Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
Андрей Василевский: Ожидаемо, одномерно. Открывающиеся сюжетные возможности не использованы, поэтому «Споки» выглядит как рабочая заготовка для более крупного произведения, которое так и не написано.
Александр Етоев: Вот это собственно и есть Новые Горизонты фантастики – писать, не думая, что пишешь фантастику. Потому что пиша фантастику, как это делали и делают многие прошлые и нынешние фантасты, они почему-то единственно о фантастике и думают. Нет бы подумать о литературе. Хотя литературе в общем-то все равно, фантастика она или нет. Главное, чтобы она оставалась литературой, то есть тем, что тревожит сердце и заставляет работать совесть. У Старобинец все это есть.
Сергей Жарковский: Ну, в общем, никак.
Рассказ, написанный в стиле «для глянцевых журналов» из рассказа. Гаджеты едят мозг наших детей, и кошмар. Мимимимими и ужас-ужас-ужас. Оно и бы и ничего для сельской местности, я бы поставил Y, но там есть устрица и жемчужина в густых проволочных зарослях, а вот нефритового рака, подбирающегося к жемчужине скрозь тёплую воду страсти – нет, поэтому Y-1. В «Космополитен», пальто подать.
А если чуть менее серьёзно – меня дико раздражил образ ребёнка, иммунного к поеданию мозга. Действительно, «Космополитен», да ещё и наш, современный, вот сейчас. Поставить X, что ли? Ладно. X+1, потому что не богатыристика Андрея Столярова.
Михаил Назаренко: Серединка на половинку: стандартная НФ, скрещенная со стандартным хоррором. Добротно, стилистически банально – да и не только стилистически.
Андрей Рубанов: Анна Старобинец на пике формы. Русский Стивен Кинг. Возможно, сегодня — лучший фантаст в России. Свой материал, своя тема, свой стиль. Заслуживает победы.
С другими отзывами Жюри на произведения-номинанты "Новых горизонтов" можно познакомиться здесь.
Андрей Василевский: Автор намеренно тормозит действие (нормальный литературный прием), но мои читательские усилия по преодолению этого торможения не оправдываются: «и это всё? и зачем это было? и что же это, трамтарарам, всё-таки было?» Целое не сложилось; возможно, потому, что автор сам не знал, как выпутаться из того, что навертел.
Александр Етоев: Меня такое чтение утомляет. Ровно, профессионально, женской аудитории такая книга должна понравиться, потому что о житейских проблемах – неверный муж, дети по лавкам плачут и прочие неустройства быта. В чем фантастика? В недосказанности. Что-то где-то произошло или это что-то кем-то устроено, но что это «что-то», где это «где-то» и кем это «кем-то» из текста неочевидно. В принципе, ход хороший, и обилие разговоров спасает книгу, но, как бы поточнее сказать… не хватает ощущения чуда. И вот еще чего мне не хватает: в этой прозе нет неожиданностей. Срывов. Есть образность, но нет неожиданностей, слова не сходят с ума, не отступают от словесных законов. Избыточный профессионализм утомляет. Теперь о настроении книги. Настроение «Пансионата» — осень. Осень мира (ветхость, проявляющаяся во всем – от качелей до номеров гостиницы и людей, в них проживающих). По мне б добавить в книгу лета, весны… Иначе — книга для людей осени. Так, кажется, назвал Брэдбери пришедших ниоткуда существ, задумавших похитить у детей детство. Если художественное произведение – проекция внутреннего мира автора на бумагу, то не очень-то уютно, должно быть, почувствует себя каждый, кто оказался в зоне контакта с автором. Это я сужу по себе.
Я, конечно, как всегда неправ, но больше WYZ поставить совесть не позволяет. Даже когда видна проделанная работа.
Сергей Жарковский: Блистательно!
Буду неоднократно перечитывать. В целом и общем Яна Юрьевна писатель класса Кинга. Очень въедливая, остро умная, зло и беспощадно любящая своих людей. Длинная проза управляется свободно, письмо чёткое, нештампованное, иногда захватывающе дух глубокое. Пара повторов была замечена, но это всё зола.
