страничка премии, сказать сложно, поэтому ограничимся пока такими ежегодными сообщениями. Хотя бы появляется повод немного поговорить о французской фантастике.
В свое время братья Стругацкие упорно отстаивали право писателя на «отказ от объяснений»: если драматургическая целостность текста от этого не страдает, не стоит подробно растолковывать, как именно человек из прошлого переместился в будущее или что случилось с Львом Абалкиным в Музее внеземных культур. Читатели соглашались с этим крайне неохотно, да и советская критика с подозрением поглядывала на подобные эксперименты, не вполне вписывающиеся в канон соцреалистической фантастики.
Прошли десятилетия, и на литературной сцене появился Сергей Носов, чья проза построена на «отказе от объяснений» чуть менее чем полностью. Особенно ярко эта тенденция проявилась в романе «Фигурные скобки», в 2015 году отмеченном премией «Национальный бестселлер». Действительно ли фокусники-нонстрейджеры, собравшиеся на учредительную конференцию, умеют творить чудеса, пожирать время и воскрешать усопших? Правда ли, что в тело одного из персонажей вселился таинственный чужак? Каким образом главный герой, математик Евгений Капитонов, безошибочно узнает двузначные числа, загаданные собеседником? Да кто ж его знает! Давать ответы на эти вопросы в задачи автора не входило: в этой книге его волновали совсем другие конфликты и иные драмы. На мой взгляд, роман «Фигурные скобки» стал блестящим примером того, насколько продуктивным может быть прием «отказ от объяснений» в умелых руках – и как много теряют наши сочинители «жанровой» прозы, почти позабывшие о его существовании.
Среди произведений, претендующих на премию, вручаемую за лучшее произведение фантастического жанра, оригинальное по тематике, образам и стилю, мифопоэтическая городская легенда и роман-геймификация истории, повесть о «зонах культуры» и хроники несостоявшегося конца света, космическая опера и ветхозаветный киберпанк.
Победителя определит жюри под председательством Андрея Василевского, главного редактора журнала «Новый мир».
Также в жюри:
Валерий Иванченко, литературный критик;
Константин Мильчин, литературный критик, журналист;
Валерия Пустовая, литературный критик;
Артём Рондарев, музыкальный и литературный критик, журналист;
Галина Юзефович, литературный критик.
Премия «Новые горизонты» вручается с 2013 года. Цель премии – поощрить авторов и произведения, способные напомнить о том, что фантастика не сводится к непритязательному развлекательному чтиву, а представляет собой интеллектуальное чтение, провоцирующее на размышления о будущем, прошлом и настоящем.
«Короткий список» премии будет оглашён в сентябре. Затем, в октябре — назван победитель.
Представления номинаторов на произведения номинационного списка будут опубликованы на Фантлабе.
Ниже — моё представление на премию "Новые горизонты" повести Геннадия Прашкевича "ЗК-5". Номинирована повесть не потому, что у Мартовича — юбилей, а потому, что она хороша. Номинировал я её ещё в феврале, но так уж совпало, что номинация обнародована организаторами недавно: http://newhorizonsf.ru/y2016/zeka5/
Русская литература… По поводу её состояния кто только не горевал, кто только не сокрушался. И хоть мы уже перешагнули из Года литературы в Год российского кино, проблемы, связанные с поиском места литературы (да и культуры в целом) в списке человеческих и государственных приоритетов, никуда не исчезли. О поиске этого места –фантасмагорическая, гротесковая, смешная и печальная повесть «ЗК-5».
В стране, которую описывает Прашкевич, объявлен Год Тургенева. Судя по ряду авторских экскурсов в прошлое, это не совсем та Россия, которую мы знаем. В ней образовано пять ЗК («Зон культуры»), предназначенных для «осуществления деятельности по организации особенных мер в создании и распространении мероприятий культуры, организации издательских дел, распространения, подписки, театральной деятельности и других видов указанной продукции». Одна из этих зон «духовной свободы», пятая по счёту, и есть ЗК-5, Алтайский край. Внутри ЗК «все писатели – братья и сестры. АлтЦИК (алтайский центр искусств), выплачивает каждому по расчету Правления – белыми, красными, голубыми жетонами. Пользоваться ими можно только в Зонах культуры, так что, нет соблазнов – перебираться в столицы, прибавлять имущество и влияние. Жизнь по жетонам – по-настоящему свободная жизнь. Никто в Зонах культуры не укажет тебе, на что и как ты их можешь тратить».
В АлтЦИК прибывает некий Салтыков, литературный чиновник высокого ранга. Салтыков приехал для участия в голосовании по Закону о защите прошлого, который он продвигает. Но должно ли прошлое затемнять наши горизонты? Тут, конечно, можно вспомнить Оруэлла и его знаменитое: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим», но Прашкевич, по своему обыкновению, вопросы задаёт, а с простыми и ясными ответами не торопится. Салтыков вспоминает пережитое и прочитанное, размышляет о судьбах больших русских писателей и большой русской литературы, вокруг него вертится хоровод странных персонажей, он участвует в странных мероприятиях. Герой, теряя почву под ногами, сползает в растерянность… А читатель вместе с ним мучительно нащупывает опору в ушедшем времени и пытается узреть новые горизонты, найти понятные и близкие всем скрепы-ответы, которые помогут, наконец, всё объяснить и надёжно соединить прошлое с будущим.
С убедительными, рациональными сценариями будущего в отечественной фантастике дела сегодня обстоят не очень. Да что там не очень – таких сценариев просто нет. А то, что есть, не выдерживает испытания на прочность даже в первом приближении. В дебютном романе «Роза и Червь» историк Роберт Ибатуллин попытался описать принципиально иную картину будущего – масштабную, неоднозначную, сложную, производящую впечатление достоверности… А главное, имеющую мало общего с теми убогими схемами, которые процветают в русскоязычном «фантастическом мэйнстриме». Не все получилось идеально, кое над чем еще стоит поработать, но на этом поле у Ибатуллина практически нет конкурентов. Решпект и уважуха, как говорят «в этих ваших энтернетах»!