Михаил Назаренко: Из тех текстов, которые оправдываются или не оправдываются финалом. Для меня «Пансионат» не оправдался, а финал показался довольно невнятным, причем на всех уровнях текста, от фабульного до психологического. Что жаль, потому что конструкция хорошо продумана, многочисленные герои не сливаются в нераздельно-неразличимую толпу, взаимосвязи в микросоциуме прописаны грамотно, но – общий недостаток многих современных фантастов – с некоторой нарочитостью: обитатели пансионата обсуждают динамику микросоциума, чтобы читатель обязательно обратил на это внимание. Говорят, что композиция напоминает сериал «Lost» – может быть, я не смотрел. Но, в любом случае, чередование флешбэков (позволяющих познакомиться с персонажами) и текущих событий лишь до поры до времени маскирует отсутствие событий, а где-то с середины романа становится чрезмерным. Стиль – нейтральный; события время от времени становятся по-настоящему зримыми благодаря точным деталям; но, воля ваша, от причастий нужно избавляться («Едут вниз по серпантину, усыпанному сухими листьями с… кустарников, растущих между вечнозелеными деревьями с… уходящими в небо кронами». Кто на ком стоял?). И от любви к слову «парадоксальный» («Она остановилась, вдруг разом ощутив тяжелую усталость, парадоксальным образом совмещенную с непрерывными оборотами вечного двигателя»).
Андрей Рубанов: Яну Дубинянскую читаю с удовольствием. Она всегда хорошо знает, о чем пишет. О японцах ли, о ролевиках, о старухах. К сожалению, Яна обеими ногами норовит угодить в тот же капкан, куда в своё время попал и я. Для «серьёзной» художественной прозы она пишет слишком легко, для «массовой беллетристики» — слишком сложно и серьёзно. Середины не существует. Композиция романа «Пансионат» излишне сложная. Десяток параллельных линий, десяток героев, у каждого свои рефлексии и своя история. Вдобавок о каждом герое идёт рассказ в двух временах: настоящем и прошедшем. Автор перемудрил. Такую сложную конструкцию может тащить только хороший сюжет — но сюжета нет.
Суть происходящего можно уловить где-то ближе к середине романа. Главное событие замалчивается — очевидно, чтоб создать саспенс, нетерпение; но вместо саспенса у читателя возникает только раздражение. Слишком долго не раскрываются карты.
С другой стороны, глупо упрекать Дубинянскую, если даже увенчанный всеми лаврами Сорокин делает то же самое, если не хуже.
С другими отзывами Жюри на произведения-номинанты "Новых горизонтов" можно познакомиться здесь.
Андрей Василевский: Обидное разочарование, я много ждал от Хуснутдинова. Имперский сюжет хорош, «детсадовский» не очень, а убедительно связать обе линии вообще не получилось. Целое не сложилось, шестереночки и контакты не сошлись, машина не работает, ошибка то ли в проекте, то ли в исполнении; и получился такой странный артефакт — времени на его создание потрачено много, глянуть на него мельком даже любопытно, но ведь не работает, собака, а должен.
Александр Етоев: При всем моем уважении к Андрею Хуснутдинову (с ним вместе мы были на литсеминаре в Дубултах в 1990 году) балл выше четверки за этот роман я ему не поставлю. Не потому что роман переусложнен, почти любая книга Андрея не отличается простотой конструкции. Но как-то он тяжело устроен, хотя все прописано в нем в подробностях. Может быть, это обилие подробностей и давит на меня исподволь? И как-то в результате все расползается, швы лопаются, целое дробится и мир разваливается. Возможно, только у меня одного сложилось такое мнение. Бог мне тогда простит.
Сергей Жарковский: Такого ещё не было и скоро уже совсем не будет.
Здесь надо писать либо диссертацию, либо идти перечитывать в пятый раз. Я лучше перечитаю.
Михаил Назаренко: Эти тексты («Персональный детектив» Владимира Покровского, «Обратная перспектива» Андрея Столярова, «Дни Солнца» Андрея Хуснутдинова) мне трудно критически оценивать, потому что для меня-читателя они неудобочитаемы, извините за тавтологию. Говорить, почему именно, смысла не имеет: у каждого из авторов это уже давно черты творческой манеры («не баги, а фичи»). Впрочем, не уверен, осознанно ли Хуснутдинов пишет в таком духе: «Ослепительная улыбка его напомнила Диане собаку Баскервилей – в сыром и сером воздухе эта улыбка казалась намазанной фосфором»; «Договорив же, поняла, как все ее страхи, связанные с детским садом и визитом незнакомцев, сворачиваются клубком, проваливаются куда-то глубоко, в горячее, и что все это на самом деле очень серьезно»; «Что-то созревало в ней, какое-то забытое, сошедшее впустую намерение, безадресный упрек»; «Смех его убывал так же скоро, как быстро преображалось выражение веселости на открытом лице в неподвижную и страшную маску злобы». Впрочем, осознанно ли, нет ли, – а не Платонов, не Кафка.
Андрей Рубанов: Небрежно написано. Автор умеет мыслить, умеет и писать — но не умеет рассказывать. Сцена во дворце провальная. Автор плохо знает материал.
С другими отзывами Жюри на произведения-номинанты "Новых горизонтов" можно познакомиться здесь.
Андрей Василевский: Замысел понятен, но отталкивает разухабистый стиль. Дочитал только потому, что я член жюри.
Александр Етоев: Вот, действительно, некоторые из представленных на «Новые горизонты» авторов научились писать так удручающе, так угрюмо серьезно, что хоть вешайся на дедушкиных подтяжках. Да пусть каждый из них будет хоть трижды дитя добра и света и весь свободы торжество, но угрюмство это я им простить не могу. Ведь жизнь все-таки веселая штука, несмотря на качество безобразий, поставляемых нам едва ли не ежедневно. И относиться к жизни слишком серьезно то же самое, что эту жизнь убивать. Не верите, спросите у Кости Жихарева, он знает.
Сергей Жарковский: Унылое дерьмо.
Я хотел сначала написать что-то вроде «Успенский, конечно, пишет лучше, чем Белянин», но, конечно, Михаил Успенский такого оскорбления не заслуживает. Так что я лучше честно: данный остроумный роман юмористической фантастики, написанный очень приличным в основное время писателем Михаилом Успенский – дерьмо. Унылое, причём.
Михаил Назаренко: Книга, написанная непонятно для кого: дети и подростки не поймут лучших шуток (впрочем, немногочисленных), взрослые будут скучать над не вполне достоверным (в чем автор признается на первой же странице) начупопом. Обращения к читателю «Погугли-погугли, интересно ведь!», видимо, подразумевают именно подростковую аудиторию – но для нее книга слишком вялая сюжетно. А жаль: смысл романа вполне внятный и актуальный. «Землю свою надо любить и жалеть… Даже когда кажется, что не за что любить, – все равно жалеть!» Вот об этом-то и написать бы, а не о лекциях Колобка на темы былиносложения.
Андрей Рубанов: У Михаила Глебовича, классика российской фантастики, всё, как всегда, хорошо. Весело и интересно. Только мы про Жихаря уже читали, целую трилогию, лет 20 назад. Можно было бы понять мастера, если б он переосмыслил старый, исчерпанный материал, и подал его с другого ракурса. Но нет — те же там же, и делают то же самое. Ну и название считаю совсем неудачным.
С другими отзывами Жюри на произведения-номинанты "Новых горизонтов" можно познакомиться здесь.
Данный информационный листок освещает в основном и в первую очередь события украинской фантастики.
Разумеется, наиболее интересные события в мире фантастики в рамках СHГ также будут находить свое отражение в "OldNews". Мы освещаем только русско- и украиноязычную фантастику. О фантастике "дальнего зарубежья" пишут достаточно и без нас.
Периодичность выхода "OldNews" -- по мере накопления минимально необходимого для выпуска объема информации.
Дмитрий Громов, Олег Ладыженский, август 2014
В HОМЕРЕ:
_________
* Книжные новинки.
** Лауреаты премий "Еврокона-2014".
*** Фестиваль фантастики "Созвездие Аю-Даг-2014".
**** Лауреат премии "Новые горизонты-2014".
***** Лауреаты премии критиков "Филигрань-2014".
****** Новые номера журналов и альманахов.
* КHИЖHЫЕ HОВИHКИ.
Издательство "АЗБУКА" -- ИГ "АЗБУКА-АТТИКУС" (СПб), серия "Азбука-фантастика":
ОЛДИ Генри Лайон: "Шерлок Холмс против марсиан" (роман; обложка Сергея Шикина, иллюстрации Юрия Платова и Сергея Антонова), 2014.*
Издание САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ КНИЖНОЙ ЯРМАРКИ ДК им. КРУПСКОЙ:
"ФАНТКРИТИК: 10 ЯРКИХ ЛЕТ" (рецензии и статьи, занявшие призовые места на конкурсе Книжной ярмарки ДК им. Крупской "Фанткритик" за все 10 лет существования этого конкурса; составитель Юлия Зартайская), 2014.
С 22 по 24 августа 2014 года в Дублине (Ирландия) прошел 36-й европейский конвент научной фантастики "EuroCon-2014". Фестиваль фантастики на этот раз назывался "Shamrokon". Сайт конвента http://www.shamrokon.ie/
Лауреатами премий "Еврокона" 2014-го года стали:
Зал славы. Лучший писатель: Вольфганг Ешке (Германия) -- Wolfgang Jeschke (Germany).
Зал славы. Лучший переводчик: Мс. Керсти Юва (Финляндия) -- Ms. Kersti Juva (Finland).
Зал славы. Лучший промоутер: Дэйв Лалли (Ирландия) -- Dave Lally (Ireland).
Зал славы. Лучший журнал: Космопорт (Беларусь) -- Cosmoport (Belarus).
Зал славы. Лучший издатель: Angry Robot (Великобритания) -- Angry Robot (UK).
Зал славы. Лучший художник: Джим Фитцпатрик (Ирландия) -- Jim Fitzpatrick (Ireland).
Игорь Силивра (Украина) -- Igor Silivra (Ukraine).
Дух верности. Лучший фензин: "DARKER" (Россия) -- "DARKER" (Russia).
Дух верности. Лучший художник: Александр Продан (Украина) -- Alexander Prodan (Ukraine).
Дух верности. Лучшее представление: Ана Маляниц и Co: театральная постановка продолжения сериала "Музыкальный блог Доктора Ужасного" (Хорватия) -- Ana Miljanic and Co: Adaptation of Dr. Horrible's Sing-along blog (Croatia).
Дух верности. Лучший создатель детских книг в жанрах НФ или фэнтези:
Общественная организация "Созвездие Аю-Даг" объявляет, что восьмой Открытый крымский фестиваль фантастики "Созвездие Аю-Даг" состоится с 23 по 26 октября 2014 г. в пгт. Партенит (Крым) на базе ЛОК "Айвазовское".
Стоимость оргвзноса (в российских рублях) составит (включая проживание, трехразовое питание, банкет и участие во всех мероприятиях фестиваля):
1. Место в стандартном двухместном северном номере: 6500 руб.
2. Место в стандартном двухместном южном номере: 7000 руб.
3. Место в двухместном 2-комнатном северном номере полулюкс: 8000 руб.
4. Место в двухместном 2-комнатном номере люкс и люкс-студио на набережной: 9400 руб.
При размещении детей от 1 года до 14 лет на основном месте -- скидки не
Предоставляются, кроме оговоренных по оргвзносу и банкету (в зависимости от возраста).
При одноместном размещении оплачивается два места в номере за вычетом 1100 руб.
По согласованию с Оргкомитетом проживание более двух человек в номере возможно на следующих условиях:
-- в номерах категории "южный", "северный" за дополнительное размещение третьего человека -- средний оргвзнос: 6000 руб. с человека (сев.), 6400 руб. (южн.);
-- в номерах категории "полулюкс" средний оргвзнос для взрослых: 7500 руб., для детей до 14 лет: 7000 руб. (на полном оргвзносе, включая банкет);
-- в номерах категории "люкс" -- средний оргвзнос для взрослых: 8700 руб., для детей до 14 лет: 8250 руб. (на полном оргвзносе, включая банкет).
В стоимость также входит:
-- возможность диетического питания;
-- электрокардиограмма, обеспечение медикаментами первой медицинской помощи;
-- пользование: пляжем, оборудованным навесами, зонтиками, с предоставлением шезлонгов, пляжных полотенец, крытым бассейном с морской водой, детской площадкой с тренажерами для детей, библиотекой.
-- Wi-Fi в холле корпуса.
Желающие выступить на фестивале с докладом, провести мероприятие и пр. -- ждем Ваших заявок по адресу: konkurs_audag@mail.ru
Мастер-классы фестиваля:
Оргкомитет объявляет, что в рамках фестиваля состоятся следующие мастер-классы по фантастическому рассказу:
Мир следующей геологической эпохи.
Авторам предоставляется возможность поговорить на самые разные темы (без мистики и фэнтези), единственное условие -- чтобы действие происходило в грядущую (не в прошлую вроде мезозоя!) геологическую эпоху, и чтобы этот факт находил отражение в сюжете и / или фантастическом допущении.
Ведущие: Глеб Гусаков (Ярослав Веров), писатель, редактор, "Снежный Ком М" и Игорь Минаков, писатель, редактор, "ЭКСМО".
Просто фантастические новости.
Слово Дмитрию Скирюку:
"Итак, тема нашего нового, рассказного мастер-класса: "Просто фантастические новости".
Увы, сегодня ни для кого не секрет, что новости -- информация, СМИ, цензура, являются не только благом, но и фактически инструментом власти, лекарством и вирусом, мечом и щитом, и возможно, самым опасным оружием современности. К сожалению, события последних месяцев показали это особенно остро. Что нас ждет? Куда двинется "информационное поле", которое мы ежечасно формируем и подпитываем? Какие открытия, ловушки и страхи ждут нас на этом пути, и есть ли панацея от этих бед? Люди, тонущие в море информации, информация, живущая своею жизнью, для которой люди -- не более чем муравьи, коллективное бессознательное, управление, потеря контроля, киберпространство, индустрия управления людскими мыслями... У вас нет ограничений. Хотя, как показывает жизнь, реальность порой опережает любую фантастику."
Ведущий: Дмитрий Скирюк, писатель.
Внимание: участие в мастер-классе подразумевает физическое присутствие на фестивале! Принимаются рукописи объемом от 15000 до 40000 знаков (включая пробелы), в формате .doc (не .docx или ином), неархивированные. Файл должен содержать фамилию автора и название следующим образом: Иванов_Галактический_Кровосос.doc
Срок приема рукописей -- до 10 октября 2014 г. включительно, но не позднее!
Тексты присылать с на адрес: konkurs_audag@mail.ru с пометкой в теме: "На МК Верова-Минакова" или "На МК Скирюка".
Также напоминаем, что продолжается прием текстов на конкурс футур-эссе "Будущее Крыма" Дмитрия Володихина. Все тексты на конкурс слать ему: http://www.audag.org/?p=2362
Победители мастер-классов и конкурса будут опубликованы в очередном сборнике-альманахе "Настоящая Фантастика".
17 августа 2014 года на Петербургской Фантастической Ассамблее был объявлен лауреат литературной премии "Новые горизонты". Премия присуждается за художественное произведение фантастического жанра, новаторское по тематике, образам и стилю.
Лауреатом премии стал писатель Владимир Аренев с повестью "Душница".
[Оргкомитет премии "Новые горизонты".]
От души поздравляем Владимира с премией!
[Редакция "OldNews".]
***** ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ КРИТИКОВ "ФИЛИГРАНЬ-2014".
23 августа 2014 г. в Москве прошли 15-е ежегодные Чтения памяти братьев Стругацких. По окончании Чтений состоялась торжественная церемония награждения литературной премией "Филигрань", учрежденной "цехом" критиков, постоянно профессионально работающих в сфере фантастической литературы. По итогам голосования жюри, состоящего из критиков и литературоведов, постоянно работающих в фантастике, 23 августа были названы лауреаты литературной премии "Филигрань":
По номинации рассказ: Николай Калиниченко, Андрей Щербак-Жуков: "Остров Балчуг".
По номинации повесть: Далия Трускиновская: "Мембрана".
По номинации роман: Вадим Панов: "Кардонийская петля".
[Дмитрий Володихин, г. Москва.]
От души поздравляем победителей!
[Редакция "OldNews".]
****** HОВЫЕ HОМЕРА ЖУРHАЛОВ И АЛЬМАНАХОВ.
Вышел в свет N 7 за 2014 г. (июль) журнала "Фантастика и детективы". Содержание номера:
Артур Конан Дойл: "Человек на четвереньках" (рассказ, перевод Г. Панченко, О. Бутаева, иллюстрации И. Авильченко).
Роберт Барр: "Великая загадка Пеграма" (рассказ, перевод Т. Коева, иллюстрации М. Олина).
Владимир Свержин: "Песчинка на весах истории" (рассказ, иллюстрации М. Олина).
Светлана Васильева: "Письмо из России" (рассказ, иллюстрации И. Авильченко).
Татьяна Адаменко: "Огонь свидетель" (иллюстрации М. Олина).
Алла Несгорова: "Секрет омелы" (рассказ, иллюстрации М. Олина).